Как измерить счастье

Как измерить счастье

Существует множество сентенций на тему счастья и его определений. Определений поэтических, философских, психологических. Например:
«Счастье – это естественный цветок долга» (Филлипс Брукс).
«Счастье – это смысл и цель жизни, основная цель человеческого существования» (Аристотель).
Ни эти, ни множества им подобных определений не годятся для решения поставленной в заглавии задачи, поскольку не могут быть формализованы и конкретизированы.
Ближе к цели высказывание Франклина Рузвельта: «Счастье заключается в радости достижения и трепете творческих усилий».
С учетом этого ориентира в качестве пригодного для анализа подходит, как мне кажется, следующее определение: счастье – духовное состояние, возникающее в процессе реализации и достижения потребностей. Противоположное счастью тягостное состояние связано с отсутствием видов на достижение потребностей. Большей частью духовное состояние человека находится в этих пределах. Исключение составляют экстремальные ситуации.
Потребности человека можно подразделить на три категории:
- первичные жизненные потребности,
- духовные потребности, потребности самореализации, потребности славы и признания,
- потребительские потребности.
 Первичные жизненные потребности – это питание, здоровье, пригодная окружающая среда, половые связи. Именно удовлетворение этих потребностей главным образом и давало ощущение счастья первобытным людям, да и сейчас не менее важно для нас.
Иной раз ставится вопрос сравнения уровня счастья людей на шкале времени. Если в качестве оценки выбрать  среднее время пребывания человека  в состоянии счастья, то можно заключить, что его уровень повышался по мере развития цивилизации, так как появлялись новые варианты всех трех типов достижимых потребностей. Однако кроме времени имеет значение и амплитуда счастья. Убитый лось вызывал у первобытных амплитуду всеобщего счастья, намного превосходящую аналогичный успех на современной охоте. Математически итоговая мера счастья представляет собой интеграл его амплитуды по времени. Однако этот наукоподобный подход является практически бесполезным, поскольку не существует способов измерения амплитуды счастья.
Первичные потребности по мере развития цивилизации становились более гарантированными и доступными. Это связано с разделением труда по добыче пропитания, его научным обеспечением и техническим оснащением, последовательным развитием медицины, а также благоустройством жилищ. Жизнь стала меньше зависеть от прихотей природы. Удовлетворение сексуальных потребностей не получило подобного радикального развития, хотя и поднялось на более цивилизованный уровень.
Однако с питанием дело не такое простое. С одной стороны, требования к нему выросли от простого удовлетворения голода к высоким запросам относительно вкусовых качеств пищи, ее внешней привлекательности и общей обстановке потребления. С другой  –  стремительное развитие численности землян в прошлом веке потребовало существенного роста продовольствия, что не лучшим образом отразилось на его качестве.
Начинает вызывать опасение и состояние среды обитания. Не случайно появились представления о золотом миллиарде, лишь которому может быть обеспечена благополучная жизнь в будущем.
Особое значение в реализации первичных потребностей принадлежит медицине. Благодаря ей продолжительность жизни людей неуклонно растет. У пещерных –  25 лет, а теперь в ряде стран под восемьдесят. Понятно, что счастья набегает больше. Есть только одно но: медицина нарушает жесткое по своей сути правило естественного отбора, благодаря которому оберегается от истощения во времени уровень генома человека. То есть дополнительное счастье, дарованное медициной, стоит человечеству недешево и может в конечном итоге его и вовсе погубить.
Потребности духовного типа формировались в процессе эволюции человека и связаны с развивающимися связями и взаимоотношениями людей. Даже совсем недавно люди довольствовались редкой по времени эпистолярной формой общения с удаленными родственниками и знакомыми. Затем развилась проводная телефония, а ей на смену мобильная, а смартфон стал первейшей потребностью для молодежи, да и людей среднего возраста. Прежде письмо было ожидаемым и волнительным событием, содержащим значимую накопившуюся информацию. Теперь объем информации вырос до избыточного уровня, и от того она стала в среднем существенно более кратковременного действия. Однако  отказаться от новых форм общения никто не в силах, значит, они более привлекательны.
Интернет предоставил неограниченные возможности для чтения книг, но эти возможности снизили общий интерес к чтению, лишив, я бы сказал, счастья от интимного, осязаемого общения с книгой. Телевидение открыло для людей множество новых возможностей, но с годами оно стало более навязчивым и менее привлекательным. Многие смотрят его лишь вполглаза, а то и слушают вполуха, занимаясь повседневными делами. Однако отрицать его положительную функцию пока рано.
Потребности самореализации стали многообразны и включают в себя стремление к первенству в коллективе, работе, творчестве, спорте и вообще в жизни. Здесь возможностей  тоже становится все больше. Сильно расширяется круг специальностей, появляются новые возможности для реализации творческих замыслов с выходом на широкую аудиторию. Например, на популярных писательских сайтах типа «Проза.ру» зарегистрировано несколько сотен тысяч российских авторов и представлены миллионы текстов. Прославиться стало можно в новых видах конкурсов и соревнований, проводимых на разных уровнях: от местных до всемирных.
Стремительное развитие получила наука – высшая сфера приложения творческих сил  и главная движущая сила цивилизационного развития. В ней есть целая система признания в виде научных публикаций, степеней, званий, престижных премий и членства в академиях.
Все государства имеют систему национальных наград.
Что уж говорить о потребительском счастье – это особо обширный пласт. Эти потребности лежат в основе развития рыночной экономики и не ограничены никакими разумными пределами. Казалось бы, современная связь, о которой говорилось выше, удовлетворяет все нужды людей, она мгновенная, допускающая передачу фото и видео. Что еще нужно? Но нет сомнения, что и это не финишная прямая. Инженеры придумают, а  бизнесмены реализуют и навяжут что-то новое, почти ненужное, но желаемое. Развитие потребностей людей на марше! Мудрые говорили:
«Не хотеть чего-то так же хорошо, как и обладать этим» (Наваль Равикант).
Но мало кто к ним прислушивается!
Духовные потребности никогда не остановятся в своем развитии. При этом удивительно, что новые формы общения сделали людей более индивидуализированными. В прошлое ушли коллективные празднества, нет былой взаимопомощи, да и семья существенно ослабела из-за новых форм упрощенного и от того краткосрочного знакомства и сожительства. Таким образом, и здесь расширились потребности, но во многих случаях их реализация стала более будничной и менее волнительной. Амплитуда упала.
Таким образом, можно заключить, что все виды доступных потребностей человека количественно увеличиваются по мере развития цивилизации и это потенциально делает людей более счастливыми. Но есть и обратная сторона медали: не все возможности одинаково всем  доступны, в силу чего значительная часть людей находится в состоянии тягостного отчаяния, не имея возможности реализовать их как для себя, так и особенно для своих детей.
Другой момент связан с избыточностью непрерывного счастья. Тот же Равикант говорил:
«Ваше счастье и покой омрачают ваши безграничные желания».
Коме того в жизни нужны контрасты и усилия для достижения цели.
«Ты не можешь быть счастлив, если никогда не чувствуешь себя несчастным» (Лорен Оливер).
Фантасты неоднократно попытались изобразить будущее, и что удивительно, всегда оно получалось малопривлекательным. Человек, совершивший колоссальный научно-технический прорыв, с трудом находит себе место в постиндустриальном обществе. Отчасти подобное изображение связано с законами литературного жанра: писать о том, что все хорошо и замечательно, не интересно, драматизм – движущая сила литературы. Но хорошие писатели пишут не что попало, лишь бы завлечь читателя, а ориентируясь на свой жизненный опыт и обобщение мыслей и впечатлений. Им можно верить. Счастье человека в их романах становится управляемым и контролируемым и от того лишенным переживаний, получаемых в борьбе.
 Предопределенность, сопутствующая процессу цивилизационного развития, губит романтику жизни и все больше смещает счастье из духовной сферы в сферу потребления, отнимая у человека главное, что выделяет его в природе.
Заключая, можно утверждать, что по мере развития цивилизации у людей появляется все больше возможностей для счастья, но этот процесс не бесконечен и достигается он за счет истощения природных ресурсов, среды обитания и человеческого генома. Чем быстрее идет прогресс, тем скорее все придет к завершению. Это правило развития всех систем. Цивилизация в этом не исключение.
Хорошо, что мы с вами попали в удачное время!


Рецензии