Икар, Архана и Нарцисс

"Иногда хватает мгновения, чтобы забыть жизнь, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть мгновение".
Джим Моррисон

Ева Ланцева-Хелки родилась 27 сентября. Окончила Академический художественный лицей им. Иогансона при РАХ (СПГАХЛ, бывш. СХШ) и СПбГАИЖСА (Академия художеств) им. Репина.

"Ева перерабатывает древние мифологические сюжеты и проецирует их на современную реальность. При этом действие в картинах, нередко, происходит на Васильевском острове.
Переплетает мифические сюжеты с городскими пейзажами, героями становятся те, кого можешь не заметить в толпе. Попадая под влияние уличной суеты, пряча лицо от моросящего дождя и будучи погруженными в свои мысли, мы часто не замечаем сцен, разворачивающихся на арене города. Окунувшись в работы Евы, можно научиться видеть волшебное в обыденном, живые истории — в скользящих потоках людей.
Основная тема картин — город. Ассоциация большого города с островом — как не нова, так и многогранна. Одиночество человека в многолюдном мегаполисе — феномен, который всем знаком, но никем по большому счёту не объяснён. Ева ищет образы города через интересную технику и инсталляции.
Мифологические сюжеты заставляют взглянуть новым взглядом на тех, мимо кого мы безучастно проносимся, спеша по своим делам. Тот факт, что этих людей видишь всего секунду, делает равнодушным к их судьбе и стирает интерес к их личностям. Работы Евы Хелки заставляют засмотреться чуть подольше, а параллель между ними и персонажами из мифологии наделяет их не только своей жизнью, но и захватывающей, неповторимой историей.
Лежащего на холодной земле человека, одетого в обычную безликую спортивную одежду, художница представляет нам как Икара. Он закрыл лицо рукой и съежился на тротуаре под мимолетными взглядами прохожих и серым небом безразличного города. Какова история этого несчастного? Если судить по имени, которым наделила его художница, судьба его была нелегкой. Икар и его отец были заточены в лабиринте, а после спасения отец создал для них крылья. Прикрепив их воском к свои телам, отец и сын взмыли в воздух. Икар был предупрежден о том, что ему нельзя взлетать слишком высоко – солнце растопит воск, и Икар потеряет свои могучие крылья. Но опьяненный новой силой Икар поднимался все выше и выше, и предостережение отца сбылось, обернувшись смертью для Икара. Неподвижная фигура человека на земле отделена от нас железной решеткой, которую Икар и не старается преодолеть, смиренно свернувшись на асфальте. Самая важная деталь здесь – это решетка и колючая проволока, рассекающие кусочек серого холодного неба. Павший герой больше не имеет возможности подняться на прежнюю высоту, скованный железными ограничениями и смирением, покорно уступив сломившей его силе.

Самый знакомый пейзаж смотрит на нас с картины «Арахна» — серая потрескавшаяся стена, на ней висит рваная зеленая фасадная сетка, которую мы так часто видим прикрывающей бесконечную стройку на улицах города. Около сетки притаился ее создатель – еле заметный паук, однако именно он является главным персонажем на этой картине. Именно здесь, под пыльной сеткой, притаилась сама Арахна. Миф гласит, что она разгневала Афину своим хвастовством и заносчивостью, восхваляя себя как лучшую и самую искусную ткачиху. А когда Афина поставила на место Арахну, и та поняла, что оскорбила великую богиню, то наложила на себя руки. Афина не ожидала такого – она пришла проучить хвастунью, а не стать причиной ее смерти. Богиня вернула ей жизнь, но оставила ее на земле в обличии паука. Теперь Арахна ткет свои работы неразличимая и безмолвная, лишенная возможности хвастать. Заключенная в шумном городе Арахна продолжает плести свои паутины.
Нарциссу на этой выставке отведено много пространства – под стать его самооценке. Его голова установлена на мольберте, он будто сам является произведением искусства, вынужденным смотреть на себя в зеркало оставшуюся вечность. Так Нарцисс и погиб – заглянув в зеркало, что предвещало его смерть, стал одержим своим отражением и больше смог сдвинуться с места и отойти от зеркала. Так он и умер, оказавшись жертвой самовлюбленности. Ева Хелки отводит ему два зеркала, призванных бесконечно отражать его лицо. Не способный полюбить когда-то, теперь нарцисс обездвижен напротив оружия, которое загубило его. Проходя мимо этого произведения, человек видит себя в двух зеркалах, установленных друг напротив друга, и на мгновение застывает, видя свои отражения, становясь частью композиции. Однако он способен идти, а «Нарцисс» остается покоиться на своем месте, наблюдая за ходом времени только по желтеющим опадающим листьям".

Закажите картину профессионалу!
Ева Хелки (Ланцева-Хелки) ВКонтакте: @id271363959

Backstage: http://proza.ru/2021/01/13/654


Рецензии