Марксистская теория развития общества

     Марксистское учение об обществе и движущей силе его развития стало формироваться в середине 19 столетия, а создателем этой концепции стал Карл Маркс. Он считается одним из наиболее влиятельных мыслителей 19 века и таковым является до сих пор, хотя многие не хотят этого замечать. Свою жизнь он посвятил научной и политической деятельности, а вершиной его научного творчества является труд всей его жизни – «Капитал». В 1867 г. вышел первый его том, а последующие части книги Карла Маркса редактировал и публиковал после его смерти его соратник и друг Фридрих Энгельс.

     Этот главный труд немецкого философа по политической экономии содержит критический анализ капитализма. Работа написана с применением диалектико-материалистического подхода, в том числе к историческим процессам. В этом своём главном труде Маркс рассматривал человеческое общество как часть природы и решающая роль в его формировании он отводит труду как производственному фактору в конфликтном взаимодействии классов при потреблении производимых благ. Во всех своих трудах он использовал такое понятие, как смена общественно-экономических формаций в развитии общества и это понятие он считал исторически определённым и целостным этапом в развитии человечества.

     Идеи Маркса основывались на том, что сущностью развития человечества после животной борьбы за выживание в первобытном обществе, в процессе развития постепенно переходит к борьбе между классами за контроль над различными ресурсами общества, которая стала развиваться под влиянием исторического разделения труда на привилегированных управленцев и угнетаемых ими непосредственных производителей.

     Вследствие этого, собственно, и образуется класс угнетателей и класс угнетённых, имеющие несколько противоположный интерес. Если у угнетённого класса сохраняется борьба за выживание, то у господствующего класса развивается стремление к борьбе за богатство и привилегии от эксплуатации представителей угнетённого класса! В свою очередь, на основе борьбы за выживание у угнетённого класса развивается и стремление к борьбе за освобождение от угнетения!

     Если говорить кратко и понятно, в марксистском учении об обществе любой период истории, в котором есть борьба между классами, является источником социальных изменений. Этот вывод позволяет объяснить, к примеру, почему капитализм зародился в недрах феодализма. Вместе с тем это положение стало основой идеи о том, что с развитием науки и техники в человеческом обществе стремление к социальной справедливости в конечном итоге одержит верх над стремлением к эксплуатации себе подобных.

     Стоит сказать, что и предположение о том, что социализм должен победить во всём мире, тоже не лишено оснований, ведь феодализм, практически, нигде не сохранил своё господство! Хотя, безусловно, конфликты между классом буржуазии и классом наёмных трудящихся, имевшие место в отдельных странах, оказали значительное влияние на ход истории во многих странах. Теоретическая база Марксистского учения об обществе включает идеи об объективности общественных, в первую очередь социально-экономических взаимоотношений и эти отношения в процессе воспроизводства обязательно выступают в качестве основы для формирования следующей общественно-экономической формации.

     Эти формации, в свою очередь, Марксом рассматриваются как особые типы социальных организмов и каждая общественно-экономическая формация у Маркса отличается способами производства и распределения производимых в обществе средств для достойной труда жизни и развития своих граждан. Именно эти способы Маркс рассматривает как динамичную составляющую формации и эта динамика обуславливается тем, что на каком-то определенном этапе социального развития производительные силы начинают конфликтовать со сложившимися социально-экономическими производственными отношениями, если они не справедливы, и результатом этих конфликтов может быть социальная революция на основе либо вооружённого восстания, правительственного переворота или партийно-парламентской борьбы!

     Только таким образом, согласно марксистскому учению об обществе, произойдет смена прежних социально-экономических отношений, основывающихся на прежних, переживших своё межклассовых отношений, на новые, которые должны соответствовать новым отношениям, что, собственно, и формирует переход к новой формации.

     В такие периоды происходят кардинальные изменения социально-экономической структуры общества. Они, чаще всего, сопровождаются попытками насильственной смены политического строя, но они лишь приближают понимание господствующего класса о необходимости прогрессивных изменений.

     В марксистском учении об обществе все восстания рабов, крестьянские войны и пролетарские революции лишь играли роль "локомотивов истории". Они рассматривались как закономерный результат конфликта антагонистических классов и особенностью общественного развития в 19 столетии стало понимание того, что одна форма эксплуатации при цивилизации в определённый момент вытесняться другой и появляются новые антагонистическое классы, что вполне соответствует законам диалектики! Некоторое разрешение возникшего противоречия лишь несколько изменило форму эксплуатации на основании принятия более прогрессивных социально-экономических законов и по марксистскому учению об обществе начинается формирование новой общественной формации на другой законодательной базе! 


     Таким образом образовавшееся капиталистическое общество, как последняя фаза цивилизации, в основе которой борьба классов, подводит человечество к новой социально-экономической формации, в основе которой будет уже не борьба классов, а борьба разумной сущности человека с его животной сущностью и одновременно монополия капитала должна смениться на монополию принятых победившим трудящимся народом законов о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда!

     В этом случае, по концепции Маркса о двойственности равенства рабочего времени, которое было сформировано капитализмом для выравнивания для всех количества труда по времени, это должно определять и относительно равные для всех трудящихся нормы базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды! (КАПИТАЛ, том I, стр. 88-89).

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по результатам квалификации своего общественно необходимого труда на рабочем месте в экономике страны.  И тогда каждый подумает, как ему трудиться на благо общества, чтобы иметь от общества необходимые блага для своей счастливой жизни!  При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     В конце жизни Маркс писал также о необходимости увеличения общественных форм экономики для более полного обеспечения трудящегося населения всем необходимым по вопросам здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства в виде развития таких средств коммуникации, как энергия, водопровод и санитарная канализации, а также средства связи, информации и транспорта.

     И чтобы никто не мешал друг другу жить честно и справедливо достойно своего честного и добросовестного общественно необходимого труда! А значить для этого должны хорошо работать службы обеспечения законности и защиты населения в обществе от всяких вредителей благополучию людей, где тоже должны служить честные и добросовестные люди!


     То есть в результате классовой борьбы при цивилизации всё должно сводиться только к одному результату – движении от капитализма к социализму, как первой фазе коммунистического общества! Так как без революционных изменений в социально-экономической жизни общества, как по теории Маркса, так и по диалектической логике, развитие капиталистического общества сразу в коммунистического – невозможно!

     Утопические концепции социально справедливого существовали во всех исторических периодах: в античное время, в эпоху Средневековья, Ренессанса, нового времени. Возникали эти идеи и в России. Их активно продвигали такие известные люди, как Чернышевский, Радищев, Достоевский. В утопическом ключе рассуждают многие современные футурологи. Но идеала не существует, к нему можно только стремиться!

     Безусловно, научно-техническая революция, определяющая уровень развития производительных сил, обеспечивает условия для того, чтобы человеческий труд перестал являться жесткой необходимостью, тяжелой самостоятельной эксплуатацией, а обрел черты свободы от любого угнетения для творческого созидания! В будущем есть вероятность того, что человечеству удастся ещё более сократить нормы рабочего времени для ещё большего освобождения от необходимого труда на благо общества, чтобы у каждого было право иметь необходимые блага для своей счастливой жизни! Однако для этого человечеством должны быть решены ещё многие глобальные современные проблемы, но эксплуатации одного класса другим уже больше не будет!

     Между тем, такой путь нельзя однозначно считать "дорогой в рай". Актуальность проблемы отчуждения результатов чужого труда в какой-то мере будет сохраняться всегда. По мнению Гегеля, некоторое отчуждение является результатом опредмечивания сущностных сил человека необходимых ему для продолжения жизни и это неизбежно!  Но такое опредмечивание должно быть гуманным и справедливым!

     Решение проблемы, с одной стороны, связывается с достижением высокого уровня общественного развития и социальной демократизации, а с другой – самосовершенствование и развитие морально-нравственного и интеллектуально-духовного потенциала каждого индивида в отдельности и всего человечества в целом на основе идеалов гуманизма, равноправия и социальной справедливости.

     Стоит сказать, что все социально прогрессивные явления, происходящие сегодня, больше относятся к Японии, к Южной Корее, к северо-европейским странам. Однако некоторые их специфические черты можно увидеть и в других современных государствах.

     Ключевым направлением развития общества сегодня считается увеличение значения информационных и энергетических ресурсов в жизни человечества, по развитию которых часто темп развития цивилизации.

     Сегодня считается, что теория марксизма в современном мире не работает: изменились условия жизни, объем ресурсов, их значение, возникли новые глобальные проблемы и пр. Философское осмысление постиндустриального общества осуществляется с учетом изменения роли и положения человека в мире, взаимоотношений людей с природой, техникой. Человечество сегодня считается своего рода коллективным интеллектом планеты.

     Вместе с тем многих людей беспокоит их нынешнее положение в мире. Достигнув высот в интеллектуальном развитии, человек часто не является хозяином самому себе и не знает, как ему дальше жить.

     Успехи науки и техники, необходимость постоянно обрабатывать большой объём информации, формирование новых информационных систем часто не обеспечивают человеку большую безопасность и благополучие. Хотя в то же время многие люди стали, по сути, счастливее, здоровее и богаче. Но в последнее время все отчетливее вырисовывается новая глобальная проблема: человечество может превратиться в слугу роботизированных систем.

     Компьютерные технологии стремительно завоевывают мир, они активно включаются в структуру производственных отношений. Человек, однако, движимый необходимостью развиваться, сам движется к этим проблемам. Хотя, разумеется, им двигали благие намерения и высокие цели. Он их реализовывал для улучшения своей жизни, но при этом дальнейшие перспективы могут быть весьма туманными.

     Общество – это очень сложная система, включенная в природную систему нашей планеты. Особенности жизни и развития каждого социума весьма специфичны. Их характер определяется влиянием самых разных факторов. Ключевыми из них являются духовные, природные, социально-экономические условия и явления, роль которых все время изменялась в зависимости от исторической эпохи.

     В обществе далеко не все процессы поддаются объяснению с точки зрения логики, не все события подчиняются закономерностям. Между тем современная стадия социального развития не исключает, а, напротив, предполагает глубокое изучение принципов становления общества. Социальное развитие возможно только при тесном взаимодействии всех уровней и форм общественного сознания: религии, науки, экономических, политических теорий, морали и нравственности.

     Сторонники марксизма представляют становление общества как поступательный, естественный процесс. Они характеризуют социальное развитие как последовательный переход от низших социально-экономических формаций к высшим социальным категориям. Весь путь развития человечества включает в себя переход от самого первого бесклассового первобытнообщинного уклада к цивилизации, основой которой является борьба классов и включает в себя рабовладельческий, далее феодальный и затем капиталистический строй. 

     Далее борьба классов должна смениться на борьбу разумной сущности человека с его разумной сущностью, а сама эта эра становится ноократической, основой которой становятся более мудрые общественные законы, учитывая, что мудрость это ум с добром, а ум без добра это подлая хитрость.

     Идеи Маркса оказали большое влияние на развитие современного общества. Безусловно, процесс исторического развития также закономерен, объективен и подлежит изучению, как и различные естественные природные явления во всем их многообразии. При этом он не только не зависит от сознания и воли человека, но, наоборот, предопределяет его сознание и волю. Вместе с тем в отличие от природных процессов, связанных с действием стихийных сил, естественно-историческое развитие является результатом человеческой деятельности и всё, что происходит в обществе, должно проходить через сознание человека в процессе его обучения.  А учиться необходимо всю жизнь!


Рецензии