Предисловие. несколько слов о России и о Сибири -

ВЗГЛЯД ЦАРИСТА НА ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ - НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОССИИ И О СИБИРИ.         (Части 5, 6, 7)
Эта работа представляет собой объединённый конспект, составленный из статей и книг многих авторов, и может служить пособием для школьных уроков истории (шутка).

5.             Игорь Иванович Сикорский
     «Я по лесенке приставной лез на всклоченный сеновал», - так начинается знаменитое стихотворение Осипа Мандельштама.  Поэт лазал по лесенке на сеновал, и навечно запечатлел пришедшие ему в то время мысли.  Навсегда осталась в поэзии и та лесенка.  И вот, на фотографиях видно, как Царь Николай Второй по лесенке приставной лезет на борт огромного самолёта молодого авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.  У Сикорского самолётов много, и каждый следующий самолёт больше предыдущего, а этот – первый в мире многомоторный самолёт.  Никаких трапов, кабина самолёта высоко, на уровне второго этажа.  Не Царское это дело – лазать по приставным лесенкам, но Царь лезет и осматривает всё сам, и долго беседует с Игорем Ивановичем.  В тот раз Царь подарил 23-летнему авиатору золотые часы.  Россия не просто опережала в проектировании самолётов все другие страны – она опережала весь мир в этой области на десятилетия.  Точно так же она опережала весь мир по проектам гидроэлектростанций и вообще по электростанциям и энергетике.  Коммунисты кое-что спустя двадцать лет построили по Царским проектам, и, конечно, приписали всю заслугу себе.  «Лампочка Ильича» - это такой коммунистический блеф, такой пиар!  Тысячи дореволюционных фотографий наглядно показывают, что все Российские города имели электрическое освещение и электростанции – ВСЕ ГОРОДА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ!
     Игорь Иванович родился в небедной семье известного психиатра и профессора кафедры психических и нервных заболеваний Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского.  Игорь был конструктором с детства, он постоянно что-то создавал и мастерил, и при этом много читал об аэропланах.  Создания его рук с годами становились всё серьёзнее, например, мотоцикл и аэросани, потом появились аэропланы. Он несколько раз ездил в Париж, чтобы учиться в первых в то время авиационных школах, а, главное, подыскать и купить хорошие моторы для своих аэропланов. О нём писали киевские газеты, он много раз падал на своих самолётах, но Бог его хранил.  Я не могу понять, как его отец-психиатр терпел все его падения и снова и снова давал сыну деньги на аэропланы!  В 1911 году юный авиатор получил приглашение на участие в осенних военных манёврах под Киевом.  Между прочим, во время этих манёвров он установил несколько всероссийских рекордов на аэроплане своей конструкции.  Царь Николай заметил авиатора и пожелал ему удачи в дальнейших испытаниях.  Это была их первая встреча. Самолёты Сикорского назывались просто: С-1, С-2, С-3… и так до С-20 – столько он успел сделать в Царское время.  Вы спросите, какое отношение эти самолёты имеют к Царской железной дороге?  Самое прямое!  На седьмом самолёте С-6А необыкновенный талант молодого авиатора привлёк внимание Михаила Владимировича Шидловского – председателя Совета акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода, одного из крупнейших, а, может быть, самого крупного вагонного завода в Российской Империи.  В 1912 году специально для Игоря Сикорского Михаил Шидловский основал авиационный отдел Русско-Балтийского завода и перенёс его из Риги в Петербург, куда и приехал Сикорский, назначенный главным конструктором. Тогда же Игорь Иванович подписал контракт на пять лет на продажу заводу всех прав на все свои изобретения, созданные в период действия контракта.  Отныне Руссо-Балт  оплачивал все гениальные фантазии молодого авиаконструктора.  Сам безмерно талантливый, Шидловский разглядел уникальный гений Сикорского.  Как говорится, властям на заметку: чтобы дела державы шли в гору, стране нужны гении, а гениям нужны влиятельные покровители и меценаты – без этого ничего не получится!
      Может быть, потому, что крупнейший вагонный завод строил все самолёты Сикорского, они и похожи на старинные вагоны, только с крыльями.  Выражаясь высокопарно – ЦАРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РОДИЛА РОССИЙСКУЮ АВИАЦИЮ!  Мало того, Руссо-Балт родил ещё и отечественное автомобилестроение, но это уже совсем другая история.   Про «Русского Витязя» мы уже сказали, затем был ещё больший гигант «Илья Муромец» с четырьмя отечественными двигателями РБВЗ-6, способный брать на борт 10 человек команды, 37-миллиметровую пушку, два пулемёта и 410-киллограммовую авиабомбу.  Ну не было ничего подобного в других странах в то время, и ещё долгое время спустя!  «Илья Муромец» стал первым российским серийным самолётом, всего с 1913 по 1918 годы было выпущено около 80 машин различных модификаций.  Про то, как «Муромцы» воевали в Первой Мировой войне надо бы фильмы снимать – там было множество интереснейших захватывающих эпизодов!  Они использовались как бомбардировщики и как самолёты-разведчики, в экипаж «Муромца» обязательно входил лаборант-фотограф.  В ходе войны Сикорский постоянно дорабатывал свой самолёт, доводя его до совершенства.  После Февральской революции работы на «Авиа-Балте» прекратились, и Сикорский и его семья остались без средств к существованию.  События Февральской революции самым пагубным образом отразились на всём авиа-конструировании.  А коммунисты, придя к власти, убили Михаила Владимировича Шидловского, и многие друзья и сподвижники Сикорского были расстреляны.  В марте 1918 года Сикорский оставил Россию.  Его необыкновенный талант (как и многих русских гениальных конструкторов) достался Соединённым Штатам Америки потому, что Игорь Иванович не смог простить коммунистам убийство Святого Царя, которого хорошо знал лично и своих друзей.  Советскую власть Игорь Иванович не принял.

6.  Самаро-Златоустовская железная дорога.
     Недавно один умный человек, Валерий Штерн, написал в пылу полемики о Царской России: «Уровень жизни зависит не от общественного строя, а от технологического уровня.  Все страны развиваются именно в этом направлении - постоянное развитие производительных сил, что приводит к постоянному росту производительности труда.  Именно это и определяет уровень жизни, который во всех странах, в которых это развитие происходит - ПОВЫШАЕТСЯ.  Чтобы оценить уровень прогрессивности того или иного этапа развития любой страны обязательно необходимо сравнение с передовыми странами на тот момент.  В принципе понятие благополучная страна появилось только в конце 20 столетия. Почему? Да потому, что технологический уровень только к этому периоду достиг достойной производительности труда. И этого уровня  достигли капиталистические страны, такие как Швейцария, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Ирландия, список можно продолжать.
А Россия, к огромному сожалению, и при царе плелась в хвосте цивилизации, и при социализме, и теперь.  Царь плёлся-таки в хвосте, иначе не было бы революции.  Вот швейцарца Вы сможете заинтересовать коммунистическими идеями?  А в нашей стране до сих пор призрак коммунизма шарахается везде, где не попади!  Понимаете, Транссиб - это очень мало для огромной империи, очень мало.  Кстати, тот же Транссиб не использовал уже достигнутых вершин таких стран как Англия и Швейцария, которые, чтобы рельсовый путь не кланялся природному ландшафту, строили виадуки и многокилометровые туннели!  Да я прекрасно понимаю длину трассы.  Но такая территория и такая империя.  И если не хватает средств, чтобы протянуть на современном уровне всего одну ЖД ветку по своей территории - это что значит?  Это значит - в хвосте. И точка!»
     К огромному сожалению, так думают очень многие наши соотечественники.  Мне за Царскую Державу обидно! Я не согласен с Валерием Штерном в части его принижения инженерно-технического уровня России перед Англией и Швейцарией.  Например, ещё до начала строительства Сибирского Пути в 1890 году Царём Александром Третьим была построена Самаро-Златоустовская железная дорога (от Самары через Уфу и Златоуст до Челябинска).  Дорога шла поперёк водоразделов, а не вдоль них, что потребовало необыкновенного обилия инженерных работ так, как приходилось пересекать множество рек с крутыми берегами и подходами, а также бесчисленное количество оврагов, холмов, возвышений и понижений рельефа в гористой местности.  Дорога затевалась главным образом ради Златоустовских военных заводов.  После Уфы в сторону Урала начинаются сплошные скалы, где дорогу прокладывали, разрабатывая выемки с большим количеством взрывных работ.  Дорога в скалах от Уфы до Челябинска – это ровно вся Швейцария от края до края по её длине с запада на восток.  А это был только пролог Великого Сибирского пути.  Горные участки Красноярской дороги Сибирского пути в четыре раза превышают длину Швейцарии!  И, по оценкам современных специалистов, Царская железная дорога здесь вписана в рельеф местности ИДЕАЛЬНО!  Кругобайкальская железная дорога, которая вся состоит из мостов и тоннелей над глубочайшим озером, тоже равна длине всей Швейцарии (так что промахнулся Валерий Штерн, приводя в пример эту маленькую страну).  Недаром писатель Валентин Григорьевич Распутин сказал о родной сибирской дороге: «Когда смотришь на Кругобайкалку или едешь по ней, ощущение такое, будто это даже не человеком всё построено, а самим Богом».

7.           Царь Николай II в Златоусте.
     Все упомянутые выше места невероятно красивы, например, Южный Урал.  Кстати, в июне 1904 года Царь Николай Второй совершил поездку по железной дороге от Петербурга до Златоуста и в своём дневнике описал свои впечатления от этих мест – крайне интересные.  Целью поездки Царя были смотры воинским частям, полкам и батальонам, которые дислоцировались в городах – крупных железнодорожных узлах и должны были отправиться по Сибирскому пути на фронт во время Русско-японской войны.  То есть поездка Царя – это проверка и, в то же время, Царское напутствие войскам.  Царя сопровождал брат – Великий Князь Михаил Александрович, бывший тогда наследником престола (так, как Царевич Алексей Николаевич родился 30 июля 1904 года).
     Из дневника Царя Николая Второго:
     «28-июня.  Понедельник.
     В 5 с четвертью приехали в Сызрань (Симбирской губернии).  Пылище от толпы здоровое!  Великолепно представились 26-я и 28-я артиллерийские бригады, пришедшие из Виленского округа.  Осмотрев склад вещей для войск на станции, отправились дальше.  ПЕРЕШЛИ ПЕШКОМ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ ПО МОСТУ.  Вечер был очень тёплый.
     29-го июня.  Вторник.
     Сегодня был отдых, так как ехали целый день, и смотров не было.  На некоторых станциях на остановках представлялись депутации.  В Уфе была встреча побольше и с почётным караулом от 243-го пехотного Златоустовского полка.  Тут же видел 7 солдат и матроса, раненых при Ялу, которые возвращались назад.  ДНЁМ НАЧАЛСЯ ПОДЪЁМ НА УРАЛ.  ПРОЕЗЖАЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО КРАСИВЫЕ МЕСТА, КОТОРЫЕ СМОТРЕЛИ, СИДЯ В ЗАДНЕМ ВАГОНЕ ПОЕЗДА.  Погода стояла тёплая, но дождливая.
     30-го июня.  Среда.
     НОЧЬЮ СТОЯЛИ НЕМНОГО ВЫШЕ ГОРОДА ЗЛАТОУСТА И УТРОМ УВИДЕЛИ ПРОТИВ ОКОН ИЗВЕСТНЫЙ СТОЛБ С НАДПИСЬЮ: ЕВРОПА – АЗИЯ.  В 8 с четвертью подъехали к станции.  После встречи поехали на парад, на котором представились отлично полки: 214-й Мокшанский и 282-й Черноярский.  МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ КРУГОМ БЫЛО ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ – ГОРЫ КРУГОМ ПЛОЩАДКИ ПАРАДА.  ДОЖДЬ ПРОШЁЛ, И ДАЖЕ ПОКАЗАЛОСЬ СОЛНЦЕ.  Заехав в собор у самого завода, вернулись на станцию, где ОСМОТРЕЛИ ОРУЖИЕ И ПРЕДМЕТЫ, ИЗГОТОВЛЯЕМЫЕ НА ЗАВОДЕ.  В 10 с половиной УЕХАЛИ ИЗ ЗЛАТОУСТА – ОСТАЛСЯ ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН ЭТИМ МЕСТОМ.  ПОСЛЕ ЗАВТРАКА ДОЛГО СИДЕЛ С МИШЕЙ В ЗАДНЕМ ВАГОНЕ. ЛЮБОВАЛИСЬ КРАСОТОЮ ДОРОГИ ПРИ СОЛНЕЧНОМ ОСВЕЩЕНИИ.  КОГДА СПУСТИЛИСЬ С ГОР, ПОПАЛИ В ДВА ЛИВНЯ.  Проехали УФУ в 7 с половиной; КОСТРЫ ГОРЕЛИ НА ГОРЕ ПЕРЕД ДОМАМИ, А ВСЁ НАСЕЛЕНИЕ СТОЯЛО ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.
     ИЮЛЬ.  1-го июля.  Четверг.
     В 10 часов приехали в Самару.  После встречи отправился верхом со станции.  На параде участвовали: 215-й пехотный Бузулукский и 283-й Бугульминский полки, 3-я Запасная артиллерийская бригада, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я и 8-я Восточно-Сибирские горные батареи.  Все представились отлично.  ПОСЛЕ СОБОРА ПОСЕТИЛИ ПАРОХОД «НОВИК», ПРИСПОСОБЛЕННЫЙ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ БОЛЬНЫХ И РАНЕНЫХ, И МЕСТНУЮ ОБЩИНУ КРАСНОГО КРЕСТА.  ПОРЯДОК БЫЛ ОБРАЗЦОВЫЙ.  Уехали в час завтрака.  На двух станциях видел эшелоны Оровайского полка из Пензы.  Приятно было их снова увидеть.  Погода стояла солнечная и ветреная.  СНОВА ПЕРЕШЛИ ПЕШКОМ ПО МОСТУ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ.  Вечером на промежуточных станциях видел две батареи 10-й артиллерийской бригады, идущие в Сызрань для мобилизации.
     ФЕЛЬДЪЕГЕРЯ НАЧАЛИ ЧАСТО ПРИЕЗЖАТЬ НАВСТРЕЧУ С БУМАГАМИ, КОТОРЫЕ Я С УСПЕХОМ ОДОЛЕВАЛ.
    /…/ ВЕРНУЛСЯ ИЗ ПОЕЗДКИ С ОТРАДНЫМ ЧУВСТВОМ ОТ ВСЕГО ВИДЕННОГО И С УМИЛЕННЫМ БЛАГОДАРЕНИЕМ ГОСПОДУ ЗА ВСЕ ЕГО МИЛОСТИ».
     Это я выделил те места из Царского дневника, которые мне особенно интересны  (и сокращённые слова написал полными словами).  О мосте через Волгу в Сызрани, который дважды пешком переходили Царь с братом – Великим князем Михаилом,  ещё будет сказано.
     Царь привык к восторженным толпам людей, окружавшим его повсюду.  Причём это были действительно многотысячные толпы.  Не такие, как две ведущие радиостанции страны «Комсомольская правда» и «Эхо Москвы» вычислили и сообщали россиянам: «На демонстрацию протеста против батьки Лукашенко в Минске вышло 300 ТЫСЯЧ народа!»  А считаешь по головам (сейчас разрешение у фотографий хорошее) – там не было и 3 тысяч бузотёров в самые пиковые дни революции против Александра Григорьевича Лукашенко!  Царя окружали действительно десятки тысяч, иногда сотни тысяч людей, там все крыши были заполнены, и козырьки и навесы обрушивались под тяжестью множества людей – Царь к этому привык.
     Златоуст готовился к встрече Царя. С раннего утра каждый день на плацу был слышен барабанный бой, звуки рожков и начиналось учение. Исправляли шоссе от вокзала до города, выравнивался плац, дома украшались гирляндами из зелени и флагами.  Ко дню прибытия Царя в Златоуст с ближайших заводов  Кусинского, Саткинского, Миасского, сел и деревень стали приходить тысячи людей.  По всем дорогам, ведущим к Златоусту, два дня тянулись путники в экипажах, верхом и пешком.
     И вот наступило 30 июня. День был пасмурный, холодный. С рассвета шли из города тысячи жителей к вокзалу и плацу, где предстоял высочайший смотр войскам. На вокзале, разукрашенном флагами и гирляндами из зелени, собрались многочисленные депутации, публика и местное начальство.  В версте от вокзала, на плацу выстроились для осмотра полки: 214 — Мокшанский и 282 — Черноярский.  Императорский поезд подошел к вокзалу. В сопровождении свиты из вагона вышли Царь Николай Второй и Наследник — Великий князь Михаил Александрович.  Царя приветствовали главный начальник Уральских горных заводов, горный начальник Златоустовских заводов и директора местных заводов.  Мастер Павел Николаевич Швецов поднес хлеб-соль от имени города, и сказал Царю первое приветствие.  Приветственные слова произнесли городской голова А.А. Зотов, представители депутаций от уездного земства, от управы, от мещанского общества, от сельских обществ.
     Поблагодарив депутации, Царь Николай вместе с братом Наследником  в экипаже проехал на войсковой плац в версте от вокзала.  На всем пути следования, по обе стороны шоссе, сплошной стеной стояли толпы народа, встречавшие кортеж громовым «Ура».  На плацу, выйдя из экипажа, Царь сел на белого коня и сопровождаемый свитой, начал объезд войск.  Полковой духовой оркестр исполнял марш.  Царь, объезжая войска, здоровался с солдатами и офицерами.  В ответ раздавалось мощное «здравие желаем Ваше Императорское Величество!»…
     Полковой оркестр играл марш – известно имя того, кто управлял оркестром.  Сформированные в Златоусте оба полка не раз отличались на полях сражений.  Солдаты и офицеры Мокшанского полка проявили исключительное мужество в Мукденском сражении.  В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в тяжелейших сражениях между Мукденом и Ляояном одиннадцать суток не выходил из боев, удерживая свои позиции.  На двенадцатый день японцы окружили полк и предприняли несколько атак.  В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Павел Петрович Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!..»
     Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка.  Воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку.  В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение.  В том бою был смертельно ранен командир полка Павел Петрович Побыванец, от 4000 состава полка осталось 700 человек, из состава оркестра (65 человек) в живых осталось только 7 музыкантов.  За то, что, несмотря на огромные потери, полк выстоял и не позволил японцам окружить части русской армии, все офицеры полка получили особые нагрудные знаки, а солдаты - знаки на головные уборы с надписью «За отличие в Русско-японской войне 1904—1905 гг.».   Семь выживших  музыкантов оркестра были награждены Георгиевскими крестами, а Илья Шатров - офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстера).  Оркестр был удостоен почётных серебряных труб.
     Остатки Мокшанского и Черноярского полков соединили в один полк. Когда в мае 1906 года полк вернулся в Златоуст, его капельмейстер Илья Алексеевич Шатров закончил здесь первую версию вальса, которая называлась «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».  Шатров посвятил вальс своим погибшим друзьям-однополчанам.  Вот почему вальс «На сопках Маньчжурии», который знает весь мир, такой проникновенный.  За рубежом его часто называют ещё просто «Русский вальс»…
     По окончании объезда Государем, оба полка церемониальным маршем прошли мимо Царя и его свиты. Затем полки снова построились в батальоны, а офицеры были вызваны перед полками. Государь поблагодарил за блестящее состояние полков и усердие. Затем, взяв в руки икону Святого Николая Чудотворца, благословил ею Черноярский полк, и передал ее командиру полка.  214 Мокшанский полк Царь благословил иконой Спасителя.  Затем под несмолкаемое «ура» тысяч жителей Царь проехал от плаца к Свято-Троицкому собору.  Царь ничего не написал в своём дневнике, что он благословлял полки иконами, но он это делал постоянно, странно было бы писать одно и то же.
     В Троицком соборе был отслужен краткий молебен о здравии благочестивейшего и самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Николая Александровича, победе и покорении под нозе Его всякого врага и супостата.   Епископ Уфимский и Мензелинский Христофор поднес императору Николаю икону Казанской Божией Матери, а Великому князю Михаилу Александровичу - образ Спасителя.   Царь, поблагодарив за поднесенную икону, расспросил Его Преосвященство о состоянии и нуждах Троицкого собора.  А выходя из собора, перед тем, как сесть в коляску, Царь заметил в числе вольной охраны от города Златоуста ветерана – Георгиевского кавалера и задал ему несколько вопросов о его службе и жизни.  Этот момент запечатлён на фотографии, хоть снимок и нечёткий, но видно: в белых ризах епископ Христофор с крестом в руках, Царь чуть замедлил и говорит с ветераном, позади его брат, Великий князь Михаил, кучера суетятся, кони направлены к вокзалу.   Путь от Троицкого собора на станцию Златоуст лежит на восток между горой Косотур и городским прудом через слободу Ветлуга.  В центре Соборной площади в 1891 году жители Златоуста воздвигли великолепный памятник Царю – Освободителю Александру Второму, который, надо сказать безмерно любил своего внука Цесаревича Николая, а Цесаревич больше всех на свете любил своего  дедушку.  Государь осмотрел монумент, не выходя из коляски.  Потому, что очень торопился?  Думаю, есть и другая причина, о которой мы поговорим позже, и об этом выдающемся памятнике стоит рассказать подробнее.
     После Троицкого собора Царь поехал на железнодорожную станцию Златоуст.  Перед вокзалом выстроились солдаты и офицеры обоих полков, здесь же расположился полковой оркестр, который при приближении Царского кортежа заиграл гимн «Боже Царя храни!»  Вновь капельмейстер Илья Алексеевич Шатров вдохновенно руководил оркестром.  По прибытии на вокзал, Государь осмотрел приготовленную для показа Монарху выставку изделий Златоустовского и Кусинского заводов, и оружейной фабрики - оружие и бытовые предметы, которое выпускали местные заводы.  Ему было интересно.  Он не пишет, что ему показывали, но понять несложно.  Все заводы Златоустовского горного округа: Златоустовский, Кусинский, Миасский, Саткинский, Артинский, Юрюзанский, были государственными и оружейными.  Они выпускали сотни тысяч снарядов для армии и флота, стволы пушек, мины, гранаты, шанцевое вооружение, сталь для броненосцев.  Также эти заводы производили бытовые предметы из металла: посуду, печные заслонки, косы (лучшие в мире), напольные плиты, винтовые лестницы, перила, колонны, столбы, фронтоны крылец, узорчатые решётки, ажурные могильные кресты.  Златоустовская оружейная фабрика производила холодное оружие из ставшего всемирно знаменитым русского булата. Во время осмотра Царь расспрашивал о размерах производства и числе рабочих на заводе. Здесь же Царю и Великому Князю горное начальство поднесло подарки: золоченые шашки, кинжалы, ножи, клинки и «изящные вещи» чугунного литья Кусинского завода.  В ответ на подарки, 3 июля 1904 г. Государь изволил пожаловать по серебряным часам десяти отличившимся рабочим, которые изготовили клинки и украсили их золотой насечкой и травлёным золочением. Так же сопровождавшим Царя лицам были поднесены в подарок украшенные шашки и палаши.  Уже на перроне кустарь Василий Осипович Карикозов поднёс Царю свои изделия: блюдо из коричневой яшмы, блюдо из белого мрамора овальной формы и образцы мраморов Златоустовского округа. А торговец из Челябинска Петров поднес Государю коллекцию уральских камней. Оба были одарены золотыми часами.  Понятно, почему, когда Царь уезжал из Златоуста после всех подаренных ему золочёных сабель, самоцветов  и чугунных фигурок Кусинского завода, у него сделалось такое хорошее настроение.
     И снова горные пейзажи Златоустовской железной дороги – такие, что не оторваться!  Жители Златоуста, радуйтесь за свой город потому, что ваш Святой Царь сказал: «МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ КРУГОМ ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ» и «ОСТАЛСЯ ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН ЭТИМ МЕСТОМ»!  Прощаясь, Николай Второй благодарил горное начальство, и, садясь в вагон, высказал пожелание вновь посетить Урал. Около часу дня царский поезд отбыл со станции Златоуст.  Побывать вновь в Златоусте Царю было не суждено, через 14 лет Царь прибудет на Урал при совершенно иных обстоятельствах.  Но он никогда не забывал об этом городе и местах, согревших ему душу.
     3 мая 1909 года в Царском Селе состоялась встреча Царя Николая Второго с выдающимся учёным-химиком, изобретателем в сфере фотографии и кинематографа, создателем цветной фотографии Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.  В Большом зале Царскосельского дворца погас свет: Государь Император, члены Царской фамилии и все собравшиеся на большом белом экране увидели цветные изображения цветов, пейзажей, лиц детей.  Зрители были в восхищении.  Когда сеанс закончился, автор коллекции С.М. Прокудин-Горский с волнением рассказал Царю о своей мечте – грандиозном проекте «Вся Россия».  Царь увлёкся идеей и выделил Прокудину-Горскому для его фото-экспедиций специальный железнодорожный вагон-фотолабораторию, и для работы на водных путях – два парохода с командой и моторную лодку, а также для трудных дорог автомобиль «Форд». Учёному-фотографу была придана группа помощников и разрешен допуск в закрытые районы Империи.  Летом 1909 года Царь послал Прокудина-Горского на Южный Урал для съёмок.  Царь не забыл необыкновенной красоты горных пейзажей и людей Уфы и Златоуста, некоторых из которых Прокудин-Горский разыскал и сфотографировал лично для Царя.  В 1918 году ученый навсегда покинул Россию, покровительство последнего Российского Императора, которым он пользовался долгие годы, делало его положение после революции смертельно опасным. В эмиграцию были увезены и уцелевшие фотопластинки.   Дореволюционных фотографий уральских городов сохранилось немного, в буре революции и эмигрантских скитаниях по Европе безвозвратно погибла значительная часть коллекции С.М. Прокудина-Горского, в том числе и златоустовские и уфимские снимки.  Сохранившиеся альбомы находятся в Библиотеке Конгресса США вместе с двумя тысячами стеклянных пластинок со снимками.  Сотрудники библиотеки оцифровали свыше двух тысяч фотоснимков С. М. Прокудина-Горского. В США выпушен альбом: "Фотографии для Царя", а на сайте Библиотеки Конгресса США действует фотовыставка С. М. Прокудина-Горского "Империя, которой была Россия".  Сергей Михайлович делал фотографии в цветном и чёрно-белом исполнении, среди них попадаются очень художественные работы.  А главное, мы можем видеть в этих снимках безвозвратно ушедшую Россию – Россию, которую мы потеряли! 
     Царя впечатлили горы Южного Урала, которые окружали место парада в Златоусте, и это действительно завораживающая красота – ЛЕПОТА!  Царь, конечно, скуп на слова (не то, что я), но даже в этих немногих словах чувствуется, что они с братом видели нечто потрясающее, когда сидели в заднем вагоне и неотрывно любовались дорогой между гор: в сумерках, при закате, при свете солнечного дня!  И о дождях и ливнях Царь пишет.  Какой, оказывается, Царь был лирик в душе!


Рецензии