О шаманах

23 дек 2019

Просили рассказать о шаманах. Сначала не хотел, а потом передумал, да простит меня великий дух Вакан Танка. Мода на всякую оккультятину так испохабила образ шамана, что не худо рассказать правду.
Массовая культура не может родить ничего кроме пошлости. Нас приучили рисовать шамана как некоего придурка в нелепых висюльках, который скачет вокруг костра, бьёт в бубен и вызывает дождь. Это не так. Шаман не клоун, шаман — это очень серьёзно. На шамана надо учиться от десяти до двадцати лет, и шаманом нельзя стать по своей воле. Шаман не только мистик, медиум и созерцатель, не только проводник между мирами, шаман ещё и знахарь, травник, целитель, костоправ и повивальная бабка, шаман ещё и поэт, сказитель, составитель эпоса и хранитель народной памяти.
Заставить шамана камлать публично — это невозможно. На камеру кривляются только ряженые клоуны. Сам факт камлания шамана прилюдно, в присутствии людей — это уже большая редкость, это происходит только в случае решения общих проблем племени. Когда шаман камлает прилюдно, он всегда надевает маску. В остальное время шаман живёт на отшибе, его мало кто видит. Шаман нелюдим и редко имеет семью. Считается, что семейный шаман слаб, у него много земных привязанностей, а это отвлекает от служения. Шаман — собственность племени. Всё, что ему надо, ему принесут люди, а надо ему не много.
У чукчей есть поговорка — «хороший шаман — мало оленей, плохой шаман — много оленей». Дело не только в корысти, хотя и в ней тоже — с жадным человеком не будут говорить добрые духи. Но главное — у хорошего шамана просто нет времени на домашнее хозяйство, шаман всегда занят. Главная работа шамана — смотреть на огонь, небо, звёзды и воду, слушать ветер и ходить между мирами. Камлает шаман редко, это ключ к нижнему миру. Камлание — это ритмическая двигательная медитация на вибрациях нижнего мира. В верхний мир ходят спокойно, без плясок. Здесь такие же практики созерцания, как у православных исихастов, или джаны буддизма, или медитации йогов. Все люди устроены одинаково. А когда надо сходить в нижний мир, шаман идёт камлать, но не к людям, а подальше от людей — в горы, в степь, в тайгу или тундру.
Шамана выбирают сами духи. Нельзя сказать — «я хочу стать шаманом». Духи выбирают нового шамана или через старого шамана, или через «шаманскую болезнь». Старый шаман может придти в какую-то семью, ткнуть пальцем в ребёнка и сказать — «он будет шаманом». А бывает так, что растёт мальчик или девочка, здоровый весёлый ребёнок, и вдруг начинает чахнуть. У него пропадает всякий интерес к жизни, он становится депрессивен, вял и астеничен. Тогда люди говорят — «у него шаманская болезнь». В таких случаях человек либо поступает в ученики к шаману, либо он должен креститься. Если он поступает в научение к шаману или крестится, он выздоравливает, если не делает ни того ни другого, он гибнет. Человека, который принимает крещение, духи оставят в покое. Он уже на другом этаже, он вне племени.
Отдельно надо сказать о женщинах-шаманах. Их уважают, но боятся больше шаманов-мужчин. Женщины более безбашенны, мистичны и интуитивны. Если женщина пошла в другой мир, она пойдёт до конца, и никто её уже не остановит. Говорят, что шаманок боятся даже сами духи.
Обычная жизнь шамана похожа на жизнь участкового доктора или мента — поносы, простуды, больные зубы и бытовые конфликты. Хороший шаман всегда нравственный авторитет и мировой судья.
В обычной жизни шаман запросто может свернуть башню обычному человеку. Вот шаман берёт бубен, тихо постукивает, приплясывает и тихонько что-то бубнит. Ты его спрашиваешь —
— Что ты делаешь?
— Зову друга в гости. Соскучился.
А завтра к нему приезжает его друг, шаман соседнего племени, который живёт километров за двести. И что думать?
Или бродит шаман по тундре, тихо что-то поёт. Его спрашивают — что ты делаешь? Он отвечает — нам нечего кушать. А назавтра на это место садится табун перелётных гусей.
Феномен шаманизма лежит в самой природе людей. Человек гораздо более могущественное существо, чем мы привыкли думать, просто большие цивилизации пошли по пути унификации человека, большие коллективы более выживаемы и меньше нуждаются в выдающихся личностях, тогда как в маленьких племенах в естественных природных условиях индивидуальные способности лучше видны. Есть ещё один парадокс — к духам можно идти только под защитой. Единственная защита — это независимость, это отсутствие корысти или тщеславия, но если у тебя нет корысти или тщеславия, то духи тебе нафиг не нужны, а если духи поймали тебя на жадности или гордыне, то они скрутят тебя в бараний рог, и ты станешь тем шаманом, у которого много оленей. И люди к тебе не пойдут, а если шаман не нужен людям, то какой в нём смысл? Поэтому хороший шаман — это тот шаман, который хлопочет не о себе, а о людях, и тут мы приходим к концепции христианского Бога, великого Вакан Танка, который НЕ ИЩЕТ СВОЕГО. И тогда мы понимаем отличие реального шамана от ряженого клоуна — шаман никогда не будет «трубить перед собою», как говорил Христос, а ряженый клоун интересен только пошлой массовой культуре. Это касается и языческого шамана, и христианского священника, и политического деятеля, и участкового врача. Все люди устроены одинаково.


--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии