Почему происходят войны?

Итак, почему же происходят войны? Безусловно, война это абсолютное зло, которое должно быть уничтожено раз и навсегда человеческим разумом, гуманизмом, сострадательностью, терпимостью к ближним. Для меня как убежденного гуманиста, пацифиста и в целом человека с левыми взглядами война особенно противна. Хотя в этом эссе я постараюсь все-таки отбросить свои субъективные чувства и свою веру в объединение человечества при коммунизме в будущем, рассматривая причины войны максимально объективно и непредвзято. Горько осознавая, что 21 век не оправдал моих прогрессистских мечтаний о мирном будущем и глобализации человечества, я все-таки стараюсь не унывать и верить в торжество здравого смысла над звериными инстинктами, над предрассудками и животной агрессией. Как вы уже знаете по моим статьям, я человек с левыми и гуманистическими взглядами, также как и эгалитарными убеждениями, мне чуждо стремление к иерархии и доминированию, выступаю за равноправие рас, наций, полов и даже людей с разной сексуальной ориентацией. Мне глубоко чужды любые предрассудки вроде «женщина должна подчиняться мужчине», «надо умирать за родину», «наш народ лучше другого», «белые умнее черных и поэтому по праву должны ими понукать» - весь этот хлам должен отправиться на свалку истории, и чем скорее, тем лучше! Иначе нам грозят не только все более жестокие войны и угроза ядерной войны, но и игнорирование общечеловеческих проблем, климатических изменений, перенаселения, нищеты, голода и болезней. Для меня в принципе факт существования империй и государственных границ, отсутствия свободы передвижения для всех без бумажной волокиты, деление на разные религии (да и наличие таковых в век науки), милитаризм и гонка вооружений – все это уже кажется абсурдным и не должным существовать, так как противоречит зрелому гуманистическому мировоззрению и уровню развития современных технологий, а также экономической и информационной глобализации. Но, к моему великому сожалению, человечество никак не хочет расставаться с предрассудками, национализмом и шовинизмом, что приводит к периодическим локальным военным конфликтами в разных частях света. Таким образом, тема войны очень актуальна и о ней необходимо писать. И я пишу эту статью даже вне зависимости от текущих событий, которые тоже шокировали меня. Я давно хотел написать эссе на тему войн и в чем их причины, но рутина не давала этого сделать. Теперь же я решил взяться за это дело, так как не только испытал чувство тревоги по поводу происходящего, но и понял, что данный конфликт может привести к гораздо более печальным последствиям, вплоть до ядерной войны. Хотя подобные конфликты уже происходили неоднократно. Правда, чеченская война было внутренним делом моей страны и как бы не вызывала вмешательства других сверхдержав. В Афганистане военный конфликт был далеко за пределами страны, но при этом уже были две сверхдержавы со своими интересами, хотя и без прямых угроз и столкновений, опасаясь врага в виде религиозных фанатиков и терроризма. Также были военные конфликты в виде борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке или столкновение двух идеологий, поделивших Вьетнам и Корею на две стороны (просоветскую и проамериканскую). А после жесточайшей в истории Второй Мировой Войны человечество оказалось на пороге ядерной, когда во время «холодной войны» возник карибский кризис. В нынешних условиях ситуация хоть и касается интересов двух стран, делая ее похожей на обычный локальный спор, но в конфликт активно вмешиваются западные державы и при этом с обеих стороны идут угрозы возможного применения ядерного оружия, а это уже не шутки! В общем, 2022 год останется в истории (если мы вообще выживем) как самый тревожный, преподнесший неприятные сюрпризы после уже и так беспокойных пандемий 2020-2021. То есть, только вздохнули с облегчением от победы над вирусами, но тут началось это! Остановите планету, я сойду…

Что ж, теперь окунемся в историю. Как известно, прогресс цивилизации шел рука об руку с совершенствованием вооружений, с усилением империй, армии, военно-полицейского и бюрократического аппарата. При чем даже в случае падений этих империй уже довольно скоро на их месте возникали новые, созданные уже другими народами. Римская Империя, Древний Египет и Китай, а затем Священная Римская империя германской нации, Британская, Российская и Османская империи – все эти империи древности, средневековья и начала Нового времени вели постоянные войны. Даже до нашествия конкистадоров в эпоху колониальных захватов народы Мезоамерики вели кровавые жестокие войны за ресурсы и в целях захвата рабов, которых потом каста жрецов приносила в жертву своим кровожадным богам. Если же копать в древность в поисках «золотого века», то и тут возникнут трудности. Хотя легенда о веке без войн и всеобщем благоденствии была популярна в античности, особенно среди мыслителей и поэтов. И народы Средиземноморья можно понять,  раздираемых войнами , вроде греко-персидских или греко-спартанских (Пелопонесская война) , а также внутренними конфликтами полисов за торговые интересы. Однако, что же было еще древнее? Конечно же, до возникновения первых деспотичных государств  (Египта, Китая, Вавилона) существовало первобытное общество. Наибольший период человеческой истории относится именно к первобытной эпохе, когда не было государств и производящей экономики, было присваивающее хозяйство, то есть люди брали все готовое или добывали у природы. Конфликты в первобытное время если и происходили между разными племенами, то это была борьба за более благоприятные охотничья угодья. К тому же, всегда была возможность переместиться в другие места, где не будет чересчур агрессивных упорных соседей, не желающих делить гуляющих в данном угодье мамонтов и оленей. Население было редким, леса были нетронутыми и дикими, реки были чистыми, а страх быть убитым каким-то чужаком был гораздо меньше страха быть съеденным саблезубым тигром или пещерным медведем. Да и грозные силы природы в виде ураганов, наводнений, пожаров, вулканов, землетрясений – все это было очень непонятно первозданному человеку, которые всему этому придавал мистическое значение, взращивая в себе суеверный страх и трепет перед могущественными стихиями, порождая первые анимистические примитивные религии. Со временем человек открыл для себя огонь, который приручил и это было первым шагом на пути покорения природы, постепенного выхода из материнского лона ее, из новорожденного состояния и рабства голых инстинктов. Безусловно, это было огромным скачком и прогрессом! Приручив огонь, взявшись за подсечно-огневое земледелие, люди стали выращивать себе растения для пропитания, а затем приручили животных и одомашнили коров, коз, собак. Происходит «неолитическая революция», когда от присваивающего хозяйства человек переходит к производящему, от охоты и собирательства к земледелию с животноводством. Пока все жили в дикой природе, обитая в пещерах или хижинках, перемещаясь  вслед за стадами мамонтов или более обильных сочных плодов, люди не сталкивались с такой ситуацией, как дележ территории и защита произведенных продуктов труда, своей деревни и хозяйства. Все было общее и высказывания о первобытном коммунизме хоть немного неточны, в чем-то даже наивны, но вполне не без основания. Почему? Да потому, что не было понятия собственности, также как и расслоения общества на социальные страты, касты. Также не было тогда разделения на разные нации и культуры, так как все это появилось лишь с возникновением первых древних государств. Поэтому, все эти легенды о «золотом веке» возникли явно не на пустом месте. Правда, продолжительность жизни была маленькой, опасность диких зверей была явной, про природные катаклизмы я вообще молчу. С возникновением земледелия и скотоводства из первых общинных деревень возникли города, превратившиеся в зачатки государств. Цивилизация и культура стали неотъемлемой частью жизни человека, окончательно порвавшим «пуповину связи» с природой, создав свою собственную среду обитания для производства и потребления. Государства древности уже нуждались в армии и в чиновниках, возникла публичная власть, стоящая как бы над народом (читайте Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Сильный военно-бюрократический аппарат не только должен был удерживать спокойствие внутри страны, но и защищать ее от посягательств других таких же. Ведь не всем же повезло с территориями в плане климатических условий, плодородия почв и полезных ископаемых. А институт рабства вынуждал не только держать в повиновении огромную массу людей внутри государства, но и давал соблазн другим империям искать себе приток рабов из других местностей после коварных набегов. Также освоение новых земель и расширение границ Ойкумены способствовало как торговле, так и пиратству, морским захватам новых островов и новых неизведанных диких племен, порабощаемых «цивилизованными варварами», желающими поживиться новыми территориями и рабами. В общем, ничего гуманного в те времена. Да и сам гуманизм был в узком кругу аристократов, которые лишь на закате эпохи эллинизма стали более-менее признавать за некоторыми народами право быть равными своему, а рабов вроде бы как тоже стали считать пускай и не полноправными гражданами, но все-таки «человеческими существами», с которыми надо бы не так жестоко обращаться. Что же касается более поздних времен, то и там ничего хорошего. Средневековые государства воюют друг с другом за куски территорий или из-за династических споров, а уж про религиозные войны это даже отдельная тема, которой я посвящу отдельное эссе когда возьмусь за историю религии. Про Варфоломеевскую ночь и сражения протестантов с католиками, христиан с османами, крестовые походы, борьбу с «ересями» вроде альбигойских войн или ужасную опустошительную столетнюю войну Англии с Францией (по причине династических споров) – обо всем этом можно много написать, кому интересно, то курс истории средних веков для вузов вам в помощь. Новое и Новейшее время также не принесли никакого спокойствия. Возникшим абсолютистским государствам нужны были новые земли и легкое обогащение возникшего класса капиталистов, а также уже деградировавшей, но все еще упирающейся в свои привилегии аристократии, которой хотелось легкой наживы в виде спекуляций, ростовщичества, торговли рабами и продажи золота. Открытие Америки , Африки и Востока положило начало хищническому колониальному захвату. Обезумевшие от опьянения свободой и авантюризма, жаждой легкого обогащения и возможностью творить любые преступления на новых землях – все это привело к тотальному порабощению и истреблению народов обеих Америк, а также к работорговле черными рабами с Африки и опиумным войнам в Китае в целях обогатиться на подсаживании на наркотики целой нации. Уместно тут замечание Маркса, что нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300% прибыли, даже под страхом виселицы. А ведь так оно и было! Обогащались и росли империи, страдали и порабощались целые народы, даже расы. И все это было тогда, когда уже отгремела эпоха Возрождения с ее гуманизмом и эпоха Просвещения с ее нравственным посылом о равенстве всех людей. В 19 веке происходит кровавая гражданская война в  США, в которой рабовладельческий Юг восстал против буржуазного Севера. И стоило оно того, когда можно было как-то договориться и постепенно отменять рабство, чем устраивать кровавую резню во имя своих идей? Про поздние колониальные преступления я вообще молчу, вроде зверства в Конго бельгийских головорезов с санкции короля Леопольда II или кровавую бойню англо-бурской войны. 20 век начался кровавой Первой Мировой, в которой столкнулись империи за передел сфер влияния над отсталыми, но богатыми ресурсами странами. А выросший на обломках монархий и покалеченной психики народов фашизм взрастил такого Зверя, что весь мир содрогнулся от тех ужасов и геноцида мирного населения, жестоких экспериментов над людьми. Человечество упорно не хотело выучить уроки истории и продолжало приносить свои кровавые жертвы одному из всадников апокалипсиса – Войне. Что ж, прекратить этот хаос и безумие мы должны, иначе в конце-концов угробим себя.

Как мы видим, война в истории человечества была с самого начала возникновения цивилизации и государств, но чем больше совершенствовались оружия массового уничтожения, тем больше было жертв. И лишь создание ядерного оружия как бы сдерживает от масштабных войн, да и наднациональные объединения вроде ООН призваны урегулировать конфликты. Правда, зачастую эти самые организации используются определенными державами для лоббирования своих интересов и закрывания глаз общественности на собственные военные преступления.  Никакой объективной непредвзятой организации, стоящей над национальными государствами, к сожалению нет. В 21 веке человечество не объединилось, а все еще разделено на разные нации, касты, классы. Также имеет место противостояние целых культур и ценностей, вроде Западной цивилизации и исламской, а также претендующей на мировое лидерство китайской (об этом хорошо написал Самюэль Хантингтон в «Столкновении цивилизаций»). Также никуда не исчез, а даже местами усилился религиозный фундаментализм, фанатизм, терроризм. Да и расовые предрассудки тут же всплывают, стоит только кому-то кого-то случайно или намеренно убить другого цвета кожи. При чем упор делается сразу же не на том факте, что данный человек преступил закон, нарушил полномочия, а также жертва как раз не в меньшей степени виновна, проявив агрессию и нападение. Акценты как раз делаются на расовых нюансах в инцидентах, а СМИ и разные фанатики, маргинальные нацисты – все они с упоением раздувают эти конфликты, крича о расизме той или иной стороны. А политкорректность превращается в фарс и лицемерие, замалчивая реальные преступления, опасаясь расовых конфликтов и столкновений на улицах, как раз способствуя безнаказанности маргинальных элементов и не решая проблемы на корню. И так называемая западная толерантность не дает никаких позитивных решений, проявляя терпимость к откровенно террористическим группам и  средневековым фанатикам, не защищая и как бы даже ставя под угрозу демократию и законы, гарантирующие спокойную и комфортную жизнь. С одной стороны, нужен глобальный космополитизм и пацифизм, объединение людей на основе общих интересов, мирный культурный обмен разных народов. С другой стороны, государство должно защищать общество от терроризма и преступности, открытого нападения варварских государств, но при этом не вмешиваться в конфликты внутри других стран, рискуя самой попасть под раздачу и увязнуть там, поставив под опасность уже своих граждан. Также необходимо сотрудничество цивилизованных государств (Китая, России, ЕС, США, Израиля, Турции, Индии) против мирового терроризма или появления открыто нацистским режимов, которые должны пресекаться в зачатке, еще на стадии фашистских маршей и коричневых госпереворотов, приводящих к власти откровенных фанатиков и ксенофобов. Жаль, что некоторые из цивилизованных стран не понимают всей угрозы и даже заигрывают то с исламистами, то с нацистами, при этом свергая более-менее светские и не настолько реакционные режимы,  применяя тем самым политику двойных стандартов. Таким образом, нам еще очень далеко до по-настоящему гуманного цивилизованного человечества. Разделения людей на отдельные нации и враждебные друг другу культуры, звериный национализм и «ура-патриотизм», ксенофобия и расизм, религиозный фанатизм и невежество отдельных групп населения из-за нищеты – все это неизбежно будет приводить к новым конфликтам. И выход здесь только один – в объединении людей на информационном поле, создание независимых надгосударственных организаций за мир, борьба с нищетой и голодом, помощь стран друг другу в сложных обстоятельствах, диалог разных культур, самоконтроль каждого человека над своей агрессией. Не знаю, прав ли был Фрейд касаемо причины войны как странного влечения человека к смерти, в противоположность с влечением к любви  как сексуальным влечением (Эрос и Танатос). Но уж лучше «заниматься любовью, а не войной» как это хотели хиппи 60-70-х. Конечно, у него весьма примитивный взгляд на человека, игнорируется социальные инстинкты и альтруизм, стремление к сотрудничеству в группах и кооперация, в противоположность конкуренции и узкому эгоизму (о сотрудничестве хорошо написал князь Петр Кропоткин в своей книге «Взаимопомощь как фактор эволюции»). Напоследок, замечу также в укор дарвинистам и либералам, что именно социальные связи начиная с узко-семейных, общинных и заканчивая общенародных в лице государства как структуры породили культуру, науку, прогресс в целом. И сейчас мы подходим к тому моменту, когда прогресс требует уже глобальной системы на всей планете, вроде мирового сверх-государства или надгосударственного арбитра по спорам. Социальные связи должны расшириться, вобрав в себя все человечество как одну большую семью. Скептики и консерваторы скажут, что это утопия. Хм, ну если для вас движение вперед и мир во всем мире это пустые мечтания, то мне вас очень жаль. Во все времена самые передовые идеи и открытия считались неуместными, подвергались гонениям и осмеянию, зато потом это оказывалось признанным. Истина прорубит себе дорогу и человечество объединиться, иначе погибнет окончательно.


Рецензии