Лухманов Д. А- легендарный капитан барка Товарищ

на фото: ьарк "Товарищ" («Лауристон»). Капитан Лухманов Д.А.

Дмитрий Афанасьевич Лухманов (25 августа 1867—18 июня 1946) — русский и советский мореплаватель. Капитан парусных судов: фрегата «Великая княжна Мария Николаевна», учебного судна Одесского Училища торгового мореплавания , учебного парусного судна «Товарищ».
Капитан Лухманов был легендарной личностью. Разные поколения мореходов с большим уважением относились к нему, знали его как широко образованного человека, капитана-парусника, конструктора и писателя.
Он родился в Петербурге.  Страсть к морским приключениям заставили его, пятнадцатилетнего паренька, отправиться в Крым и поступить в Керченские мореходные классы. Морскую практику он проходил на парусных судах и пароходах Черноморского торгового флота («Астрахань», «Вера», «Святой Николай», «Императрица Мария»
Лухманов окончил мореходку семнадцати лет, но закон требовал для получения диплома, на первое судоводительское звание, совершеннолетия, т.е., по законам Российской империи, достижения двадцати одного года.  Отлично закончив 3-й класс мореходки, Лухманов не был допущен к выпускным экзаменам на штурмана – по малолетству, и в 1884 году, не закончив учёбу, поступил учеником без содержания на пароход «Николаос Вальяно».

Два года он служил матросом на иностранных судах, в том числе парусных: итальянском бриге «Озама», с которого сбежал в Сан-Доминго (Гаити) на американскую шхуну «Гарри Уайт», на американском барке «Самуэл Д. Карлтон» (на нём перешёл из Бостона вокруг мыса Доброй Надежды в Сидней), а затем на австрийском клипере «Армида» перешёл через Торресов пролив к острову Ява, а оттуда вокруг мыса Доброй Надежды – в Исландию.

В феврале 1886 года Лухманов возвратился в Петербург и поступил в Петербургские мореходные классы, по окончании которых в девятнадцать неполных лет получил диплом штурмана каботажного плавания (через год сдал экзамен и на штурмана дальнего плавания).
Морской путь Дмитрий Афанасьевич продолжил в каспийском отделе пароходного общества «Кавказ и Меркурий», где в должности второго и старшего помощника девять лет служил на паровой шхуне «Великий Князь Михаил» и наливном винтовом транспорте «Александр Жандр», потом в Баку – на пароходе «Князь Барятинский» и винтовой товарно-пассажирской шхуне «Армянин».
Затем ему предлагают работу на Дальнем востоке, где он впервые становится капитаном, но на речных судах. Он водит по рекам пароходы «Атаман» и «Амур».  Решив изменить работу, в 1901 году он возвратился в Петербург. Он по-прежнему мечтал о море, кораблях под парусами.
 В 1902 году Лухманову предлагают место помощника начальника порта Петровск-на-Каспии (ныне город Махачкала). С дипломом капитана дальнего плавания, со знанием четырех языков (английский, французский, немецкий, итальянский), с огромным опытом плавания на парусниках, он вынужден был согласиться на эти условия,  но оставаться без работы и с семьей он не мог.
Через несколько лет после начала работы в Петровском порту на Каспии  в 1908 году Д.А. Лухманов принял командование над парусным фрегатом «Великая княжна Мария Николаевна», учебным судном   Одесского Училища торгового мореплавания (сейчас Одесское мореходное училище).
Плавала «Мария Николаевна» на линии Одесса-Севастополь - Геленджик — Феодосия – Евпатория – Севастополь - Одесса. Каждую навигацию опытный экипаж обучал морскому делу сто десять практикантов — учеников мореходных классов.
С весны 1910 по февраль 1912 года Д.А. Лухманов – помощник начальника порта Мариуполь. В 1911 году в мариупольской типографии тиражом 300 экземпляров была издана поэтическая книга Дмитрия Лухманова «На суше и на море».
В 1912 году новое назначение – он стал чиновником особых поручений при Управлении Доброфлота, четыре года провёл в Гонконге, затем до 1917 года – морской агент Доброфлота в Нагасаки.
В 1920 году во Владивостоке Лухманов возглавлял Временное Общероссийское правление Доброфлота. Все силы были направлены на спасение русского торгового флота для молодой Советской республики, и это позволило предотвратить перегон на Чёрное море шестнадцати пароходов бывшего Добровольного флота для белых войск барона Врангеля.
Капитану Д.А. Лухманову была предложена должность директора-распорядителя Московского правление Доброфлота. Летом 1924 года Доброфлот был упразднён, а все его активы и имущество переданы Совторгфлоту.
Лухманов был назначен начальником Ленинградского морского техникума, созданного на базе Петроградских мореходных классах выпускником которых Лухманов был в конце прошлого века. Он преподавал будущим морякам морскую практику и Правила предупреждения столкновения судов в море.

В мае 1926 года Лухманову предложили взять под команду парусник «Товарищ», который должен был совершить учебное плавание из Мурманска в Аргентину. 
Четырёхмачтовый барк «Товарищ», бывший «Лауристон» переделанный под учебное судно, был передан СССР в 1922 году.
Дмитрий Афанасьевич принял на себя командование «Товарищем» и два года Лухманов был капитаном учебного барка «Товарищ», до войны самого крупного парусного учебного судна Советского Союза. На «Товарище»  с ленинградскими курсантами он совершил плавание из Мурманска в Аргентину.
Про это плавание «Товарища», Д. А. Лухманов, написал книгу «20 000 миль под парусами».
Судьба барка была печальной. Великая Отечественная война застала барк в городе Мариуполе. Захватив город осенью 1941 г., гитлеровцы взорвали и затопили барк, перекрыв вход в порт.
Наследником 1-го «Товарища» в 1950 году стал другой парусник, трёхмачтовый барк, названный так в память о нем - барк «Товарищ». Преемник первого «Товарища», был столь же привлекателен, и любим, как и его предшественник, хотя и несколько меньше по размерам.

Многие из учеников Д.А. Лухманова стали прославленными капитанами. Учениками Дмитрия Афанасьевича Лухманова были известные капитаны дальнего плавания Иван Александрович Ман, Владимир Михайлович Беклемишев, Владимир Семенович Гинцберг, Александр Африканович Демидов, Алексей Леонтьевич Каневский, Евгений Николаевич Мартынцев,
В 1933 году по состоянию здоровья    Д. А. Лухманов  был переведён в  Грузию на должность начальника Потийского морского техникума. В 1936 году капитаном парохода «Транссбалт» совершил рейс  в Испанию.
Прославленного капитана Лухманова, Героя Труда и орденоносца, не обошли стороной репрессии. В 1938 году расстрелян его старший сын – дипломат и сотрудник ГРУ Николай Лухманов. Дмитрий Афанасьевич, его жена Ольга Михайловна и их сын, работавший лоцманом, были арестованы в Поти в начале 1939 года. В тюрьме на протяжении шестнадцати месяцев 71-летний капитан подвергался допросам и пыткам.
Восстановленный в правах капитан Лухманов  вернулся к преподавательской деятельности, и был капитан-навигатором морской инспекции Наркомата Морского флота СССР.
Все, кто обучался в морских учебных заведениях после войны, занимались по пособиям прославленного парусника Д.А. Лухманова: «Советы старого капитана молодым морякам», «Морская практика для юнг», «Вооружение парусно-моторных судов»,  «Матрос 1-го и 2-го класса».
Занятия с молодежью он сочетал с научной и литературной работой. Были изданы книги «Соленый ветер», «Штурман дальнего плавания», «20000 миль под парусами», «Жизнь моряка».

Некоторые его ученики стали писателями. Капитан дальнего плавания, член Союза писателей СССР Юрий Дмитриевич Клименченко издал несколько книг художественной и документальной прозы. Александр Африканович Демидов, в 1970 году написал автобиографическую повесть «40 лет на капитанском мостике», Капитан дальнего плавания, командир прославленной на Балтике в годы Великой Отечественной войны подводной лодки «Лембит» Алексей Михайлович Матиясевич выпустил книгу «По морским дорогам»..
Д.А. Лухманов определил жизненный путь и будущего учёного, писателя-фантаста Ивана Ефремова, который в начале 1920-х годов плавал на каботажном судне «Третий Интернационал» у берегов Охотского моря.
Иван Антонович Ефремов вспоминал: «Мы сидели у него дома на Шестой линии, пили чай с вареньем. Я говорил, он слушал. Внимательно слушал, не перебивая, знаете, это большой дар – уметь слушать! – потом сказал: “Иди, Иван, в науку! А море, брат... что ж, все равно ты его уже никогда не забудешь. Морская соль въелась в тебя”. Это и решило мою судьбу». Позднее беседы с капитаном Лухмановым были использованы Иваном Ефремовым в рассказе «Катти Сарк» (рассказчик выведен под именем капитана Лихтанова).
Воспоминаниями капитана Лухманова по-прежнему дорожат те, кто не мыслит своей жизни без Океана и сохраняет мечту о плавании под парусами.
.
«На суше и в море». Стихотворения
by Лухманов, Дмитрий Афанасьевич,
Publication date 1911

Приметы моряковъ о погоде :
Предсказанія ожидаемой погоды по виду неба.
 Если небо красно съ вечера.
Моряку бояться нечего;
Если жъ красно по утру,
Моряку не по нутру.
***
II
 «Барашки ль» *) по небу б;гутъ.
Иль «небо ангелы метутъ» **),
Коль въ трюм; груза не имеешь,
Сбавь парусовъ, —не пожалеешь.
***
III.
Вечеромъ небо коль полно огня,
Утромъ-же зорю туманъ застилаетъ,—
В;рные признаки чуднаго дня,
Старый морякъ парусовъ прибавляетъ.
***
IV.
Коль резокъ контуръ облаковъ,
Ко встрече съ в;тромъ будь готовъ,
Когда-жъ ихъ контуры мягки,
Тогда все в;тры далеки.
***
V.
Если солнце село въ тучу.
Берегись, — получишь бучу,
Если-жъ солнце село въ воду,
Жди хорошую погоду.

*і ,,Барашки“ —перисто кучевыя облака—.
**) „Небо ангелы метутъ" -перистыя облака-
*****

Приметы во время шквалистой погоды:
Если тучи, сплотившись, по небу летятъ,
Скоро все снасти твои затрещатъ;
Если-жъ на клочья начнутъ они рваться,
Ставь брамселя, ихъ не стоить бояться.
***
Если дождь, а ветеръ вследъ,—
Чтобъ избавиться отъ бедъ,—
Ни минуты не зевай,
Марсафалы отдавай.
Если-жъ ветеръ предъ дождемъ,
Отдавать ихъ подождемъ.
************
Замчанія относительно морскихъ птицъ.:
Чайки коль къ берегу держатъ свой путь,
Ветеръ здоровый, поверь, будетъ дуть.
Ходятъ чайки по песку.
Моряку сулятъ тоску,
И, пока не влезутъ въ воду,
Штормовую жди погоду.
***************
Предсказанія по наблюденію надъ барометромъ.:
При низкомъ барометр; стрелки паденье,
Требуетъ въ мор; вниманья и бденья,
И шкиперъ разумный тогда лишь заснетъ,
Когда онъ высоко и кверху идетъ.

При низкомъ барометр; первый подъемъ, -
Шкваловъ здоровыхъ наверно мы ждемъ.
Сразу вверхъ, или сразу внизъ,
То погоды лишь капризъ,
Ну, а если постепенно,
Стрелка внизъ иль вверхъ идетъ,
Будетъ ветеръ непременно,
И не скоро онъ пройдетъ.
***
.
Поет пассат, как флейта, в такелаже.
Гудит, как контрабас, в надутых парусах.
И облаков янтарные плюмажи
Мелькают на луне и тают в небесах.
Чуть-чуть кренясь, скользит, как привиденье,
Красавец клипер, залитый луной.
И взрезанных пучин сварливое шипенье,
Смирясь, сливается с ночною тишиной.
Вертится лаг, считая жадно мили.
Под скрытой в тьме рукой скрипит слегка штурвал.
Чу!.. Мелодично склянки прозвонили,
И голос с бака что-то прокричал...
Но это сон... Волны веселой пену
Давным-давно не режут клипера,
И парусам давно несут на смену
Дым тысяч труб соленые ветра.
Но отчего ж, забывшись сном в каюте,
Под шум поршней и мерный стук винта,
Я вижу вновь себя среди снастей, на юте,
И к милым парусам несёт меня мечта!

P.S.   В школе юнг, а затем и в мореходном училище, я занимался по  этим  учебникам:  «Морская практика для юнг» , «Матрос 1-го и 2-го класса»,.


Рецензии