Кванты и Гумилев

2 окт 2020

Потерялся. Никак себя не найду, даже не знаю, где себя искать.
Все события словно на автомате. Ты исполняешь какие-то телодвижения, о чём-то хлопочешь, что-то устраиваешь, а тебя при этом нет. И где ты — ты не в курсе.
Одна мудрая женщина написала мне на смерть мамы — жизнь с мамой и жизнь после мамы — две разные жизни. Абсолютно верно. Мой читатель — человек больше взрослый, многие уже живут без мамы. Они знают, о чём говорят.
Я подозревал, что накроет после похорон, но не знал, что так странно накроет. Ты можешь нечасто видеться с мамой, нечасто созваниваться, но ты знаешь — мама есть, и всё в порядке. Ты всегда можешь набрать номер и услышать родной голос, и ты спокоен, и ты даже можешь не набирать номер — тебя несёт дальше нормальный порядок вещей. А тут — словно пупок отрезали и бросили в холодную воду. Вроде бы и плавать умеешь, и знаешь, куда плыть и за что зацепиться, а сил нету. У тебя, который ты — сил нету. Все телодвижения за тебя делает какой-то твой двойник. Ты с ленивым интересом наблюдаешь за ним —
ну-ну, брат, ну-ну...
Я всё понимаю. Эта дырка не зарастёт, её нечем заткнуть, к ней надо просто привыкнуть. Мог бы ходить — ходил бы по комнате взад-вперёд, шлёпал бы ладошкой по стене, и мычал бы из Бродского — «не выходи из комнаты.
Не совершай ошибку». А поскольку я Татанка Йотаке, я исполняю свои обязанности — сижу. И единственное, что могу воспринимать — это Гумилёв и лекции по квантовой физике. Почему-то прёт Гумилёв —

Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

А квантовая физика — это, наверное, подсознательная попытка заглянуть по ту сторону. Я бывал на той стороне, я знаю, как там, но почему-то утешает, когда тебе это рассказывают научным языком. Квантовая физика давно нашла Бога, квантовая физика каждое утро с Ним здоровается. Почему-то от этого прёт. Почему-то прёт от всех этих фигулек — кванты, кварки, фотоны, бозоны...
Будда их называл «дхармы». Маленькие фигульки, из которых состоит мир.
Красивое слово.
Опыт Юнга, квантовый переход, Большой Взрыв, эффект Наблюдателя...
Казалось бы — надо слушать Бетховена, теребить молитвослов и псалтирь, а я слушаю лекции по квантовой физике и грызу кедровые орешки. Совсем охренел старый чукча, выпал в какие-то непонятные пространства. Только Гумилёв прёт.

Под луною всколыхнулись в дымном озере струи,
На высоких кипарисах замолчали соловьи,
Лишь один запел так громко, тот, не певший ничего:
— Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его!

Эффект Наблюдателя... Вот и мама моя стала маленьким Наблюдателем.
За миром надо присматривать, иначе он развалится. Понятное дело, за историю Земли нас было здесь около ста миллиардов, есть кому наблюдать. Понятное дело, что не всем захочется, и не каждому доверят быть Наблюдателем, но не исполнилось число, коли мир жив.
У чукчей это называется «облачные люди». Красиво. У квантовых физиков — «Эффект Наблюдателя». Тоже неплохо. Квантовый переход невозможен без наблюдателя. Это прикольно. Жизнь мира невозможна без взгляда извне. Это величественно. «Иже везде сый и вся исполняяй».
Структура вселенной очень подозрительно напоминает структуру нейрона мозга. Эта чё такое? эта я внутри вселенной или вселенная внутри меня? Может быть, на это не надо обращать внимания. Может быть, это визуальное совпадение.
Но случайны ли совпадения? Ежели да, то таки нет.

Мне бы коньяку выпить... может быть, я бы нашёлся. Но не хочется, да и нету коньяку. Сижу трезвый дурак дураком, грызу кедровые орешки, только Гумилёв прёт.

С той поры, что я живу, со мною
Ничего худого не бывало,
И мое выстукивает сердце
Что и впредь худого мне не будет.
Я хочу обоими глазами
Посмотреть, кто это бродит в небе.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.



--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии