Воля, неволя, добрая воля...

18 авг 2020

Очень продвинутый юноша прислал целый трактат о внешнем и внутреннем рабстве. Общий рефрен можно обозначить фразой из детской сказки — «что воля, что неволя — один хрен». Разумный юноша полагает, что любой человек есть раб своих страстей и похотей, и поэтому внешнее рабство, крепостное право, расизм и прочие сегрегации — онтологические пустяки.
Я не буду оппонировать и долго рассуждать. Сынок, у меня есть к тебе предложение. Сынок, давай я тебя продам? Я подниму старые крюки, тряхну стариной, пройдусь по старой братве, найду работорговцев через своих головорезов, и продам тебя в зиндан Закавказья, или на бахчу в Прикаспии, или на изумрудные шахты Гиндукуша, или на виноградник на Балканах... Выбирай, что тебе приятней по климату. Коли твоё самоуглубление столь всепоглощающе и изолирует тебя от внешних зависимостей, то сделай людям приятное — прими цепь на ноге, а людям подари материальные ценности за пару поджопников и миску прокисшего риса в день.
А если серьёзно, братишка, то освой простое упражнение — прежде чем заталкивать человека в некие абстрактные умозрения и условные конструкции, попробуй влезть в его шкуру. Уверяю тебя, что когда твой помещик будет продавать твою невесту для жеребячьих утех другому хозяину, тебе и в голову не придёт высокопарно рассуждать об органичности рабства. Ты будешь искать топор.

Сердобольная леди оставила раздражённое письмо — ты, мол, зачем такой ровный? ты, мол, зачем такой складный? Да как же тебе не больно, когда люди доверяют тебе свою боль, а ты препарируешь их как лягушек? Где твоя боль?
Дорогая, я здесь не для того, чтобы развешивать по кустам свои сопли. Я здесь для того, чтобы утирать чужие слёзы. Вы, может быть, перепутали двери — здесь не портал Ахилла, не тусовка гештальт-психологов и не песочница анонимных алкоголиков. Здесь яранга старого чукчи. Заходи, садись, погрейся, расскажи, что тебя волнует, а старая чукча нальёт тебе чаю с брусникой и будет вместе с тобой или плакать, или смеяться.
Мои боли никого не волнуют. Достаточно того, что братва подставляет чукче плечо. Самое главное здесь понимают без слов.

Пока чукча валялся в своих соплях, православные профессионалы опять наследили. Остались кошмарные жирные пятна о вредоносности добра и о безбожности милосердия. Нельзя оставлять такое без ответа. Непременно напишу большой, лютый, злобный текст на эту тему, ибо вижу здесь до боли знакомые рога и копыта. Но не сейчас. Надеюсь, чуть позже, когда поизрядней избавлюсь от хвори.

Всех люблю, всем благодарен.



19 авг 2020

Пришёл Алек-сан. Поднимите мне веки. Поднимите мне веки, дайте перо и папирус, пришёл Алек-сан.
Комбанва, Алек-сан. Хисасибури дэс, Алек-сан.
Я давеча обещал лютовать. Но пришёл Алек-сан и взял огонь на себя. Лютовать уже не получится — мы чтим кодекс бусидо. Воины не будут врагами, если посмотрят в сердце друг другу.
Не буду лютовать. Буду печалиться. Я начинаю понимать, почему у меня по моему новоначалию более опытные товарищи с мясом вырывали из рук «Лествицу» и «Добротолюбие». Спички детям не игрушка.
Отсечение своей воли — это из высшего пилотажа. Но каноны техники безопасности гласят, что перед освоением высшего пилотажа надо научиться падать с пяток на жопу, складывать парашют, долго и нудно крутить пропеллер и носить вёдра с глиссадой в штаб полка.
Продать себя в рабство, Алек-сан — это личный выбор. Ви таки можете приписывать подобные упражнения к высшему пилотажу, мы спорить не будем. Ви таки можете полагать, что отсечение воли меняет природу человека на природу Ангела. Может быть. Но заметим, что ми таки ничего не знаем о природе Ангела, нам знать об этом не положено. Мы только заметим, что отсечение воли присуще служебным духам — вестникам чужой воли, человек же создан иначе. Человеку дана свободная воля, и это повышает ответственность, и это даёт право креатива. Человек создан демиургом, и отсечением своей воли человек расписывается в том, что роль демиурга ему не по силам. Отсечение своей воли — это капитуляция. Иногда временная, иногда навсегда. Да, мы умиляемся, когда в древних патериках некий юный дебил с радостью поливает палку, воткнутую в песок. Палка расцветает, мы плачем от восторга, авва улыбается, дебил счастлив. Да. Но этого ли ждёт Бог от людей?
Оставим этот вопрос без ответа. Пусть каждый отвечает на него самостоятельно. Скажем только, что воспитание воли мы видим делом более достойным, чем отсечение воли. И добавим, что продажа себя в рабство — это личный выбор, тогда как рождение в рабстве или взятие в рабство — это насилие, и ничего общего здесь быть не может. Когда послушник убивает свою волю ради воли руководителя, непременное условие здесь — ДОБРАЯ ВОЛЯ обоих. Какие здесь могут быть аналогии с крепостным правом? Умоляю, не надо превращать высший пилотаж в театр марионеток.
Отсюда становятся понятными закидоны о богопротивном добре. Вы, церковные профессионалы, настолько привыкли не доверять человеку, вы настолько увлеклись ничтожеством человека, настолько привыкли внушать людям мысль о недоверии себе, что и сами в это поверили. Вы сами через это травмировались. Маска прирастает к лицу.
И, конечно, здесь явно виден разврат. Вы настолько отвыкли быть нищими, что уже и не можете помыслить себе, что такое быть не субъектом, а объектом милосердия. Вы забыли, что такое голодные обмороки и одежда с помойки. Вы уже и в страшном сне не можете представить себе, что такое сидеть в подземном переходе, когда от голода кружится голова и хочется желчью блевать, когда глаза теряют фокус. Когда тебе в таком состоянии в шляпу опускают копеечку или дают кусок хлеба, тебе никогда в жизни, НИКОГДА В ЖИЗНИ не придёт в голову рассуждать, от чего тебе помог человек — из тщеславия, из гордыни, из суеверия... Тебе будут до балды мотивы доброй руки. Подозревать кормящую руку в низких намерениях не сможет и самая неблагодарная свинья, и только лишь вы, умные знатоки душ человеческих, набрались ума подвергать анализу мотивы кормящей руки и рассуждать о низких мотивах добра человека падшей природы. Вы можете анализировать левия, похлопывать по плечу самарянина, но вам и в голову не приходит поставить себя на место того, кто лежит на дороге. Вы забыли, что такое лежать в крови на дороге. Если бы вы помнили, как жужжат в крови и гное навозные мухи, вам бы и в голову не пришло, что добро может быть недобрым, что самарянин, может быть, и не самый лучший в мире человек. Вас бы душили слёзы благодарности, а не гнилые рассуждаловки. Вы бы вспомнили заветы древних отцев, что о человеке надо думать лучше, чем он есть, что когда человек растёт в твоих глазах — он реально растёт, а когда он падает в твоих глазах — падаешь ты. Вспомним великую формулу о чистом и грязном.
Добро абсолютно, Алек-сан. Мотивы различны, но добро абсолютно. Древо узнают по плодам, цену левиту и самарянину по результату, а в мотивах пусть Бог разбирается. Мы и своих мотивов часто не знаем, чего уж нам браться за чужие мотивы... Нам велено судить по плодам.

Аригато, Алек-сан. Я просил дерево — расскажи мне о Боге. И оно расцвело.


--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии