Непротивление злу злом

30 июн 2020


Удивительную заказали тему —

\\\вот вечная проблема: непротивление злу насилием — страшная боевая система графа Толстого. Как быть контингенту?\\\

Удивителен не сам вопрос, а тот факт, что тему эту заказала не какая-нибудь нежная институтка, мечтающая открыть приют для бездомных хомячков, а весьма реальный мужчина, рыбак, писатель, рок-н-роллер, бушкрафтер с овчаркой и двумя ножами. И нашёл кого спросить — не кисейную барышню, не прыщавого субтильного юношу, а старого солдата Империи. Какой у меня может быть ответ, как быть контингенту? Ответ может быть только один. Мочить. Как говорит один известный завклубом из Дрездена — мочить в сортире. Если у нас такие завхозы, то что может прибавить к сему старый головорез?
Если серьёзно, то графу нашему сразу не поздоровилось, как только он выступил с этой телегой. На нём тогда сразу отоспались все реальные пацаны, кто ещё мог держать в руках боевой карандаш — Фёдоров, Розанов, Соловьёв, Бердяев, Ильин, Антоний Храповицкий...
Круче всего приложил тогда графа нашего Иван Ильин. Он назвал концепцию непротивления злу ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ СЛАБЫХ. Отметился и митрополит Антоний, который написал, что непротивленцы лукавы, ибо, ссылаясь на фразу Христа о правой и левой щеке, сами в это не верят.
Казалось бы, ни убавить ни прибавить, но попробуем втиснуть сюда свои пять копеек. Попробуем разобраться, откуда ноги растут, и почему боевой офицер, защитник Севастополя стал вдруг конченым пацифистом.
Есть два графа Толстых. Толстой до «Арзамасского ужаса» и Толстой после «Арзамасского ужаса». Это разные люди.
Как известно, в 1869 году Лев Николаич отправился в Пензенскую губернию прикупить именьице и, ночуя по дороге в Арзамасе, испытал некий демонический ужас, кошмарный страх смерти, и едва не сошёл с ума. Это подробно описано им в «Записках сумасшедшего» и «Смерти Ивана Ильича».
Судя по всему, это была паническая атака, хорошо известная в медицине. Атака хорошо изучена, имеет как правило сосудисто-ишемическую природу и легко купируется надуванием воздушного шарика, но граф этого не знал, врачей рядом не было, и мало ему не показалось.
Толстой призадумался, очень изменился, а смерть стала его навязчивой идеей. Упоминаются безобразные истории, когда граф приходил к умирающим людям и выспрашивал, что они чувствуют, и всё скурпулёзно записывал. Выглядело это довольно бестактно, доходило порой до скандалов.
Всё к тому, что граф наш с тех пор начал экстраполировать свои переживания на других людей. Тема насильственной смерти и вообще насилия не давала ему покоя. Это накладывалось и на эволюцию мировоззрения Толстого, с годами он всё больше отходил от классического христианства, и к старости замутил в своей голове некую гремучую смесь из пантеизма, буддизма и секулярного гуманизма. Человечество он стал воспринимать как некий единый организм, а концепция Бога преобразилась в его сознании в концепцию саморазвивающейся вселенной. В этом свете понятно возникновение в его бедной голове этой телеги о непротивлении злу насилием — не будешь же ты отрубать себе палец, если палец гноится? То, что гноящийся палец иногда приходится отрубать, чтобы не погиб весь организм, Толстой почему-то забыл.
Телега о непротивлении злу чрезвычайно глупа и наивна. История человечества очень скоро показала, что Толстой даже и не подозревал, что такое реальное зло, кто такие реальные нелюди со своей расовой теорией, и непонятно, как бы он смотрел с позиции этой своей телеги о непротивлении злу в глаза детям в Освенциме, в Бабьем Яре или в Хатыни. Казалось бы, здесь даже не о чем говорить, но не всё так просто. Понятно, почему этот вопрос периодически вскакивает в голове. Достаточно вспомнить известную самоироничную залепуху времён СССР — «в борьбе за мир не оставим камня на камне». Как убить плохого, а самому остаться хорошим? Как не перейти границы возмездия и не стать мстителем? Как не озлобиться, не озвереть, пока мочишь зло в сортирах?
На этот счёт нет универсального ответа. На этот счёт в нашей базовой комплектации предусмотрены разум, честь, совесть, рефлексия и здравый смысл, а опционально нам дан Новый Завет — Завет Милосердия. При грамотном использовании этих приборов мы никогда не заблудимся.


--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии