Школа танцев мадам Грюффо. Глава 4

Солнце уже успело выйти полностью на небосклон, поблескивая на мокрых от утреннего тумана крышах замковых башен. На кухне и в замковых пристройках кипела работа: несколько слуг седлали лошадей, чтобы отправиться на охоту, рядом с ними, весело повизгивая, носились собаки. Не мохнатые добродушные и очень послушные пастушьи собаки, к которым привыкла во время жизни в деревне Поль, а благородные гончие с подтянутым стройным телом, крепкими длинными лапами, широкой грудью и висячими ушами. Поль шла мимо них с большой осторожностью, потому что любопытные собаки так и подбирались обнюхать карман с Пуфом и повизгивали, глядя ей вслед.
Клод, обойдя собирающихся выезжать охотников, попросил у ребят помочь ему. Вместе они нашли в кладовых старые циновки и рассыпали на них шиповник, чтобы тот как следует просох. «Зимой можно будет готовить полезный напиток», - заметил старый лесник. «Хорошее лекарство от простуды», - прошептал Пуф из кармана. В замке заготавливали на зиму не только всевозможные продукты, но и разные травы, в том числе лечебные. В углу двора уже сушились пучки розмарина, базилика и тимьяна. Клод сейчас должен был собрать подсохшие приправы и переложить их в полотняные мешки. С этим кропотливым и скучным занятием он надеялся справиться сам, поэтому не стал задерживать ребят, поблагодарив их за хорошую работу.
Это было весьма кстати, потому что Поль не терпелось попасть на урок, а занятия должны были вот-вот начаться. Детям удалось умыкнуть на кухне кувшин с молоком себе на завтрак и чтобы Поль в крайнем случае могла сказать, что идёт кормить кошек мадам Грюффо. «У неё три отвратительные тощие злые кошки, - рассказывал Тибо девочке на ходу, прихлёбывая молоко, - так и норовят куснуть тебя за ногу, когда ты проходишь мимо». Поль с некоторой опаской вошла вслед за ним в прохладный полумрак коридора в замковом доме. «Спокойно, - оглянулся Тибо, - все ещё завтракают. Они, на самом деле, давно привыкли, что я встаю раньше и ем прямо на кухне. Но медлить не стоит, вот-вот наставник поведет мальчиков на занятие».
Коридор закончился аркой, за ней простирался роскошный, на взгляд Поль, зал. Через высокие окна с витражами на каменные плиты пола пробивались разноцветные солнечные лучи, поблескивали золотом подсвечники. Зал украшали картины и гобелены.  У задней стены располагался камин величиной почти с два роста Поль. Над ним висел парадный портрет отца мадам Грюффо, графа Генриха, как объяснил Тибо, показав на изображение величавого мужчины в шляпе с пером, высоких ботфортах и со шпагой в руке. Колонны камина опирались на две застывшие бронзовые фигуры волков.
Тибо отодвинул один из гобеленов, и Поль с удивлением обнаружила там проход в стене. «Садись сюда, - взял он за руку Поль, показав ей на каменную скамью, - в замке полно потайных ходов, - смотри как удобно, в эту щель видно всё, что происходит в зале. Любуйся сколько угодно. «Спасибо, ты не представляешь, что для меня сделал», - расцвела она от счастья и обняла Тибо. Тот отстранился, нахмурившись, но было видно, что ему приятна радость Поль и её благодарность. «Сиди тихо, а я пойду переодеваться, - буркнул мальчик, - сегодня первый урок у мальчиков». С этими словами Тибо оставил Поль одну. То есть почти одну, исключая Пуфа, который тут же не преминул высказать опасение, что их обнаружат и сию же секунду выставят из замка вон. «Что будет, конечно, к лучшему», - уверенно заключил домовой. Но Поль не слушала его, она смотрела вглубь перекрытий, где, как ей показалось, сверкнули зелёным огоньком чьи-то глаза, пристально разглядывавшие непрошеную незнакомку. «Пуф, - быстро указала девочка в темноту, - там кто-то есть». Но глаза тут же исчезли из виду. «Мне не показалось, - прошептала Поль, - может быть, ты пойдешь и посмотришь?» «Я»?! Один? В темноте? – Заёрзал Пуф, - ты хочешь рискнуть моей жизнью? Вдруг там кто-то злой и страшный?» «Но он явно не страшнее тебя, - возразила девочка, - великого и могущественного духа домашнего очага». Договорить они не успели, потому что в зал вбежала весёлая ватага мальчишек. «Эжен, - резко крикнул мужской голос из-за их спин, - сейчас же прекрати бить по ногам Тео, я всё вижу, его ноги золотые, в отличие от твоих лап. «Вам показалось, месье», - высказался смуглый, немного горбоносый брюнет с еле уловимым акцентом. Голос его звучал не слишком приятно, отметила Поль. «Ты хочешь сказать, что у меня, твоего преподавателя, начались галлюцинации?» - Огюст вышел из-за спин ребят. Это был человек не слишком высокий, смуглый и черноволосый с проницательным острым взглядом и тонкими чертами лица. Поль подалась вперёд, чтобы разглядеть, его, но чуть не выпала из-под гобелена и быстро юркнула назад.
В зал подошли музыканты с флейтами, и девочка услышала, как они настраивают инструменты. Мальчики встали в ряд перед Огюстом и разминали руки и ноги, сгибаясь и разгибаясь. Поль ещё никогда прежде не видела таких упражнений, ей и в голову не приходило, что перед занятием нужно сначала разогреть тело, настроить его, как и музыкальный инструмент. Группа состояла всего из пятерых мальчиков, но шум от них стоял как от целого класса. Самый заносчивый, как запомнила Поль, - Эжен. Явно из богатой семьи. Девочка сразу заметила золотую вышивку на его одежде, тонкость и изысканность тканей. Он выглядел довольным собой и, как показалось Поль, немного злым. Чувствовалось, что он держит себя за главного. Несколько мальчишек поглядывали на него и старались ему подражать.
После разминки, как и обещал Тибо, месье показал группе несколько танцевальных движений: особые мелкие танцевальные шаги. Теперь мальчики тренировали фигуры, переступали с ноги на ногу и постепенно передвигались в сторону. Больше всех от преподавателя доставалось парню по имени Антуан, который умудрялся кривляться и смешить остальных, когда наставник от него отворачивался. Пару резких замечаний заработал и Тибо, которому месье напомнил, что тот танцует не на деревенской площади, а в замке и что он не простолюдин, прыгающий как горный козёл, а благородный мужчина, чьи движения должны быть плавными и мягкими.
От наблюдения за уроком Поль отвлёк какой-то шорох. Она обернулась и заметила, что из глубины потайного коридора к ним приближается худая кошачья фигура. «Вот чьи глаза светились за гобеленом», - догадалась девочка, чьё сердце так и заколотилось от страха. Питомица графини остановилась в шаге от Поль и раздалось громкое требовательное: «Мяу!». «Поль, она наверное учуяла молоко, - прошептал Пуф, - дай ей скорее кувшин». Девочка поспешно опустила на пол кувшин с молоком. Кошка медленно подошла к нему, обнюхала и неторопливо принялась лакать, фыркая и поглядывая подозрительно на девочку. Пуф сжался в фартуке в маленький комочек и молил, чтобы кошка не почувствовала его и не приняла за какую-нибудь мышь или другую свою добычу. «Мяу!» - опять замяукала наевшаяся кошка. «Антуан, это не ты мяукаешь?! – услышали девочка с домовёнком рассерженный голос преподавателя. – Прекрати немедленно». «Мяу!!» - ещё громче заголосила шпионка графини, явно привлекавшая внимание учителя к тайной наблюдательнице. Пуф решился на крайние действия. Высунувшись из кармана, он взмахнул лапками и мощный заряд, похожий на небольшую шаровую молнию вытолкнул ошарашенную питомицу мадам из секретного коридора прямо в зал. От заряда шерсть на кошке встала дыбом, и она напоминала огромный помпон на тоненьких лапах. Послышался дружный смех учеников, заметивших животное. «Только этого нам сейчас не хватало, - сердился Огюст. – И откуда ты только вылезла к нам на голову? А ну, пошла прочь»! Обиженная кошка посчитала, что не покажет невоспитанному преподавателю двух тайных наблюдателей, которых она сейчас обнаружила. Он этого не заслужил. Высоко подняв голову она прошествовала мимо него к выходу, и занятие продолжилось как ни в чём не бывало.
- Ого, Пуф! Я не знала, что ты умеешь пускать такие молнии - прошептала восторженно Поль. - Я и сам не знал, - пробормотал домовёнок. У меня ещё никогда не возникало такой необходимости. А теперь ты впутала меня в это опасное приключение вместо спокойной работы на кухне, пуф, пуф. Он спрятался поглубже в карман и раздражённо пофыркивал оттуда. Но Поль была в совершенном восторге от таких неожиданных способностей своего помощника. 
«Подумать только, а я всегда считал кошек примером грациозности, - услышали они слова Огюста, - Беру свои слова назад, Не подражайте, пожалуйста, примеру  бедного животного», - покачал головой он, – Антуан, подними ногу выше. Ещё выше, тяни носок»! «Но я же так упаду, месье», - протянул ученик, еле-еле балансируя на одной ноге. «Другие не падают и ты не переломишься, - парировал наставник, - смелее». Он подошёл к мальчику и тут Поль поняла, зачем Огюсту небольшая тоненькая тросточка, он поддел ею носок поднятой ноги Антуана и заставил его вытянуть ногу ещё выше. Казалось, что паренёк и правда вот-вот рухнет, но каким-то чудом он удержал равновесие. «Вот на такой высоте должна держаться ваша нога, - показал всем Огюст. – И мы не закончим сегодня, пока каждый не добьётся такого же результата. Пока лучше всего получается у тебя Тибо. Да-да, ты в прекрасной физической форме, только меня не покидает мысль, что ты готовишься к бою, а не к балу в королевском дворце. Я так и представляю себе, что поднятой ногой ты поражаешь грудь врага. Мягче, Тибо, нежнее. И не надо так грозно на меня смотреть. Просто считай, что я твой командир и сегодня я приказываю тебе поразить сердце первых дам королевства». Тибо фыркнул в ответ, но двигаться после этого стал всё-таки немного плавнее.
Шаг за шагом, одно па вслед за другим. Поль устала считать минуты и часы. Но она видела, что благодаря замечаниям Огюста, а также его «волшебной» трости ученики достигли определённых успехов. Заметил это, по всей вероятности, и сам  наставник, который понимал, что всему своё время. «На этой ноте, пожалуй, мы закончим», - предложил он, и ребята, галдя, бросились вон из зала.
Поль, конечно, тоже хотела размять ноги, пробежаться, но ещё больше она мечтала посмотреть на  урок у девочек. Поэтому она осталась тихо сидеть на месте. Спустя примерно десять минут своих воспитанниц привела в зал мадам Надин – худощавая высокая женщина с мелкими кудряшками, убранными в странную высокую кособокую причёску. Чувствовалось, что она нервная творческая особа.
Девочки, разбившись по парам, тренировались скользить плавным шагом навстречу друг другу и приседать, слегка разводя руками. Казалось бы, ничего сложного, но мадам  Надин, вставшая парой с девочкой по имени Барбара, оставалась всё время недовольной. «Куда ты спешишь»? – одёргивала она напарницу, чьи шаги считала слишком порывистыми, - не размахивай руками как мельница, выполняй всё плавно. Улыбайся! Или ты съела на завтрак жабу»?
«Раз-два-три, раз-два-три», - отсчитывала такт наставница, хлопая в ладоши, и ученицы подстраивались под ритм. Флейтистам, казалось, уже надоело повторять снова и снова ту же мелодию. Похоже, что и Надин посчитала музыку пока излишней и знаком показала, что музыканты могут быть свободны. «Хватит с нас пока моих хлопков», - обратилась она к девочкам, продолжая отбивать ритм ещё и изящным каблуком на маленькой туфельке.
Урок у девочек, так же, как и урок у мальчиков совсем не походил на те танцевальные занятия, которые представляла себе Поль. Слишком скучно и однообразно. «Зачем так долго отрабатывать эти несложные па, - задумалась девочка, - я бы с лёгкостью сделала всё как надо за один раз»! Поль, забывшись вскочила и плавно повела руками. Гобелен от одного из её па задрожал, Пуф обеспокоенно ахнул, но никто, к счастью, ничего не заметил, потому что в зал вошла сама мадам Бонна-Шарлотта-Франсуаза Грюффо.
В противовес ожиданиям мадам оказалась миниатюрной дамой, даже хрупкой, тоненькой как статуэтка. Было заметно, что ей немало лет, но морщины совсем не портили её моложавое, будто светившееся изнутри лицо. Сейчас выражение его казалось было немного встревоженным, а рядом с ней вышагивала та самая чрезмерно пушистая кошка. «Пуф, она по-моему нажаловалась хозяйке», - испуганно прошептала Поль.  Графиня и правда внимательно разглядывала гобелен в углу зала. Но ближе почему-то подходить не стала. Видимо сейчас у неё было дело важнее.
«Достаточно, Надин», - обратилась она к преподавательнице очень мелодичным тихим голосом. Надин и девочки склонились в реверансе. «Барбара, выйди на середину, покажи нам разученные сегодня фигуры», - попросила она оробевшую от неожиданности девушку, с поклоном повиновавшуюся ей. Ученица слегка покружилась по каменным плитам. «Нет, это никуда не годится», - спокойно и задумчиво остановила её мадам Грюффо. Но от этих слов Барбара побледнела, будто хозяйка школы вытянула у жизнерадостной девушки все краски. «Мне кажется, что ты спишь на ходу, - таким же мелодичным, нежным голосом промолвила хозяйка замка. – Ты должна будешь остаться в зале и тренироваться до ужина».
- Всего лишь тренироваться? – удивлённо буркнул Пуф. – Не верю! Она должна была сразу превратить её в кошку!
- Видишь, все страшные истории оказались просто слухами, - ответила Поль.
- Ещё не вечер, - возразил домовёнок, - может быть она сделает это позже, не при всех.
«Что я вам говорила, - раздался огорчённый голос Надин, - от мадам не скроешь никакие промахи. Она как будто видит всех вас насквозь! И она ещё слишком добра к вам».
Поль искренне не понимала, почему учителя так строги к бедным девушкам, на её взгляд они выполняли упражнения очень талантливо и старательно. Она наоборот, только похвалила бы их. В общем, уроки танцев оказались на самом деле не таким уж весёлым и лёгким занятием, как она считала раньше. Но она всё равно горела желанием попробовать учиться самой!
Несколько часов прошли для Поль почти незаметно. Она старалась уловить каждую деталь, разглядеть малейшее движение, насколько это было возможно через узенькую щель между гобеленом и стеной. Но вот урок подошёл к концу, Надин и воспитанницы вышли из зала, все, кроме Барбары. Поль, оказалась в ловушке. «Как же нам быть, Пуф, - заметалась она в своём убежище, - к ужину нас точно будут ждать на кухне!» Домовёнок только огорчённо развёл лапками.


Рецензии