Шаман-10

        Начало в главах 1,2,3,4,5,6,7,8,9 - http://proza.ru/2022/09/25/406


                10. Об анимизме, ненецких шаманах
                и свадьбе Сатако и Саване

     Ненцы верят, что весь мир наполнен духами. У озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. Это и называется анимизмом. От духов зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы испокон веков приносили и приносят им пожертвования, чтобы  задобрить.

     Как известно, духи подразделяются на два типа: добрые, которые помогают людям в различных делах и злые, насылающие на человека болезни и несчастья. Всё просто: добрые – хорошие, злые – плохие!

     По представлению коренного народа Севера, наша  Вселенная поделена на три мира, которые вертикально располагаются друг над другом: Верхний, Средний и Нижний.

     Верхний мир состоит из семи небес и располагается над Землей, там живут божества.

     Средним является сама Земля, где проживают люди и различные духи. Земля плоская (а какая же она может быть в тундре?), но окружена морем.

     Под землей находится Нижний мир, в нем тоже семь ярусов, на которых обитают злые духи. На первом ярусе живут духи сихиртя, для которых земля является небом. Они пасут земляных оленей «я-хора».

     На небе живет создатель вселенной по имени Нума. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток, где Солнце восходит.

     В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.

     В подземном мире обитает его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти.

     С искоренением шаманизма в советские времена ненцы утратили многие обряды и цельность исконной языческой веры, поскольку их культура всегда передавалась исключительно устно – от старшего поколения и шаманов. Остались предания о беловолосых людях сихиртя, боящихся дневного света, живущих под землей и пасущих мамонтов, эпические песни и множество суеверий.
 
     Так, детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнем и водой (особенно бить по ней палками). А женщинам запрещено ходить позади печки в чуме. Плохой приметой считается, если олень фыркнет перед дальней дорогой и, если из печной трубы метнется искра. Те кочевники, чьи маршруты проходят близ русских поселений, часто исповедуют христианство.

     Служителей культа – шаманов – ненцы называют тадебя, от слова тадебтесь  –  заговорить, произносить заклинание. Шаман является как бы посредником между людьми и духами. По религиозным верованиям ненцев, звание шамана передаётся по наследству. Шаманами становятся только мужчины, так как в этой «профессии»  нужна физическая сила.

     Однако на самом деле для того, чтобы стать шаманом, недостаточно иметь их среди предков. Шаманом может стать только  тот, кого изберут сами духи – тадебце. При этом шаманами становились не по доброй воле, а под сильным «давлением» со стороны духов, и шаманское звание принималось не с радостью, а как  тяжкое бремя. Срок приобретения шаманского опыта составляет примерно 20 лет.

     Внешним выражением звания шамана является шаманский костюм. Необходимой принадлежностью и как бы «орудием производства» шамана, достигшего необходимого уровня знаний, являются бубен (пензер) и колотушка (пеуавць или ладорабць). Ненецкие шаманы делятся на несколько категорий в зависимости от выполняемых функций.

     Шаманы категории «выду тана» лечат больных, а также предсказывают будущее, глядя на лезвие ножа. Все «чудеса» могут проделывать только шаманы этой категории: «стреляют» в себя, «протыкают» насквозь хореем (шестом для управления оленем при езде на нартах), позволяют душить себя веревкой и другие «страшилки».

     Шаманы категории «я няны» –  это шаманы, связанные с духами земли. Они «лечат» легкобольных, разыскивают пропавших оленей и т. д.  Камлают (общаются с духами) они, в отличие от шаманов других категорий, только ночью, при костре. Яняны «помогают» и при затяжных родах.

     Шаманы категории самбана ведают похоронным обрядом и провожают «душу» покойного в загробный мир.

     К помощи шамана прибегают почти во всех важных для ненцев случаях жизни, будь то болезнь, отправка на промысел или пропажа оленей. Свадебный обряд тоже входил в реестр шаманских услуг! Обо всём этом «за рюмкой чая» поведал Шаманину местный шаман – Кока или Николай Петрович Бобриков.
 
     Женятся ненцы, как правило, совсем молодыми в 18–20 лет,  хотя разные бывают случаи, ведь суженых им скрупулезно выбирают родители. Присматриваются к характерам потенциальных женихов и невест во время общих праздников, где собирается несколько оленеводческих семей.

     Самый распространённый брак – это женитьба по сватовству. Приметив невесту, молодой ненец вместе со своими родными устраивает семейный совет, на котором обсуждают качества девушки и выбирают свата. Роль свахи может исполнить и мать жениха.

     В назначенный день жених и сват отправляются к стойбищу рода невесты. Подъехав к чуму отца избранницы, внутрь заходит только сват и сообщает о цели своего приезда. Главным атрибутом свата служит посох. Чаще первой фразой свата, с которой он обращается к отцу невесты при входе в чум, бывает: «Дочку твою я застал или не застал?».

     Если отец девушки почему-либо не хочет отдавать дочь замуж за этого человека, то он на предложение свата ничего не отвечает или запрашивает высокий выкуп.

     Если жених устраивает отца девушки, то между ним и сватом начинаются переговоры о размере выкупа: отец невесты на посохе делает нарезки по количеству запрашиваемых оленей.

     Договорившись о размере выкупа, сват оставляет посох, который хранится у отца невесты в священной нарте. Число таких посохов равняется числу замужних дочерей. Когда за девушку получают задаток, состоявший из нескольких оленей, она считается сосватанной. Срок свадьбы зависит от уплаты выкупа и наличия приданого.

     Выкуп за невесту чаще всего уплачивается перед свадьбой и его размер зависит от обеспеченности жениха. Основную часть выкупа составляют олени, а остальное – меха, сукно и тому подобное. Большой выкуп повышает статус и значимость невесты. Работящий и состоятельный жених Сатако устраивал Ясавэя, поэтому все нюансы со сватовством и выкупом его дочери Саване были решены заранее. Молодые тоже нравились друг другу. И вот этот день настал!

     Аккурат на третьи сутки пребывания Шаманина в тундре, красавчик-крепыш Сатако и его родственники, нарядившись в лучшие одежды, отправились к чуму невесты. Свадебный аргиш – обоз из нескольких оленьих упряжек, идущих друг за другом –   растянулся почти на километр.

     Подъехав к дому красавицы Саване, жених на упряжке трижды объехал её чум по ходу солнца, после чего родня невесты, находящаяся вне чума, бросилась ловить свата, самого Сатако и всех остальных гостей. Задача – изловить руками все упряжки, едущие на полном ходу.

     Поймав кого-то из мужчин, их в шутку привязали к нартам в задней части чума, а женщин – к нартам у входа в чум. Их оленей сразу распрягли и выпустили пастись. Это считается отражением борьбы, которая в далеком прошлом сопровождала получение невесты. Таковы традиции!

     В первый день свадьбы совершается жертвоприношение оленя. Для счастья новобрачных пояса, платок невесты и аркан жениха пропустили три раза вокруг шеи жертвенного оленя с пожеланиями счастливой семейной жизни. Вместе с новобрачными все остальные участники прошли три раза под арканом, который был привязан к шее оленя.

     Мясо такого оленя считается священным, его не заносят в чум, и гости едят его только в сыром виде. Магическими свойствами наделяются отдельные органы жертвенных животных, которые используются в качестве оберегов. Так кончиком левого оленьего уха нанесли полоску по лбу жениха Сатако и невесты Саване. После этого мать невесты пригласила родню жениха к чуму, который был заперт изнутри. Сейчас Сатако должен просунуть красный лоскут сукна внутрь чума, причем родственницы Саване всеми силами пытаются не позволить ему это сделать. Когда сукно после нескольких попыток всё-таки вталкивается женихом в чум, его разрезали полосками и раздали женщинам и девушкам – всем защитницам  двери, членам семьи невесты.

     После выкупа двери мать Саване пригласила всех отведать парное оленье мясо. Это угощение проходит тоже на свежем воздухе. Участвуют в пиршестве и все домашние и семейные духи из священной нарты. Затем уже в чуме накрыли праздничные столы. Угощением служит сырое и вареное мясо, рыба, суп. Разнообразной еды было много!

     После первого угощения за свадебным столом все вышли из чума, и начались игрища и состязания. В это время в чуме для гостей уже готовили ужин. Наконец жениху и невесте подают вареное сердце и язык оленя. Это ритуальное блюдо означает, что у них теперь на двоих одно сердце и один язык.

     Отъезд Саване в чум жениха прошло утром следующего дня. Снова пошёл специальный обряд, направленный на обеспечение новой семьи чадородием – в нарту невесты усадили маленького ребенка, чтобы женская нарта никогда не пустовала.

     Напротив выхода из чума вылили из сосуда кровь жертвенного оленя так, чтобы образовалась лужица. Невесту под руки вывели из чума, она перешагнула через кровавую лужицу, тем самым заслоняя порог чума родителей от темных сил. Затем Саване уложили в женскую нарту и наглухо закрыли пологом, причем выполняли это родственники жениха. А в это время Ясавэй  давал напутствия Саване: «Ты теперь не наша дочь, ты выдана замуж. Живи с мужем хорошо, люби его и слушай всех старших». Упряжка невесты украшается нарядной сбруей, колокольчиками и бубенцами.

     Приданое невесты является основой хозяйства молодой семьи. Невеста Саване из обеспеченной семьи Ясавэя получила от своих родителей чум и целый аргиш из нескольких оленьих упряжек. Необходимой частью приданого невес¬ты является и новый ситцевый полог, так как супружеская жизнь у ненцев начинается именно в пологе. Он служит единственным разделителем постели супружеской пары и остальных членов семьи жениха.

     Наконец нарту Саване привязали к нарте матери Сатако. За ними цепочкой присоединились грузовые нарты с приданым невесты. Перед отъездом невесты в чум жениха ее аргиш проводят трижды вокруг родительского чума. Таков обычай!

     Аргиш направляется на восток и проезжает под ритуальными воротами, которые Ясавэй соорудил еще до прибытия гостей жениха. Эти ворота являются символической границей между семьями или родами, через которую проходит невеста в род своего мужа.

     Дальше свадьба продолжилась на стойбище и в чуме жениха. Там происходит то же, что и у невесты: обряд жертвоприношения оленя, угощение перед чумом, затем угощение внутри чума и, конечно, соревнования и разные игры.

     По ненецкой традиции, постель для молодоженов готовит мать жениха. Ложе новобрачных отделяет полог из приданого невесты. Когда полог опускается – это символизирует, что жених и невеста становились мужем и женой. Это самый  кульминационный момент свадьбы – невеста окончательно теряет связь с родом отца и получает статус замужней женщины в семье мужа.

     Наутро молодая жена приступает к своим обязанностям: разжигает очаг, готовит еду, угощает гостей. С этого момента для молодой женщины начинается новая жизнь. Родители Саване попрощались с дочерью, затем с родителями Сатако. В нарты упаковались многочисленные подарки от семьи жениха, и гости разъехались.

     Через один-два дня молодая супружеская пара обязана совершить ответный визит к родителям невесты. Новоиспеченный муж Сатако привёл в подарок Ясавэю семь оленей, предназначенных для запряжки в священные нарты. Перед отъездом новобрачных отец Саване снова забил оленя, мясом которого угостил отъезжающих молодых. Теперь дочь навестит родителей не ранее, чем через год. Ежегодно, навещая родителей, замужняя дочь непременно получает подарки: оленя или новую ягушку – паны –  яркую женскую верхнюю одежду.  Такая вот полезная во всех отношениях традиция!

     Есть и ещё один старинный обычай у ненцев. Новоиспеченные супруги, перед тем как войти в свой новый дом – чум, должны перешагнуть через костер, разожженный прямо у входа в жилище. Затем молодая жена должна развести огонь непосредственно внутри жилья. Это считается огневым очищением.

     Предки знали, как нужно вступать в семейную жизнь, чтобы прожить до старости в мире и согласии. Это традиция ненецкого народа. Те, кто им не следует, разводятся. В роду Ясавэя ни одного развода не было, потому что традиции в его семье уважали и чтили.

     Всё, что сам видел и слышал Илья, он заносил в тетрадку-дневник, которая ежедневно полнилась интересными записями. Разве скучно бывает в тундре? Куда там!!! Ведь не каждому удаётся побывать на таком торжестве, как ненецкая свадьба! Илье повезло…

     На третий день свадьбы Сатако и Саване приглашается шаман, и делается жертвоприношение духам для благословения новой семьи. Николай Петрович Бобриков был наготове и явился вовремя в своём специальном одеянии, с бубном и колотушкой. Ритуал он исполнил на высоком шаманском уровне! Профессионал, одним словом, если оно уместно для такого рода деятельности. Но все присутствующие, особенно молодожены, остались довольны.

     В этот же день (ближе к вечеру) к радости молодых, их родственников, всех гостей и особенно Ильи, прилетел долгожданный Ан-24… Можно сказать, прямо к столу! Со своей выпивкой и закуской – остатками от «северного завоза». Торжество приобрело ещё более душевный, русский колоритный оттенок…

     «Мы мало не умеем!» – справедливо заметил бортинженер и бортмеханик в одном лице («одном флаконе») Бутылка. Крепкий на ядрёное словцо и выпивку, совсем недолго «походивший в капитанах», старший лейтенант Сергей Бутылко в тот вечер выдал мастер-класс в качестве тамады в чуме Ясавэя.  Удивил всех!

     И понеслось... Наши пили всю ночь, но авиацию и флот не опозорили.


                Продолжение в главе 11 «Мордой в мох» -
                http://proza.ru/2022/09/27/1293
   
            сентябрь, 2022 г.                Санкт-Петербург


                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Да, Илья оказался очевидцем удивительной ненецкой свадьбы. Конечно, их традиции отличаются от привычного для нас свадебного обряда. Да это и естественно, ведь каждый народ соблюдает свой ритуал в любом празднике.
Но Илье недолго осталось гостить в семье Ясавэя, так как прилетел долгожданный Ан-24.
Глава понравилась!
Удачи!
С уважением и теплом, Валентина

Валентина Валентова   30.04.2024 11:38     Заявить о нарушении
"Мы мало не умеем!" - сказал бортинженер Бутылко. А жаль. Свадьба - свадьбой, но лейтенант Шаманин явно не рассчитал свои силы. Об этом в следующей главе - "Мордой в мох". Ох, если бы одной "мордой"... Луна всё видела! Командировка это называется .. Приятного чтения, Валентина. Будет очень интересно и даже смешно. С теплом и улыбкой,

Николай Кирюшов   30.04.2024 12:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.