Кровавое лицедейство. Что делать нам?
некомпетентности правящих кругов.
Иван Ефремов, «Час Быка»
История и литература хранят эпизоды эффектных, сценически ярких обращений вождей к народу, к солдатам, к сторонникам. Достаточно перечитать Плутарха, вспомнить речи Брута и Антония в трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» (основанной на тех же «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха), а заодно и знаменитую фразу Наполеона: «Солдаты! Сорок веков смотрят на вас сегодня с высоты этих пирамид!». Тем не менее, следует заметить, что подобные события до ХХ века были, во-первых, сравнительно редки, во-вторых, они отличались непременным патетическим характером и возвышенной лексикой. В общем, такие речи можно считать сильнодействующим и редко используемым средством, необходимым в критические моменты истории, те самые, что Стефан Цвейг назвал «звездными часами человечества».
В начале ХХ века, в эпоху революций в России, значение публично произнесенной речи сильно возрастает. Слова, сказанные Милюковым на заседании Государственной Думы в конце 1916 года («Что это, глупость, или измена?»), вызвали обвал, раскатившийся по гибнущей империи в феврале-марте и продолжившийся далее. Революция рождает трибунов. Сначала Керенский, потом Троцкий завоевывают славу ораторов. Тут можно увидеть стремление к выразительной театральности и красивой позе, соединенной с ярким красноречием – и все это имело целью воздействовать на сознание людей, увлечь их на труд, на подвиг и даже на смерть.
Прошло время. Противостоявшие Советскому Союзу итальянский фашизм и германский нацизм двинулись намного дальше. Если лидеры российской революции использовали ораторское искусство в моменты критические (а других, собственно, во время революции и не было, она вся эпоха сплошного кризиса), то фашисты обратили это в правило, сделав ораторство рутинным, постоянным, да еще и сдабривая его откровенным лицедейством. Вспомним фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» – как жестикулирует Муссолини, как он гримасничает, презрительно кривит рот, надменно выпячивает подбородок. Это чистое лицедейство, даже, не побоюсь сказать, актерство. А Гитлер? Он мог говорить о каких-нибудь насущных проблемах экономики, вроде полюбившегося ему строительства автобанов, но как он распалялся даже в такой обыкновенной речи! Взмахи рук, голос срывается на крик, что там крик, натуральный лай, исступление какое-то, то ли экстаз, то ли агония… Чаплин, кстати, именно пародированием лицедейства больно ужалил фюрера.
Но прошла эта эпоха, сгинули (на время) фашисты – и что мы увидели дальше? Совершенно удивительный феномен блеснул в последней четверти ХХ века. Если раньше мы наблюдали на вершинах власти людей, никак не причастных к театральному искусству, но успешно осваивавших некоторые его элементы (тот же Муссолини мог бы стать хорошим характерным актером, если бы, на благо всего мира, бросил политику), то в близкое к нам время за рычаги власти стали браться самые настоящие профессиональные актеры. И неважно, что они не достигали уровня Николая Черкасова или Лоуренса Оливье – главное, что удалось порулить, и не без успеха. Роналд Рейган, кстати, удачно наращивал свою популярность за счет собственного актерского опыта, кроме того, ему неоднократно удавалось использовать типичные драматические приемы, например, выдерживание паузы во время важных выступлений.
Но затем случилось и вовсе удивительное. На смену актерам драмы или боевика (тут можно вспомнить губернатора Калифорнии Шварценеггера) стали приходить в политику комики, юмористы – как, например, Михаил Евдокимов, избранный в 2004 году губернатором Алтайского края… И, как по заказу, ведущие политики многих стран сами стали в своих действиях, поступках, даже обыденном поведении, напоминать комиков и даже клоунов… Короткое губернаторство Евдокимова было, конечно, испытанием для края. Но сегодняшнее правление комедиантов в странах Запада может стать прологом к трагедии мирового масштаба – собственно, уже сейчас идет невероятная драма, которую мы лет сорок назад могли представить разве что в жанре альтернативной истории, или какого-нибудь антиславянского пасквиля.
Помимо всего сказанного, это еще означает катастрофическое снижение компетенции правящих элит. Драма сменяется банальным боевиком, а тот, в свою очередь, пошлым фарсом. Эрудированность сменяется начётничеством, а оно – безграмотностью и невежеством в элементарных вопросах. Премьер-министр великой страны ведет себя как ковёрный, да и внешне вполне соответствует, а министр иностранных дел (!) путается в географии стран, о которых произносит официальную речь. Президент другой великой страны здоровается с призраками… Что говорить о комике-президенте соседней с нами страны? По большому счету, все это уже никого не удивляет, ибо не имеет значения в мире, где господствуют примитивные формы популизма, где глубокое знание не востребовано, где критический анализ (и самоанализ!) подменены вульгарной мифологией.
«Я ненавижу эту эпоху, меня от нее тошнит. Я ненавижу этих людей. Все фальшиво, все – подделка. Уважения больше не существует, никто не выполняет своих обещаний. Только деньги имеют значение. Каждый день, с утра до вечера, мы только и слышим о преступлениях. Я знаю, что покину этот мир без сожалений», – сказал Ален Делон, и я понимаю его. Эпоха умирает, и не только она – умирает мир Запада, мир европейской культуры. Что нам делать?
Быть самими собой. Быть Россией. Понимать, что никто и ничто не заменит нам того, что мы до сих пор храним. И не актерствовать, не играть – ибо история не игра, и жизнь не игра. И осознать, наконец, что любая игра лишь имитация жизни, и что нельзя жизнь переиграть, как неудачный дубль, поставить заново, как провалившийся спектакль! И навсегда запомнить, что за клоунадой в политике следует кровь!
Опубликовано в газете "День Литературы", № 8-9, 2022
https://denliteraturi.ru/article/6796
Свидетельство о публикации №222092500686