Не умирайте в пятницу

19 сен 2020

Никогда не умирайте в пятницу. Если в вас есть хоть капля человеколюбия и здравого смысла, никогда не умирайте в пятницу.
Моя мама умерла в пятницу по уважительным причинам — она ждала меня.
Она не могла позволить себе такого, чтобы меня не дождаться.
Я приехал из деревни, и она умерла. Это по-нашему, по-пацански.
Все привыкли думать, что самые главные люди — это могильщики и попы.
Всё правильно, могильщик провожает тело, поп отправляет душу на небо.
Я тоже так думал. Оказалось, это не так. Самые главные люди — это работники ЗАГСа. Без справки из ЗАГСа тебя не похоронят, а если и похоронят, то не там, где ты хочешь. И не отпоют.
Предположим, ты хочешь лечь рядом со своей мамой или братом. Изволь показать справку, что это именно твоя мама или брат.
Ребята, добрый совет — запасайтесь справками на все случаи жизни. Делайте это заблаговременно, после смерти делать это не очень удобно.
ЗАГС — это центр мироздания. Это место важнее, чем ад или рай. ЗАГС — бюро записей актов гражданского состояния. Жив ты или мёртв, родился ты или умер — это решаешь не ты, это решает не Бог, это решает ЗАГС.
«Настоящим удостоверяю, что гражданин Посудомойкин исключён из статуса живых и причислен к лику мёртвых. Уплочено. Бегемот».
Не подумайте, что я со зла. Я не со зла. Просто в контексте смерти наиболее становится заметен абсурд нашей жизни. Смерть всё ставит на свои места, а пока мы живы, мы не умеем поставить всё на свои места. Таков парадокс нашей жизни — чтобы понять жизнь, надо увидеть смерть.
Такой вот парадокс, панимаишь.
Поэтому не вздумайте умирать в пятницу. Пятница — короткий день, все уходят с работы в час дня. Одна лишь только девочка согласилась поработать ради нас. Когда её спросили о причинах её гуманности, она ответила коротко —
— Ипотека.
И ещё. Ничего не бойтесь. Везде добрые люди. Паталогоанатом оказался классный мужик, директор кладбища оказался классный мужик, девки из ЗАГСа просто золото. Все добрые люди. Всё зависит от того, какой стороной ты их к себе повернёшь.
И батька просто золото. Приходской священник — это суперрешала. Он знает всех и на небе, и на земле. «Ребята, будут какие-то проблемы — сразу звоните. Я всех знаю и в мэрии, и в ЗАГСе, и в больнице, и на кладбище. Решим все вопросы».
Оказывается, люди, для которых смерть — основной бизнес, иногда сохраняют человеческое участие, сострадание и живую душу. Слухи об окончательном оскотинивании человечества несколько преувеличены. Но я вас умоляю, это не повод умирать в пятницу. Моя мама умерла в пятницу чисто по неопытности, она делала это впервые.
И ещё. Ребята, кто за шестьдесят — бегом делать прививки от ветряной оспы. Болеть ветрянкой в пожилом возрасте очень опасно, можно заработать ПГС — постгерпентозный синдром. Это очень тяжёлая невралгия. По западным протоколам терпеть такие боли просто невозможно, западные врачи долго не думают и сажают таких больных на тяжёлые наркотики.
В нашей суровой медицине такого нет. Терпи. Что немцу смерть, то русскому в кайф. Как мама терпела десять лет такие боли — это науке неизвестно. Я этого тоже не понимаю. Понять это нереально.
Последние слова мамы были — «хочу быть счастливой». Всё. Я не знаю, счастлива ли ты, мама, но теперь у тебя ничего не болит.
Отдохни, мама. Ты очень устала.


19 сен 2020

В личке шипение — зачем ты всё это пишешь? Как можно хихикать над смертью, выносить горе напоказ?
Господа благоговейные интроверты, хочу напомнить вам, что человек затем и создан стайным животным, чтобы всё выносить напоказ, чтобы делиться. Поделился радостью — больше радости, поделился горем — горе меньше.
Когда волк уходит из стаи умирать, вся стая начинает выть. Стая отпевает умирающего волка.
Когда в стаде умирает слон, стадо собирается вокруг тела и плачет. Слоны плачут слезами и трубят в свои трубы.
Коли наши старшие братья совместно провожают павших, кольми же паче не нам?
Мне горько. Умерла моя мама. Я написал, попросил сказать доброе слово. Люди вздохнули. Мне легче. Я похихикал над канцелярским маразмом. Люди улыбнулись. Мне легче.
На миру и смерть красна, это не я придумал. Не я придумал жизнь, не я придумал смерть. Кто как умеет справляться с жизнью и смертью, тот так с ними и справляется.


19 сен 2020

\\\Когда я молюсь, в моей жизни происходят удивительные совпадения. Когда я перестаю молиться, эти совпадения прекращаются\\\
                епископ Василий Родзянко.

Мы давеча горевали, что попали с похоронными хлопотами на пятницу, на короткий день, и ничего не успели. Мама умерла в ночь с четверга на пятницу, по уму надо бы похоронить в субботу, но из-за бумажек пришлось перенести похороны на понедельник.
Был некоторый напряг и раздражение. Но сестрица моя — человек тотальный. Она умеет всё посчитать. Она вспомнила, что в ночь смерти мамы сам собой нашёлся медальон с Иверской, который ей дорог, и который она не могла найти много лет — так бывает, затерялся где-то в барахле. Иверская — наша семейная икона.
Потом вспомнили, что в понедельник Рождество Богородицы. Потом сестра посчитала, что сорок дней выпадает аккурат на Иверскую.
И всё встало на свои места. Мама в порядке, она под присмотром.

Спасибо, батьку Василий. Я всегда знал, что шибко ты мудрый мужик.


19 сен 2020

В добавление к предыдущему посту. Позвонила сестры моя любимая
и вынесла мне выговор. Жёсткий выговор с занесением в печень —

— Где это был медальон, в каком барахле? Что это за слово такое — барахло?
Он был на иконостасе, за иконочками, просто руки не доходили его найти.

Потёр печень, покаялся, а потом состоялся такой любопытный разговор —

— А к чему ты вспомнил Родзянко?
— Не знаю... показалась цитата к месту...
— А ты знаешь, когда умер Родзянко?
— Нет.
— Он умер в один день с мамой, 17 сентября. А ещё мы с Кэтькой крестились 17 сентября. (Кэтька, она же Тётя Доктор, она же Гугуся, она же Наталия — это ещё одна моя сестра, они двойняшки)
... мы родились для вечной жизни 17 сентября, мама ушла в вечную жизнь 17 сентября, и епископ Василий ушёл 17 сентября. И скажи ещё, что это случайности. А за барахло ответишь.

Вот так вот, ребята. Вот такая вот нумерология.


20 сен 2020

Мама заходила попрощаться. Я привык весьма легкомысленно относиться к народным посмертным датам — третий день, девять дней, сорок дней, полгода, год...
Не то чтобы я в это не верю, но я просто не очень понимаю, что должно происходить в какой день, и почему именно в этот день, и вообще какое имеет значение время. У меня очень сложные отношения со временем, я в него не очень верю. У меня с двумя вещами непростые отношения — со временем и с электричеством.
Однако это мои личные трудности, но мама заходила прощаться именно в третий день. По народному посмертному календарю именно в третий день душа прощается с телом, прощается с этим миром и уходит в другие миры.
Я не в теме, я спал как убитый. Я был счастлив, у меня впервые за много лет не было судорог, и я впервые за несколько лет смог выпрямить ногу. Здесь много моих друзей-медиков, они знают, что такое тонико-клонические судороги диэнцефальника. Кто не спрятался — я не виноват.
Я спал как убитый и пускал пузыри, меня не колбасило, ложноножка выпрямилась, кайф несусветный. Разбудила меня скво —
— Кот, ты спишь?
И смотрит на меня глазами по восемь копеек.
Оказалось, она видела маму. Не во сне, наяву. Скво говорит — проснулась, увидела, что мама стоит возле моей шконки. Сначала подумала — привиделось со сна. Знаете, бывает такое спросонья — искажение зрения, глаза влажные, надо проморгаться, и мир приобретает привычные черты. Но мир скво не приобрёл привычные черты. Скво проморгалась, а мама не исчезла. Больше того — мама подошла к постели скво и попросила у неё прощения. Скво тоже попросила у мамы прощения. Говорит, чуть сердце не выпрыгнуло из груди.
У скво с мамой не было никаких непоняток, не было никаких взаимных обид. Наверное, это был какой-то ритуал, так, на всякий случай.
Потом у скво на миг потемнело в глазах — видимо, вегетатика сработала, был скачок давления. Когда она пришла в себя, мамы уже не было.

Я не знаю, ребята, что это было. Я только скажу, что моя скво врать не умеет. Физиологически не умеет. Нет у неё в хард-диске такой функции — «ложь».
Я только знаю, что в эту ночь у меня не было судорог, и я впервые за много лет смог выпрямить ложноножку.


26 сен 2020

Наша роль в воспитании детей сильно преувеличена. Мы думаем, что воспитывать детей — это их контролировать и ездить им по ушам. Глупость этой позиции мы замечаем только тогда, когда вдруг обнаруживаем, что ребёнки нас в хрен не ставят и посылают нас в лес за махоркой. Когда видим, что никакие мы для ребёнков не авторитеты, а автоматы по выдаче каши и покупки игрушек. Это потому, что по базару не отъедешь, за базар отвечать надо.
Дети — существа конкретные. Они словам не верят. Они слов не понимают. Они нам кивают, поддакивают, а сами поляну пасут. Они очень быстро замечают, что мы говорим одно, делаем другое, а думаем вообще хрен пойми что. Особенно это касается религиозных семей, когда родители по базару постоянно гонят про добро и нравственные императивы, а сами жрут друг друга почём зря, и чужие дяди и тёти у них плохие. В религиозных семьях происходят настоящие трагедии и дети часто вырастают уродами — когда маленькие человеки слышат одно, а видят другое, у них наступает когнитивный диссонанс, у них срывает башенки и кренятся колоколенки. Отсюда столько революционэров из семинаристов и поповских семей, отсюда паблики «атеист», отсюда люди,
у которых ничего нет святого.

Я очень благодарен маме за то, что она меня никогда не воспитывала. Она очень мало говорила. Всё её воспитание сводилось к трём фразам —

— Будь выше.
— Не хлебом единым жив человек.
— Горя у человека ровно столько, сколько он сам себе его делает.


«Будь выше» — это всегда и во всём. В школе обидели ребята постарше — «будь выше». Училка несправедлива — «будь выше». Кинули на деньги — «будь выше». Друзья предали — «будь выше».
Маленький был — обижался. Никто не пожалеет, никто не приголубит, мама никогда не скажет — ты, мол, сын, дартаньян, а все кругом пидарасы. Только одно — «будь выше». И побежала на работу, поднимать одна троих детей, простой советский инженер.
«Не хлебом единым»... — это была прививка от мещанства. Это была мощная прививка от семи слоников на комоде и от символа советского счастья «квартира-дача-машина». Тем и жив до сих пор, прививка до сих пор действует, потому и не скопил денег на старость.
«Горя у человека»... — это в переводе «не вздумай ныть». Никогда никого не вини в своих проблемах, ты всегда и во всём сам виноват.


Вот и все воспитательные базары. А в остальном — только личный пример. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я всегда знал, что мама говорит что думает, а делает что говорит. И всегда знал, что даже когда она ошибается — к ней надо прислушиваться, ибо это всегда от души. И никогда об этом не пожалел.

Вчера маме было девять дней. Меня вразумили друзья, меня заставили относиться серьёзнее к посмертному календарю. Мама вчера пошла отвечать за базар.
Я спокоен как танк, с этим у мамы всё в порядке.
На могилке вчера игрались белочка и сизоворонка. Сизоворонку ещё зовут птицей счастья, когда видишь сизоворонку, принято загадывать желание.
Я желание загадывать не буду. Всё у тебя в порядке, ма.



2 мая 2021

Первая Пасха без мамы. Мама никогда не была религиозным человеком, но из неё всю жизнь, сколько себя помню, сыпались библейские фразы. Простой советский инженер вполне себе коммунистических убеждений, военный химик, а вот на тебе...
Жили мы весьма небогато. Мама тащила троих детей в одно лицо. И однажды вдруг в доме появились дюжие гаврилы, они деловито затащили к нам на третий этаж пианино и растворились, взяв три рубля на пузырь —
— Спасибо, хозяйка.
Мне было лет девять примерно. Я был взрослый солидный мужчина, главный мужской голос семьи. Я офигел от такого роскошества. В доме вечно жрать нечего, а тут такая неприлично дорогая вещь — пианино Заря.
— Ма, ты с ума сошла?
— Не хлебом единым жив человек.
— Откуда?
— Кредит взяла.
Два сногсшибательных открытия для юного джентльмена —
1. в СССР бывают кредиты. У государства можно взять денег взаймы.
2. не хлебом единым, оказывается, жив человек. Интересно, а чем ещё жив человек?
И всё. И жизнь моя кончилась. Вместо того, чтобы гонять в футбол во дворе, как все уважающие себя мужчины, я позорно тырился по огородам с красной папочкой с нотами, окольными путями пробирался к ненавистной музыкальной школе. Я путал следы аки заяцъ, чтобы, не дай бох, пацаны не заметили, какой я позорник. Иначе пипец. Засмеют.
Я очень страдал —
— Ма, зачем мне всё это?
— Сын, не хлебом единым жив человек.

Это была волшебная мантра. Она прошибала наскрозь.

Папа опять нажрался. Шарахается по своей комнате, что-то бубнит, грохочет дежурный Высоцкий, дым папирос. Папа агрессивен.
Мама хватает маленьких матрёшек, плачет, ритмично раскачивается, причитает
— Боженька... Боженька милостивый...
Я стою у двери на шухере с молотком, чтобы убить папу, если что. У меня трясутся коленки от возбуждения, немножко крышу подклинивает — какой боженька? какой милостивый? что это за хрень?

Подрался в школе, обидели, училка несправедлива... какие-нибудь неприятности...
— Что случилось, сын? Почему ты не в духе? Откуда синяк?
— Да опять с Юркой Рыбой подрался... Я когда-нибудь его кирпичом укокошу.
Был такой мальчик у нас во дворе, Юрка Рыба. Он сам себя так звал, он всегда говорил —
— Я рыба.
Он меня обижал ещё с детского садика. Он был выше и сильнее меня, в драке он всегда меня одолевал.
— Я его кирпичом укокошу.
— Не надо, сын. Никогда не делай другому того, чего не желаешь себе.

Откуда всё это было в маме? Не знаю. Она никогда не читала Евангелия, она была нормальный советский инженер. Мы покрестили её, когда ей было уже серьёзно за 60. Она очень страдала от нашей с сёстрами религиозности.
— Сын, почему вы поститесь? Почему вы не кушаете ничего?
Мама — дитя войны. Всё детство они собирали шкурки от картошки в помойке у офицерской столовой и варили супчик. Для мамы пожрать — это святое. Но не хлебом единым жив человек.
— Ма, ты же сама всегда говорила — не хлебом единым жив человек.
— Это да, но что ваш бог, он в рот вам смотрит?
— Нет конечно. Это не Богу надо, это нам надо.
— Зачем? Не понимаю... Не понимаю...
Мама искренне не понимала смысла постов. Мама искренне не понимала смысла религиозных самоограничений. Вся её жизнь была сплошное самоограничение.

— Ма, надо креститься. Ты прочитала Евангелие?
— Сыночка, я читаю, читаю. Но я ничего не понимаю. Они пошли туда, они пошли сюда... Они всё время ходят куда-то... Я ничего не понимаю, сын.
— Нормально, ма. Это нормально. Надо креститься.

Такие были времена. Дети крестили родителей.

Первая Пасха без мамы. Христос воскресе, ма. И ты воскресе. И все мы когда-нибудь will воскресе в другую реальность.
Смерти нет, всем привет.


--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии