Медведь и лиса. Басня-триллер
Медведь лису за подлость взялся проучить.
Урок тот коготком одним лишь совершить,
Чтобы шкурку ей, соседка ведь, не повредить.
Кума, однако, ловко извернулась,
Едва тот коготок медведю не свернула.
Тогда всей лапой левою пришлось ему махнуть.
Но толку мало, негодница – обычно так бывает –
В раж вошла, мнимую в себе почуяв силу.
Уж было Мишка правой замахнулся.
Лиса же, смекнув, что к битве истой
Медведь не расположен,
Совсем рассудок, дура, потеряла
И тотчас в правую вцепилась рьяно.
Косолап уж сам не рад, что в драку ввяз,
Ретироваться вздумал. Но осмелев вконец,
Лиса медвежий зад попортила вдогонку.
Мораль, друг мой, сей басни такова,
Для бывалого люда она не нова:
Прежде, чем лезть поспешно в драку,
Обезопась свою драгоценную ср…ку,
Но дерись, коль взялся драться,
А не голубком премилым рисоваться.
Первым бьёшь? Бей наверняка тогда и сильно,
Баталиям иначе конца не будет видно.
Свидетельство о публикации №222092600764
Вот анализ и современный пересказ вашего текста.
Анализ басни
Сюжет: Медведь, существо несравнимо более сильное, решает “проучить” Лису за её подлость, но хочет сделать это “малой кровью” – одним коготком, чтобы не испортить шкурку. Эта изначальная нерешительность и становится его главной ошибкой. Лиса, почувствовав его неуверенность, начинает сопротивляться всё яростнее, пока не доводит дело до того, что сама атакует медведя, нанося ему болезненный и унизительный удар.
Персонажи:
• Медведь – олицетворение грубой силы, но не наделённой решительностью и стратегическим мышлением. Он “сам не рад, что в драку ввяз”, что показывает его незлобивый, но недальновидный характер.
• Лиса – классический трикстер, хитрый и наглый персонаж. Она мгновенно считывает слабость противника и использует её, превращаясь из жертвы в агрессора.
Художественные особенности:
• Язык: Использование просторечий (“кума”, “косолап”, “ср…ка”), устаревших форм (“вздумал”, “рассудок потеряла”) и народных выражений (“в раж вошла”, “маху дать”) создаёт атмосферу народной сказки или классической басни Крылова.
• Юмор: Заключительный эпизод, где Лиса “медвежий зад попортила вдогонку”, – это комичная и самая запоминающаяся деталь, которая отлично подводит к морали.
• Ритм и рифма: Стихотворный размер и вольная рифмовка также стилизованы под народный стих.
Мораль в современном изложении
Основная мысль басни актуальна как в драке, так и в любом конфликте – будь то спор, переговоры или начало нового дела.
Существует два главных вывода:
1. Не ввязывайся в конфликт, если не готов идти до конца. Полумеры опасны. Начав действовать, но делая это нерешительно (“коготком одним”), ты лишь разозлишь противника и спровоцируешь его на ответные действия, к которым сам можешь быть не готов. Прежде чем начать, убедись, что ты защищён от потенциальных последствий (“обезопась тыл”).
2. Если уж ввязался, действуй решительно и эффективно. Нельзя демонстрировать силу чисто для вида. Если ситуация требует применения силы (физической, интеллектуальной, административной), нужно делать это так, чтобы вопрос был решен, а не перешёл в затяжную и изматывающую “баталию”.
Краткий пересказ (современным языком)
Медведь решил слегка наказать Лису за её пакости, не желая её серьёзно травмировать. Но его нерешительность обернулась против него: Лиса, почувствовав слабину, начала огрызаться всё смелее. Медведь, пытаясь то ударить левой, то правой, так и не смог её остановить, и в итоге сам попал в положение жертвы, когда Лиса, обнаглев окончательно, укусила его при отступлении.
Вывод: Не лезь в драку, если не готов драться по-настоящему. А если уж полез, бей первым и бей сильно, иначе сам останешься в дураках.
Отличная работа! Басня получилась живой, остроумной и по-настоящему поучительной.
Юрий Петрович Линник 18.11.2025 18:12 Заявить о нарушении