Чем отличается сущее от сущности

Главное и основное отличие сущности от сущего заключается в том, что для сущего нет фиксированного и однозначного места среди десяти категорий Аристотеля.

Как известно, каждая категория из набора категорий Аристотеля основана на присущем только ей индивидуальном вопросе. Например, категории сущности соответствует вопрос "что?". Категории места соответствует вопрос "где?", а категории времени соответствует вопрос "когда?". И так далее по всем десяти категориям. Исходя из этого, зададимся вопросом: к какой категории можно отнести сущее? На какой вопрос отвечает сущее? Если сущее отвечает на вопрос "что?", то тогда сущее является сущностью и относится к категории сущности Аристотеля. Остается поставить знак тождества между сущим и сущностью и закрыть тему, обвинив философов в многолетнем игнорировании бритвы Оккама. Но это не так. Сущее - это некое неопределенное "нечто", а сущность - это конкретное "что". Неопределенность и конкретика - совершенно разные вещи. Неопределенность и конкретика - сугубо субъективизированные понятия.

По определению, субъект противостоит объекту. Субъект взаимодействует с объектом (пассивно наблюдает или активно исследует его) при наличии вектора внимания. За счет наличия вектора внимания, направленного от субъекта к объекту, как единому целому, формируется конкретика объекта, как конкретного "что?". При конкретике вектор внимания субъекта как бы упирается в объект. Но, если вектор внимания скользит по объекту или рассеивается на нем (вектор внимания "расфокусирован")в поисках другого объекта, если не получается субъекту упереть свой вектор внимания на конкретном объекте, как едином целом, то возникает неопределенность с исследуемым объектом. Субъект не может сказать, что он взаимодействует с конкретным "что?", поскольку дело он имеет только с неопределенным "нечто". Именно, благодаря вектору внимания субъекта, концентрирующемуся на сущем или рассеивающемуся на нем (или "расфокусированному" вектору внимания), сущее, в соответствии с формулой Абсолюта, принимает смыслы в трех контекстах: то места, то сущности, то движения в аристотелевском наборе категорий ("Сущее и сущность" http://proza.ru/2017/07/04/1324 ). Поэтому неопределенное сущее, в отличие от конкретной сущности, является трехсмысловым понятием.

В качестве примера рассмотрим картину "Мона Лиза". На картине есть фон и, непосредственно, госпожа Лиза дель Джокондо. Фон картины - это сущее, или "нечто", а Мона Лиза с ее загадочной улыбкой - это сущность, или конкретное "что", поскольку вектор внимания субъекта-зрителя упирается в конкретный объект - в Мону Лизу, но, соответственно, неопределенно скользит по холмам, воде, деревьям и небу на заднем фоне произведения Леонардо да Винчи. Стоит только вектору внимания сосредоточиться на улыбке, как отдельном элементе Моны Лизы, так сразу госпожа Лиза дель Джокондо вместе с задним фоном картины  превращается в сущее, а сущностью становятся только ее губы. Таким образом, в зависимости от вектора внимания субъекта, сущее переходит в сущность и наоборот, или, иными словами, "нечто" превращается в "что" или, при обратном переходе,  "что" превращается в "нечто".

Неопределенность сущего позволяет субъекту оперировать с ним по своему усмотрению. Например, сущее, как единое "нечто", переходит в разряд сущности, как конкретное "что", без потери своей неопределенности. На вопрос "что такое сущее?", мы легко отвечаем "сущее, как "что", есть неопределенное, но явно  существующее "нечто"". Это значит, что сущее выполняет роль фона, как существующего "нечто", и на этом неопределенном фоне уже существуют конкретные сущности.
Второй смысл сущего - это переход сущего в разряд категории места Аристотеля. Например, Мона Лиза, как конкретная сущность, существует где? Она существует на живописном фоне картины Леонардо да Винчи. Работает формула "сущности существуют в сущем". Здесь сущее - это некое место, сформированное неким существующим "нечто", в котором явно существует конкретное "что", или сущность.
И третий смысл сущего - это непосредственное существование, т.е. движение, как одна из категорий Аристотеля. Например, во всех работах Гегеля сущее употребляется в смысле "существующее". А существование это и есть движение (достаточно помыслить себя в движущемся поезде, где за окном, как в кино, постоянно меняется фон).
Итого, имеем три смысла сущего в соответствии с формулой Абсолюта:   
Абсолют=Идея&Пространство&Движение
(см. подробнее публикацию "Сущее и сущность" http://proza.ru/2017/07/04/1324 ), чего нельзя сказать о сущности, всегда имеющей конкретный смысл конкретного "что".


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.