Чувство юмора у Бога

9 сен 2020

Не хотел писать. Вякнул сдуру, что Бог улыбается, а потом пожалел сто раз — схватились наши книжники с фарисеями. Битва не утихает который день, используются уже запрещённые приёмы. Правда, дуэлянты выдохлись, и дискуссия приобрела вид диалога Паниковского и Балаганова — сидят на полу, устало отдуваются и толкают друг друга в плечо —
— Ты кто такой?
— Нет, а ты кто такой?

Тему надо заканчивать. Ради жизни на земле.
Юмор — эстетическая категория, а понятия о красоте у всех свои. Юмор — вкусовая категория, а о вкусах не спорят. Есть такие люди, у которых между угрюмой серьёзностью и зубоскальством нет ничего. Пустота и Чапаев.
В их понимании юмор — это когда все ржут, что кто-то упал, или кому-то засветили в морду куском торта. Юмор Чарли Чаплина. Бесполезно доказывать таким людям, что юмор, смехотворство и зубоскальство — принципиально разные вещи. Юмор построен на полутонах, на обертонах, он требует тонких настроек интеллекта.Юмор недаром называют чувством. Чувство может быть развито, а может быть не развито. Спорить о юморе бесполезно. Юмор — способ описания мира, это угол зрения, а этот угол у каждого свой, нет двух людей с одинаковым чувством юмора. Это как отпечатки пальцев.
Бог, конечно, не зубоскал. Здесь спешу успокоить оскорблённые чувства фарисеев. Юмор Бога — это всегда очень тонкая ирония, иногда ободряющая, иногда горькая. Мы не часто радуем Бога, ему не с чего веселиться. Чаще всего Бог иронизирует, когда ему надо либо привести нас в чувство, либо разрушить наши ошибочные логические построения, либо сказать нам горькую правду.

Диалог Иова и Бога. Потрясающая игра разума. Бог спрашивает Иова —
— Можешь ли поймать на удочку левиафана?
Мы не знаем, что такое левиафан. Это какая-то здоровенная хренотень из шумерско-аккадской мифологии. Не будем забывать, что диалог происходит пять тысяч лет назад, Книга Иова — самая древняя книга Завета.
Но контекст вопроса нам понятен. Бог спрашивает Иова —
— Сынок, ты такой маленький, слабый и глупый... зачем же ты тщишься проникнуть в Мои планы и замыслы?
Это было бы то же самое, но Бог жалеет самолюбие Иова, он спрашивает с мягкой иронией —
— Можешь ли поймать на удочку левиафана?
Потрясает и ответ Иова. Иов даёт понять Богу, что он понимает своё место, но не посыпает голову пеплом, а говорит —
— Никогда уста мои не целовали руку мою.
Это просто сливай бензин. Самоирония такого уровня от древнего дикаря. Такое не снилось и современным гарвардским интеллектуалам.

Бог говорит Исайе —
— Не тот пост угоден Мне, когда иссохнут чресла твои и согнётся выя твоя...
Пристрелите меня на месте, если это не юмор. Представьте себе аскета, который допостился до такой степени, что не может головку держать. Представьте себе эту тоненькую шейку, которая не держит трясущуюся головку подвижника. Ну если это не юмор Бога, то завтра точно конец света.

В Писании миллион таких моментов, но нужен очень внимательный глаз, чтобы разглядеть улыбку Бога. Голос Бога — самый тихий голос во вселенной, а улыбка Бога видна только тому, кто познал радость бытия, кто умеет радоваться жизни из любого положения, несмотря ни на что. Не надо смеяться над теми, кто не видит улыбку Бога. Они так видят мир — без полутонов. Кто в армии служил, тот в цирке не смеётся.

Ирония Христа — отдельная тема. Современники отмечали, что Спаситель иногда плакал, иногда улыбался, но никогда не смеялся. Понятное дело, Сын Божий пришёл умирать, а не зубы скалить. Ирония Христа чаще грустная, иногда очень жёсткая, на грани сарказма —
— Оставь мертвецам хоронить своих мертвецов.
Слово «сарказм» переводится как «разрывать зубами плоть». Проще, сарказм — укус хищника. Но мы понимаем, что дурака надо иногда и за жопу укусить, чтобы не лез куда не надо... или чтобы лез куда надо.
Ирония Христа — это как правило ирония отца, который объясняет ребёнку, почему не надо совать ножницы в розетку.
Но позвольте, рассказать людям всю их природу в десяти анекдотах — это какое надо иметь чувство юмора? Все эти самаритяне, господа и рабы, злые и добрые виноградари, умные и глупые девицы на выданье, все эти пастухи и овцы, эти торгаши с талантами — все персонажи из притч Христа — это фольклорные анекдотические персонажи.

Вершина горькой иронии Бога — это приговор человечеству —

— Мы играли вам на свирели, но вы не плясали. Мы пели вам грустные песни, но вы не плакали.

Потрясающе. Где вы видели смертный приговор в игровой форме?
Спаситель мог бы сказать прямо —
— Вы тупые бараны. Вы ничего не понимаете. Я устал от вас.
Но Он не сказал так. Он сказал нам горькую правду, но сказал так, чтобы нам не было обидно —

— Мы играли вам на свирели, но вы не плясали. Мы пели вам грустные песни, но вы не плакали.

Юмор — свойство интеллекта, форма проявления разума. Фантастический разум Бога подразумевает и фантастические формы иронии. Тот, кто лишает Бога чувства юмора, отказывает Богу во многих его проявлениях. Этим угрюмый подвижник сильно обедняет действительность, обедняет свой мир и свою жизнь. Жизнь без иронии — это постоянный удар рельсом в голову. Вспомним ещё раз великие слова великого мудреца Григория Горина —

\\ Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь. Все самые великие глупости на свете делаются с самыми серьёзными лицами\\



--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии