Баптистерия и ритуальный бык

11 сен 2020

Костю заинтересовало Писание. Стихни ветер, скройтесь тучи, утихни море, замрите стихии — Костян заинтересовался Писанием.

\\ Вот достойная тема: значение слова «крещение». В каком смысле употребляется оно в Евангелиях. Какое слово в греческом оригинале? Какой смысл в деяние сие вкладывали иудеи?\\

Очень хороший вопрос — что такое крещение Иоанново? Почему дохристианское, чисто иудейское таинство имеет в нашем языке такие современные аллюзии? Чем занимался Иоанн Креститель? Что за конфликт был у Иоанна с иудейским священством?
Будем разбираться. Мы знаем, что Христос крестился у Иоанна. Но как мог Христос креститься, откуда взялся в языке символ креста до Креста?
Арамейских Евангелий нет. Почему — мы не знаем. Тут есть почва для размышлений. Все Евангелия мы имеем на греческом, читаем и переводим с греческого. Более того — и Тору (Ветхий Завет) мы знаем с греческой Септуагинты. Есть и древнееврейские источники, но мы редко к ним обращаемся. Почему — отдельный разговор.
Крещение Иоанново пишется в греческом как «баптизма» — омывать, окунать, кропить, смачивать. Глагол «баптизо» — погружаю. Отсюда движение секты баптистов, отсюда наши крестильни — баптистерии.
Что это такое было по сути иудейской традиции? Это ритуальное омовение после тшувы. Тшува — признание косяка, греха, ошибки, преступления. Ритуал тшувы — ты признал косяк, принёс жертву (заколбасил быка, свернул голову голубю, зарезал барана), ритуально омылся — либо целиком, либо ритуально омыл руки, голову и лицо. Тшува — ритуал очищения.
Всё. Ты чист перед Богом и совестью.
Новаторство Иоанна в том, что он совершал омовение тшувы без жертвоприношения. Он не требовал убивать скотину во искупление.
Это, конечно, ломало бизнес храмового священства. Храм Соломона был один на весь иудейский народ, на иудейские праздники туда сползались тысячи евреев со всего античного мира — от Галилеи до Александрии, от Финикии до Рима. Евреи шли налегке. Ясен пень, ты же не будешь тащить за собой быка за тысячи километров, ты купишь его в Храме.
На этом был построен охренительный бизнес. Мало того, что ты должен купить втридорога жертвенного быка без порока, ты ещё должен купить его за священные деньги — за шекель, за священный сикль. Деньги Римской империи не годятся, на них поганая морда языческого римского императора, а он же почитался как бог!!! Это нам, евреям, почитающим единого Бога — голимое заподло. Форшмак и зашквар.
Поэтому и стояли в Храме столы менял. Нам пофигу, откуда ты пришёл, нам пофигу, какие ты принёс деньги — будь любезен, поменяй свои поганые языческие деньги на наш священный шекель. Поменяй по нашему курсу. Курс назначаем мы.
Представляешь, какой это сладкий бизнес? Представляешь, какие там деньги крутились? Атас. Ротшильдам такое не снилось.
И тут какой-то босяк, голодранец, говорит — нет нужды убивать Божью тварь за свой грех. Тшува, баптизмо — и гуляй. Подумай, покопайся в своей совести, сполоснись — и свободен. Не проливай жертвенную кровь, просто покайся. Близится Небо, за мной идёт Тот, кто простит тебя.
Ясен пень, за Иоанном идут тысячи босяков, которым не на что купить жертвенного быка. Баптизмо, омовение выходит на первый план — и приятно, и величественно, и денег не надо.
С этим надо что-то делать. Так он нам весь бизнес сломает. С этим связан евангельский сюжет с вопросом фарисеев Христу — от кого омовение(баптизма) Иоанново — от Бога или от человеков?
\\... и сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый\\
Мы бы его раньше замочили, но есть засада — он левит. Он священного рода левитов, сын священника, он неприкосновенен. Убить Иоанна решился только этот пьяный мудак — Ирод Антипа. Убил по беспределу, да он и сам мудак беспредельный. Нам надо было только накрутить Саломею, это было не трудно. У этой козы вообще мозгов нету.

В славянские языки понятия ритуального омовения попали уже в христианский период. Поэтому и древнеиудейское омовение тшувы, и христианское крещение в веру у нас обозначается одним словом. Никакой беды в том не вижу. Баптизо — оно и в Африке баптизо. Но если подходить чисто лингвистически, то южнославянское Иван Купала будет точнее, чем Иоанн Креститель.

Прости, Костян, если слишком пространно. Просто параллельно был ещё здесь разговор, зачем Христос гонял кнутом барыг в Храме.


--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии