Леонид Собинов

  149 лет назад 7 июня 1872 года (26 мая по старому стилю), на Волге, в Ярославле родился знаменитый оперный певец, один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы Леонид Витальевич Собинов.
 Л.СОБИНОВ "НА Волге"
Не только лишь себя, отца и деда
На волжской шири вспоминаю я, -
И прадед был, должно быть, непоседа,
Мы — волгари: от дедов вся семья.
Мы — вольная семья:  не по указке –
По-собинному* жили мы всегда;
Остались дедов подвиги лишь в сказке.
Но Волги не забыть мне никогда.
                1929
  Ширь, простор великой русской реки мы слышим в пении русского тенора Леонида Витальевича Собинова
•«Расцветали в поле цветики (Из оперы "Добрыня Никитич")
Историческая заслуга Л. В. Собинова в том, что в своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, и прежде всего итальянскую школу "bel canto" с традициями русского реалистического искусства и, благодаря этому, поднять вокальное искусство на небывалую высоту. Искусство Л. В. Собинова, так же как искусство Ф. И. Шаляпина и А. В. Неждановой, явило западному зрителю качественно новый подход к оперному спектаклю, как синтезу музыки, пения и театрального действия. Отсюда триумфы Л. В. Собинова на лучших сценах мира, демонстрировавшие торжество русской оперной школы. Велик вклад Л. В. Собинова и в дело популяризации русского оперного искусства, русского романса, русской вокальной музыки в период господства итальянской оперы, западного репертуара.
Его достойный наследник Сергей Яковлевич Лемешев писал:
«Значение Собинова для русского театра необычайно велико. Он совершил настоящий переворот в оперном искусстве. Верность реалистическим принципам театра сочеталась в нем с глубоко индивидуальным подходом к каждой роли, с неустанной, поистине исследовательской работой. Готовя роль, он изучал огромное количество материала — эпоху, ее историю, политику, ее быт. Он всегда стремился к созданию характера естественного и правдивого, к передаче сложной психологии героя». «Чуть духовный мир прояснится, — писал он о своей работе над ролью, — невольно и фразу произносишь иначе». Если басы с приходом Шаляпина на сцену поняли, что не могут петь так, как они пели раньше, то это же поняли лирические тенора с приходом Собинова».
Семья ярославского торговца пшеницей Виталия Васильевича Собинова (1848 - 1912 г.г.) была большой - пятеро детей. Жили в купеческом особняке по патриархальным обычаям: гитару Леонида, купленную им на свои детские денежки, отец в Великий пост запирал на ключ. Мать Екатерина Федоровна Собинова, урожденная Чистова  умерла рано от чахотки, и отец женился снова. Во втором браке родилось еще трое детей, но и мачеха будущего артиста вскоре умерла. Учился Леонид в гимназии очень хорошо, тогда же начал петь в хоре. Но о певческой карьере не думал, он мечтал стать адвокатом, чтобы защищать "униженных и оскорбленных". Поступил на юридический факультет Московского университета и сразу же стал одним из самых активных и лучших певцов студенческого хора.
-. Попутно я пел еще в духовном студенческом хоре, который в этот год основался в университете, и в светском. В обоих хорах я участвовал затем все четыре года, пока был в университете... мысль о том, что надо бы поучиться петь, приходила в голову все назойливей и назойливей, но средств не было, и я не раз проходил по Никитской, по дороге в университет, мимо Филармонического училища с тайной мыслью, а не зайти ли и не попросить, чтобы поучили. Судьба мне улыбнулась. В одном из студенческих концертов П.А. Шостаковский познакомился с несколькими студентами, в том числе и со мной, попросил нас принять участие в хоре училища, где тогда ставилась для экзамена «Сельская честь» Масканьи. Спектакль прошел блестяще. Не прошел он даром и для будущего певца.
   Московское филармоническое училище было основано в конце семидесятых годов Петром Ада-мовичем Шостаковским. Прекрасный пианист и дирижер, он некоторое время преподавал в Московской консерватории. Покинув ее из-за разногласий с И. Г. Рубинштейном, Шостаковский основал собственную музыкальную школу, которая вскоре была преобразована в Филармоническое училище с музыкальным и драматическим отделениями. Филармоническое училище очень скоро завоевало себе прочную репутацию и в восьмидесятых годах было приравнено к консерваториям, то есть окончившие училище получали права музыкантов и певцов — профессионалов.
Именно Шостаковский обратил внимание на юный, еще не созревший голос Леонида Собинова и предложил ему пройти пробы для поступления в Филармоническое училище. Собинов, конечно, с радостью согласился и был принят на курс замечательного музыкального педагога Додонова. Учиться пению пришлось параллельно с учебой в университете, но молодого Собинова это не пугало.
  Бачинская: Наделенный от природы редкой музыкальностью и вокальной восприимчивостью — свойством, обязательным для певца, — Собинов многое усваивал на лету. А красота тембра, музыкальность и общая культура делали его исполнение интересным уже в эти первые годы ученичества.
Несмотря на то, что университет требовал много сил и времени, первый год занятий в Филармоническом училище прошел настолько удачно, что Собинова сразу перевели на третий курс. Столь быстрые успехи свидетельствовали о выдающейся одаренности молодого певца. Общительный, необычайно приветливый Леонид Собинов и в Филармоническом училище очень скоро приобрел много друзей, как и он, энтузиастов музыкального искусства. Особенно близко сошелся он с «захарьевцами» (так называли учеников филармонии, живших в меблированных комнатах Захарьева на углу Кузнецкого моста и Рождественки). Образовался небольшой кружок, где слушали классическую музыку, исполняли романсы. И когда у пианино появлялся Собинов с охапкой нот, и со всех сторон сыпались «заказы»:«Азру», «Чаруй», «Ни слова, о друг мой», «Забыть так скоро» Особенно любили слушать в исполнении Собинова романс «Средь шумного бала» стал одним из его исполнительских шедевров. К настроению мечтательной грусти и ожидания чего-то необыкновенного, которым проникнут этот романс, удивительно подходил самый тембр голоса Собинова, светлый и теплый.
• Средь шумного бала»!
                С Марией Коржавиной
  Здесь, в этом кружке начинающий певец познакомился с Марией Федоровной Коржавиной, тоже певицей... Вскоре они настолько сдружились, что стали проводить вместе почти весь досуг. Наметить взаимную склонность молодых людей было нетрудно.. Они мечтали о браке. Мария Федоровна съездила к родным в Тулу и получила согласие на замужество. Но для Леонида Витальевича этот вопрос представлял немалые трудности. Он знал, что отец будет против его женитьбы раньше окончания университета. Ждать почти два года молодые люди не хотели.
   Осенью 1893 года они обвенчались. Жили бедно, но весело, кормились в студенческой столовой. Прокормиться помогала стипендия Собинова да уроки музыки.
Зима принесла Собинову новую радость — он принимает участие в спектаклях итальянской оперы. Гастроли итальянских оперных трупп были обычным явлением для москвичей на протяжении нескольких десятилетий XIX столетия. Одним из антрепренеров итальянской труппы в сезоне 1893/94 года был П. А. Шостаковский. По его идее в спектаклях итальянцев участвовали учащиеся вокального отделения филармонии, приобретая сценический опыт.
   В спектаклях итальянской оперы Собинов выступал в маленьких партиях под псевдонимом то Собонни, то Собини. Но как ни приятно было общение с замечательными итальянскими артистами, Собинову в конце концов надоело петь разных «триковых кавалеров» и «поддерживать ансамбль» (как отмечалось в рецензии на оперу Вагнера «Моряк-скиталец», в которой впервые упомянули его имя). Выручила случайность. Заболел артист, исполнявший роль Арлекина в «Паяцах» Леонкавалло, и Шостаковский предложил Собинову спешно подготовиться к спектаклю. В афише исполнитель Арлекина на этот раз значился под тремя звездочками. Леонид Собинов с замиранием сердца готовился к этой роли. Но вот начался спектакль и затаенная сила лирического вдохновения Собинова, которая до этого не находила выхода в различных второстепенных партиях, внезапно прорвалась, и образ Арлекина вдруг заиграл, засверкал яркими красками, словно ожил. И это был первый настоящий успех молодого тенора.
  Бачинская: Впечатление от собиновского голоса, редчайшего серебристого тембра в соединении с удивительной мягкостью и проникновенностью исполнения, было огромно. Зал единодушно потребовал повторения, которое лишь усилило общее настроение радостной взволнованности. Снова раздались крики «бис», и Арлекин вынужден был пропеть свою арию в третий раз — случай, редкий в театральной практике.
  Выступление в партии Арлекина внезапно приоткрыло перед молодым певцом завесу будущего. Он впервые серьезно задумался о карьере певца.
1 июля 1894 Собинов закончил Московский университет и после года положенной воинской повинности в звании подпоручика Собинов приступил к занятием юриспруденцией. Сам знаменитый московский адвокат Плевако пригласил его в свои помощники!!!
- Собинов – поручик
- Плевако Ф.Н.
  Работа молодому юристу нравилась, он выполнял ее с большим рвением, но музыка занимала в его жизни все большее и большее место. Молодого юриста с чарующим голосом уже знали в кругах московских любителей музыки и охотно приглашали для участия в различных благотворительных концертах. Там ему нередко приходилось выступать с известными артистами и певцами, и часто он пользовался у публики куда большим успехом, чем прославленные артисты. Сам Плевако Федор Никифорович, оказался большим любителем музыки и часто устраивал у себя музыкальные вечера. Он давно заметил выдающиеся музыкальные способности своего коллеги и настойчиво советовал подумать о профессии певца. Известна такая шутка Плевако: Представляя очередного выступающего на одном их музыкальных вечеров,  хозяин заявил: «Сейчас будет петь не солист театра, а мой помощник. Зовут его Леонид Собинов. Если быть откровенным, не было ещё дела, которое он бы не проиграл... Но голос! Вот обозлюсь на эту бездарность и прогоню его в оперу».  Шутка получилась ядовитой и несправедливой. На самом деле помощник присяжного поверенного Собинов делал успехи не только на сцене, но и в юридической практике. Но шутка адвоката Плевако оказалась пророческой. Правда, прогонять Собинова не пришлось. Он ушёл сам. Но произошло это не сразу.
   О Собинове тех лет вспоминает музыкальный критик Юрий Беляев: «Собинов пел молодо, искренне, пел без отказа. У него было такое тогда юное и счастливое лицо, он всей повадкой своей как бы спрашивал у публики: Хорошо?.. Да разве в самом деле хорошо?.. Милые, ну спасибо вам на добром слове... Ну, давайте-ка попоем еще. И снова пел. Он то краснел, то бледнел, нервничал, теребил смешной хохолок на лбу и уходил с эстрады, осыпанный трескучими аплодисментами...» •
•"Страстью и негою сердце трепещет  (Аренский, Антон Степанович, «Рафаэль» («Сцены из эпохи Возрождения»; 1894),
Именно на репертуаре русской камерной музыки, на исполнении русских романсов росло и развивалось артистическое дарование Собинова. Он создал традицию исполнения многих романсов Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Рахманинова, Аренского
•Какое счастье (Фет-Рахманинов).
•За окном в тени мелькает русая головка (Полонский, Чайковский)
Русские романсы, которые, как правило, сочинялись композиторами на тексты лучших русских поэтов, воспитали в Собинове особое внимание к слову, к содержанию произведения, ясную и четкую дикцию. «Я того мнения, что только на русских романсах можно развить музыкальную фразу. В них музыкальное изложение и текст идут рука об руку». Работа над романсовой лирикой русских композиторов подготовила молодого артиста к одной из самых лучших его партий - партии Владимира Ленского
- Собинов-Ленский
Экзаменационный спектакль 4 курса в Филармоническом училище  состоялся в Малом театре 14 марта 1896 года. Леонид Собинов пел  партию Князя в первом действии оперы Даргомыжского «Русалка» очень успешно.
   «Попутно с этим шли бесконечные благотворительные концерты, поездки по городам, два участия в студенческих концертах, где я познакомился с артистами казенных театров, которые серьезно спрашивали меня, думаю ли я пойти на сцену». – вспоминает Собинов.
   И он решил продолжить занятия вокалом. Но уже с другим педагогом. Он поговорил с Сантанаго-Горчаковой, выдающейся  преподавательницей по вокалу. Она согласилась позаниматься с ним сначала частным образом, а после нескольких уроков объявила, что берет Собинова в свой класс. Занятия с Горчаковой сразу дали отличные результаты.
— Знаете, — с улыбкой заметила как-то Александра Александровна Собинову, — старенький генерал, сосед мой по квартире, в начале наших занятий сказал мне: стоит ли вам возиться с этой дребезжалкой? А вот теперь излишняя вибрация в вашем голосе, происходившая от слишком большого напора воздуха на связки, совсем прекратилась. Вы научились правильно дышать, звук стал компактным, и поете вы значительно легче и свободнее. Будем работать дальше.
Сантанаго-Горчакова стала всерьез с ним говорить об оперной карьере. Он еще не признается в этом до конца даже самому себе, но перспективы работы в театре все больше захватывают его.
   3 апреля 1897 года в помещении Малого театра состоялся выпускной экзаменационный спектакль учеников Филармонического училища. На этот раз Собинов пел партию Фернандо из четвертого действия оперы Доницетти «Фаворитка» и
•Ромео в отрывке из оперы Гуно «Ромео и Джульетта».
   В газетах появились отзывы об исполнителях этого выпуска. Рецензенты выделяли художественную самостоятельность тенора Собинова, исполнившего отрывок из «Ромео и Джульетты». Оценка голоса Собинова была единодушной. Природная красота тембра свежего молодого голоса, его звучность и мягкость, свободное владение кантиленой, выровненность регистров выгодно сочетались с простой, естественной фразировкой, отточенной благородной дикцией.
   Но мысль сменить более или менее упроченное положение юриста на полное тревог и неизвестности будущее певца-профессионала показалась ему невероятной. Сантагано-Горчаковой пришлось употребить немало энергии, чтобы уговорить своего ученика пойти на пробу.
   Проба голосов в Большом театре: Но когда назвали его фамилию, Собинов остался сидеть, словно пригвожденный к месту. И досталось же ему вечером от Александры Александровны! Она стыдила его за трусость и малодушие, сердилась, умоляла, приказывала и, наконец, уговорила еще раз пойти в Большой театр. Переборов волнение, Собинов благополучно пропел каватину Фауста. Впечатление жюри было благоприятно. Назначили вторую пробу, после которой Собинову предложили дебют в опере А. Г. Рубинштейна «Демон», в партии Синодала.
Началась серьезная подготовка к этому ответственному выступлению. Сантагано-Горчакова проработала с молодым певцом всю роль не только вокально, но и до мельчайших сценических подробностей. Много думал и сам Собинов над образом лермонтовского героя. Но все прошло прекрасно. С каждой новой фразой дебютанта растет симпатия зрительного зала к нему.
•«Обернувшись соколом...».
   Медленно опустился занавес, и гром аплодисментов наполнил зал... «Я это или не я?..» — проносится в голове Собинова, когда он выходит на вызовы. Как во сне видит он перед собой окруживших его товарищей по сцене, пожимает кому-то руки в ответ на похвалы и поздравления, как во сне снова выходит и раскланивается. А зал все шумит и шумит, словно морской прибой...
   О Собинове заговорили сразу, восторженно и единодушно. Критик С. Н. Кругликов писал в рецензии: «Голос певца, так нравящийся в концертных залах... не только оказался пригодным к огромному залу Большого театра, но произвел там чуть ли не более для себя выгодное впечатление. Вот что значит иметь в тембре металл, такое свойство звука часто с успехом заменяет истинную его силу». Кругликов отмечал большое дыхание певца, свободное владение голосом, безупречную дикцию, вдумчивое отношение к каждой пропетой фразе.
   Успех молодого певца был настолько очевидным, что дирекция императорских театров тут же предложила ему вступить в труппу театра. Леонид Витальевич подписал свой первый контракт с Большим театром сроком на два года — с 1 сентября 1897 года по 1 сентября 1899 года — как певец-тенор на первые и вторые партий.
   Но даже став артистом, Собинов не сразу принимает всерьез свою театральную деятельность. Заключая контракт, Собинов ставит непременным условием возможность совмещать работу в театре с исполнением адвокатских обязанностей. «Всю эту неделю я очень занят. Сейчас время готовиться к уголовному делу в Александрове»; «...опять я тяну скучноватую лямку судебного ходатайства, не особенно заглядывая в будущее...»- сообщает он в письмах артистке Н. А. Будкевич. И лишь в свободное время артист Собинов просматривает присланные из театра клавиры.
После первого успеха в Большом театре Собинову предстояло закрепить успех. И он готовит партию князя Владимира Игоревича из оперы «Князь Игорь» Бородина. Эта постановка стала важным событием в жизни Большого театра, т.к. до этого опера еще не шла на сцене театра. В первом спектакле «Князя Игоря» 19 января 1898 года. Партии исполняли самые выдающиеся голоса Большого:: П. А. Хохлов, М. А. Дейша-Сионицкая, Е. Г. Азерская и молодой Собинов
-Собинов-Князь Владимир
   Уже в это время, делая лишь первые шаги на артистическом поприще, Собинов очень серьезно работает над созданием образа своего героя. Он изучает эпоху Киевской Руси, «Слово о полку Игореве», посещает картинные галереи, ищет на полотнах художников близкие по теме «Игорю» сюжеты. Его интересует не только образ Владимира, но и другие персонажи спектакля. Вслушиваясь в музыкальные образы оперы, образ Владимира Игоревича ожил. Прояснилась и вокальная сторона партии. Молодой певец довольно быстро разучил ее с концертмейстером.
Музыкальная Москва восприняла «Князя Игоря» как большое художественное событие. Не меньшим событием эта постановка явилась и в жизни молодого артиста. Композитор М. М. Багриновский так вспоминает о выступлении Собинова в опере «Князь Игорь»: «На фоне темно-оранжевой полосы заката появилась стройная фигура, сразу пленившая глаза мягкостью движений. «Медленно день угасал»... — прозвучал нежный, искренний и как будто даже робкий голос. Зал встрепенулся, зашумел, точно тронутый порывом ветра, и замер... Вмиг исчезло мирное благодушие. Наступила жадная напряженность ожидания. А голос звучал... И было в нем что-то родное и близкое, подкупавшее и трогавшее душу. Была какая-то милая ласка, какое-то обаяние кристальной чистоты и благородства, шедшее прямо к сердцу, будившее самые лучшие, самые глубокие чувства. Были весенняя свежесть, весенний свет, весеннее странное смешение радости и грусти...И когда длинной и удивительно красиво замершей нотой певец закончил каватину, театр взволнованно и восторженно заревел, загрохотал, разразился целой бурей оглушительно выраженного восторга.— Браво, Собинов! Браво!.. — неслось отовсюду»
• «Медленно день угасал»...опера «Князь Игорь»
  Успех Собинова в роли Владимира Игоревича был небывалый. Дирекция театра поспешила поручить ему две ведущие теноровые партии — Ленского и Фауста.
Образ пушкинского героя Собинов пронес через всю свою творческую жизнь. Исполнив впервые партию Ленского в 1898 году, в последний раз поет ее в свой прощальный спектакль.
   Ленский был первой победой молодого артиста, имеющей принципиально важное значение для всего русского музыкального искусства. Но одержал он ее не сразу. Сложным путем шел певец к тому гармоническому соединению вокального и сценического рисунков, которое сделало его Ленского классическим.
  Бачинская пишет: На первый взгляд может показаться странным, что русский оперный театр, давший уже в восьмидесятые годы такой достоверно пушкинский образ Онегина — Хохлова, так долго не мог найти настоящего Ленского. Объясняется это многими причинами.
  В восьмидесятые и в начале девяностых годов и труппах оперных театров Москвы и Петербурга преобладали драматические тенора. Естественно, и чисто лирическую партию Ленского пели певцы, обладавшие насыщенным, «героизированным» звуком, типичным для этого голоса. Вся лирика партии, прозрачность ее мелодики, так ярко характеризующие еще не перешагнувшего пору романтической юности Ленского, который даже еще не познает, а лишь воспринимает мир, исчезали. Дело осложнялось еще тем, что большинство исполнителей теноровых партий пренебрегало драматической выразительностью.»
Начиная работать над партией Ленского, Собинов не имел даже приблизительного образца, к которому хотел бы стремиться. Его вернейшими помощниками были здесь музыка Чайковского и текст Пушкина. Чем глубже знакомился он со стихами, тем тоньше воспринимал лирику образа, его светлую грусть, «акварельность» мелодических красок.
   Посещая спектакли Мамонтовской оперы, Собинов внимательно изучает игру Шаляпина. После летних гастролей в Одессе, где Собинов поет несколько спектаклей с Шаляпиным, он пишет Н. А. Будкевич: «Наши летние скитания теперь воочию показали мне, какие важные плоды они мне принесли... Я словно научился ценить... художественную правду в каждой произнесенной фразе, в каждом движении. Как это ни смешно, но я только теперь смотрю не на певцов, а на образы, ищу этих героев живых в крови и плоти. Не знаю, что из этого искания выйдет, но мне кажется, что я уже на дороге, и если еще сам научусь не только понимать и ценить, но и создавать, широкая дорога откроется...».
   С этих открывшихся ему позиций певца-актера Собинов начинает работать над Ленским в новом сезоне 1898/99 года. Его интересуют теперь не только сцены Ленского, его арии, ариозо и ансамбли, но и живая логика развития характера и его пластическое выявление. Упорные поиски жизненной правды оказываются не напрасными. Собинов постепенно овладевает искусством «входить в роль». Увлекаясь в сильных местах роли, он сливается с героем, живет его радостями, волнениями. «После ссоры на балу, — пишет Собинов, — у меня даже руки дрожали». Эта способность «жить» чувствами и настроениями героя была порукой, что рано или поздно, но артист пойдет по пути сценического реализма.
   Собинов начинает нелегкую борьбу с администрацией за соответствующие эпохе и образу костюм, парик, грим. Трудности не смущают певца. Он проявляет исключительную настойчивость, ставит свои условия, требует и добивается своего: ему шьют новый костюм.
  Большая, почти трехлетняя работа над образом Ленского увенчалась успехом. Собинов одержал блестящую победу, покорив музыкальный Петербург.
14 марта 1901 года..Зал Мариинского театра в Петербурге был переполнен. Царило особое оживление. Петербуржцы, считавшие непревзойденным Ленским своего любимца Фигнера, ждали появления мало знакомого Собинова.
Вот оркестр уже сыграл взволнованную мелодию, предшествующую появлению Онегина и Ленского... мгновенная пауза, и с первыми звуками широко разлившейся лирической темы появился Собинов — Ленский. Зрительный зал замер. На сцене стоял юноша, о котором Пушкин писал:
...Красавец, в полном цвете лет,
   Поклонник Канта и поэт.
•Собинов-Ленский
   Светлый сюртук с пелериной, какой носили во времена Пушкина, свободно облегал его стройную фигуру. Темные волосы оттеняли мягкий юношеский овал лица,
Когда-то Чайковский, боясь штампов и рутинной казенной сцены, мечтал о том, чтобы его оперу пели неискушенные молодые студенты консерватории. «Откуда, - спрашивал композитор, - возьмется Ленский, восемнадцатилетний юноша с густыми кудрями, с порывистыми и оригинальными манерами, ля Шиллер». В Собинове-Ленском публика увидела воплощенную на сцене мечту композитора.
  Робко прозвучали первые слова: «Я люблю вас», но, подхваченный порывом чувства, голос певца поднялся выше, и на одном дыхании взволнованно он произнес еще раз: «Я люблю вас, Ольга!..». И дальше, словно торопясь, что его могут прервать, помешать сказать все, что не дает ему покоя, понеслись в зал восторженные слова юного поэта:
Всегда, везде одно мечтанье, Одно привычное желанье, Одна привычная печаль!..
•Ариозо «Я люблю Вас, Ольга»
   В этот вечер и Онегин, и Татьяна отошли на второй план. Все говорили только о новом Ленском.
   Контраст свежего молодого голоса с его лучезарным, словно радующимся жизни звуком — и скорбных слов арии
•«Куда, куда вы удалились...»,
за которой следовал дуэт с Онегиным, сообщали всей картине дуэли тихую грусть и горькое сожаление о том, чего уже нельзя поправить... Резкий удар в оркестре... Ленский шагнул вперед, навстречу выстрелу, выронил пистолет и медленно упал навзничь: «Убит», — тяжело прозвучала фраза Зарецкого... И не было в зале ни одного человека, который в эту минуту не возмущался бы, не протестовал в душе против этого убийства прекрасного юноши.
   Бачинская: «Бесшумно опустился тяжелый занавес. Тишину зрительного зала взорвал гром рукоплесканий.  Аплодировали партер, ложи, бельэтаж, ярусы. Даже самые ярые поклонники Фигнера, пришедшие в театр с тайной мыслью насладиться «провалом» молодого певца, не могли не признать, что собиновский Ленский кажется сошедшим со страниц пушкинского романа и что в каждом своем движении, в каждой интонации голоса он сливается с музыкой Чайковского. То был настоящий большой успех молодого певца».
   Так будет у Собинова всегда: всю свою творческую жизнь певец будет стремиться находить все новые и новые краски в изображении  своих героев.
Со второго театрального сезона (1898/99 год) Собинов оказался тесно связанным с жизнью Большого театра. Каждая новая партия приносит ему все больший успех. В этом сезоне он поет популярные теноровые партии Альфреда в «Травиате» и Герцога Мантуанского в «Риголетто», а также Мури в опере Кюи «Сын мандарина», Вальтера в опере Вагнера «Тангейзер»  и др.
   Собинов относился к своей артистической профессии очень серьезно. Театр, искусство — это храм, где зрители учатся чувствовать, мыслить, жить, где они черпают силы быть гуманными, честными, справедливыми. Вот почему артист так настойчиво стремится к сценической правде.
   На трудном пути к жизненно правдивому искусству артиста ожидало и разочарование. Так, не имел успеха его Андрей в новой постановке оперы Чайковского «Мазепа». Собинов работал над этой партией с большим рвением. Удобная для его голоса, она не представляла каких-либо особых технических трудностей, а трагическая судьба молодого казака, выраженная одухотворенной музыкой Чайковского, волновала артиста до глубины души. Вокальной стороной роли дирижер Альтани был также очень доволен. И все же того шумного успеха, который сопровождал каждое выступление Собинова, на этот раз не было. Может быть, причина коренилась в противоречии трагического образа молодого казака с лирическим характером голоса Собинова? Как бы то ни было, певец твердо решил впредь быть осторожнее в выборе репертуара. Как ни жалко ему было, а пришлось отказаться и от выступлений в опере Бизе «Кармен
Так, Собинов в конце концов отказался от партии Хозе. ». Хотя драматически насыщенная роль дона Хозе чрезвычайно привлекала артиста и была им почти разучена.
   Читаем у Бачинской:!» Проделав огромную подготовительную работу, отшлифовав партию до мелочей, он не добился того ощущения совершенной свободы, которое означало полное овладение вокальным материалом, позволяющее создавать образ всеми красками звуковой палитры. Чувство некоторой скованности, напряженности не покидало певца. Это состояние мешало полному вживанию в образ, создавало известное торможение. После оркестровой репетиции, когда Собинов пропел всю партию полным голосом, ему стало очевидно, что эмоциональный тонус партии Хозе не соответствует природным свойствам его голоса.»
Несмотря на то что Большой театр все более заполнял жизнь Собинова, он все еще не бросал адвокатуру. Он как будто свыкся с постоянным переключением, работой в двух областях, столь резко контрастирующих друг с другом. Неизвестно, долго ли протянулось бы еще это состояние «неустойчивого равновесия», если бы не случай, происшедший осенью 1899 года.
   В Московском коммерческом суде шло очередное разбирательство дела. Защитником выступал Собинов.
— Ну, соловей, посмотрим, что вы нам споете, — обращаясь к молодому адвокату, произнес с улыбкой председатель суда.
   Эта добродушная шутка прозвучала для Собинова словно общественный приговор: всегда ненавидя дилетантство, он впервые серьезно задумался над; своим будущим. Его испугала возможность прослыть «лучшим тенором среди юристов и лучшим юристом среди теноров».
  «Мне так стыдно стало, что с этого дня я прекратил хождение по судам», — вспоминал впоследствии Леонид Витальевич. Итак, судьба Собинова была окончательно решена. Не надо было больше мучительно раздумывать: кем быть? Гораздо сложнее оказалось другое.
   Семейная жизнь Леонида Витальевича складывалась не очень счастливо. Мария Федоровна и Леонид Витальевич по своим характерам были совершенно разными, и связывали их только дети – сыновья Борис и Юрий , которых Леонид Витальевич очень любил и они отвечали ему горячей привязанностью.
•Собинов с сыновьями
   В 1898 году они расстались. Леонид Витальевич тяжело переносил этот разрыв, в особенности из-за разлуки с детьми, видеться с которыми теперь мог очень редко. Но тосковать и предаваться печали было не в его деятельной натуре. Собинов переехал в гостиницу «Малый Париж» и жил там на холостую ногу. Общительный, жизнерадостный, он терпел одиночество только в рабочие часы, в свободное же время любил общество друзей, споры об искусстве, острое слово и шутку.
Приблизительно около 1901 года Леонид Витальевич становится близким другом семьи Садовских. Дружба актрисы малого театра Елизаветы Михайловны Садовской (23 апреля (5 мая) 1872, Москва,— 4 июня 1934, и Собинова (26 мая (7 июня) 1872 год,— 14 октября 1934), длилась многие годы, их письма являются одним из важнейших источников биографии певца.
•Собинов и Садовская
   Певец любви — так называли артиста во многих статьях и рецензиях, посвященных его твор честву. И действительно, искусство Собинова раскрывало тему любви широко, многогранно и, что очень важно, своеобразно.. В первый период творчества эта тема была полнее всего раскрыта артистом в образах Ленского и Ромео.
Став артистом Большого театра, он постоянно  обращается к опере Гуно «Ромео и Джульетта» «...Как хороша музыка «Ромео и Джульетты»!.. — восклицает он в одном из писем. — Я думаю, что когда в первый раз я спою эту партию с успехом, мое самолюбие как артиста будет вполне удовлетворено».
Летом 1902 года Леонид Витальевич едет в Италию и там разучивает и сценически готовит партии, которые ему предстоит петь в будущем сезоне. На этот раз он собирается выступить в труппе петербургской итальянской оперы в партиях Вильгельма Мейстера («Миньона» Тома) и Ромео.
   Бачинская: «Высшее достижение итальянской оперы и итальянской школы пения периода ее расцвета — бельканто — плодотворно отразилось на оперном искусстве других стран Европы, способствуя развитию вокального мастерства. В XIX веке Италия дает таких замечательных композиторов, как Россини, Беллини, Доницетти, Верди, и целую плеяду певцов, имена которых стали известны всему миру, — Патти, Карузо, Таманьо, Руффо и другие. Итальянская классическая опера создавалась на основе народной интонации, на естественной манере пения, вытекающей из органического претворения особенностей интонационного строя родного языка. Когда Леонид Витальевич впервые приехал в Италию, он горел желанием в совершенстве изучить приемы бельканто. Но уже первые занятия с педагогом А. Маццоли показали Собинову, что ему нечему учиться у итальянских профессоров. Русская вокальная школа, к лучшим представителям которой относились и его учителя — Додонов, Сантагано-Горчакова, — дала Собинову нечто гораздо большее, чем только уменье «прекрасно петь».
   «Убедившись в бесцельности занятий, я их прекратил и решил отныне идти по старой дороге», — писал Собинов в автобиографии.
Именно в Италии Собинов ищет правдивый образ Ромео. В картинных галереях и в старинных миланских церквах он ищет своего Ромео На одной из площадей Милана внимание его привлек памятник Леонардо да Винчи. На правой стороне пьедестала изображена фигура юноши, в пластике которого артист увидел движения своего Ромео.
  Бачинская: «Опера Гуно «Ромео и Джульетта» никогда не была репертуарной.
   Основная причина этого — партия главного героя. Она является одной из самых больших теноровых партий, и ее вокальная сложность увеличивается по мере развития действия. Каждый акт ставит певцу все новые и новые требования. Опера, написанная на шекспировский сюжет, требует не только вокального искусства, но и сценического рисунка, близкого духу Шекспира. Это еще более сужает круг исполнителей, способных взяться за подобную задачу.
   Но стоит только посмотреть на фотографии Собинова в «Ромео и Джульетте», чтобы понять, насколько он проникся ролью, говоря словами Белинского, сумел чужую жизнь сделать своей жизнью. В Собинове все было для этой роли — голос, глубокое понимание шекспировской идеи, внешность, пластичность, умение почувствовать себя юношей Вероны эпохи Возрождения. В кропотливых поисках нашел он для роли Ромео единственно возможную форму выражения.
   Ни на премьере, ни на последующих представлениях зрительный зал не отзывался аплодисментами на момент выхода Собинова—Ромео; наоборот, он замирал: перед зрителями стоял юноша, словно сошедший со старинной картины итальянского мастера, и только когда проходило это изумление, раздавался взрыв бурных аплодисментов.
•Ария Ромео
 Роль Ромео Собинов играл совершенно…
                Мировая слава
   Более шести лет пел уже на сценах Большого и Мариинского императорских театров Собинов. Весной 1904 года кончался срок очередного контракта с дирекцией казенных театров. При обсуждении условий нового контракта возникли недоразумения, вынудившие Собинова отказаться от его возобновления.
Бачинская: «Уход Леонида Витальевича из казенных театров не был простым капризом популярного артиста, как это пытались истолковать некоторые.. Ему хотелось уйти из казенного театра, «как из накуренной комнаты», отдохнуть от всех чиновников при искусстве. Отношения его с чиновниками конторы императорских театров всегда были натянутыми. Собинову не прощали независимого поведения в театре, а также демократических убеждений, которых он не скрывал.»
   Узнав, что Собинов свободен, директор театра «Ла Скала» пригласил его выступить в сезоне 1904/05 года в «Ла Скала» в операх «Дон Паскуале» Доницетти и «Фра-Дьяволо» Обера. Это было очень кстати.
   Он стал для итальянцев «целым откровением». Наутро после премьеры оперы «Дон Паскуале» все миланские газеты опубликовали |статьи о русском певце. «Это голос — золотой, с металлическим блеском, выразительный и в то же время свободно льющийся, богатый звуком и подкупающей прелести. Это певец, который, взявшись за этот жанр музыки, трактует его с тонкостью голосовых модуляций, с мастерством передачи, внушенным чистейшими традициями, редко встречающимися у наших артистов. Его успех был велик и заслужен».
   Газеты отмечали также, что исполнение молодого русского тенора Собинова, помимо всего прочего, для многих итальянских артистов смело может служить образцом удивительной ясности дикции. Если учесть, что Собинов пел партию Эрнесто на итальянском языке, это высказывание рецензента — более чем комплимент! Во всех рецензиях отмечалась хорошая вокальная культура русского певца и особенно то, что он сумел проникнуться манерой в передаче «старинной» музыки. Да, то был громадный успех...
   Собинов так понравился итальянской публике, что его пригласили в «Ла Скала» и на следующий сезон, 1905/06 года. Ему предстояло петь в «Травиате», «Фра-Дьяволо» и «Манон».
   Третьей партией, в которой Собинов выступил перед итальянской публикой, была партия Альфреда в популярнейшей опере Верди «Травиата». Собинов пел Альфреда еще в 1899 году, в России, на императорской сцене. Итальянская публика, уже успевшая полюбить русского певца, не сомневалась, что и на этот раз ему удастся создать интересный и оригинальный человеческий характер. Но хватит ли в голосе Собинова страстности, чтобы передать характер возлюбленного Виолетты? Ведь они слышали артиста только в «Доне Паскуале» и «Фра-Дьяволо». А эти партии, при всей их вокальной трудности и даже виртуозности, были далеки от большой человеческой драмы.
   Как всегда, Собинов тщательно продумывает грим. Он скрыл юношескую мягкость своих черт бородкой и усами. Белокурые волосы, зачесанные на косой пробор, были высоко взбиты над лбом. Такие лица встречаются в романах Флобера и Мопассана, их можно увидеть и на полотнах французских художников середины XIX века. В них много породы, аристократизма. Таков был внешний облик Альфреда — Собинова.
Итальянская критика единодушно отмечала, что Собинов сумел создать характер Альфреда не только драматической игрой, но и прекрасным пением.
«Тенор Собинов превзошел все ожидания. Можно было легко вообразить себе, что это будет совершеннейший Альфред по изящной внешности и благородным манерам. Но никто не мог предвидеть, что его голос найдет такие захватывающие, такие страстные оттенки», — писала одна из миланских газет.
  Собинов был первым, кто не только вдохновенно спел партию Альфреда, но и проникновенно сыграл ее. А это, естественно, не могло не покорить итальянцев — чутких ценителей вокального искусства.
   Еще больший успех имел Собинов в опере Массне «Манон». Ситуация «Манон» очень близка «Травиате». Зрители с интересом ждали, что сделает русский артист с этой партией, повторит себя или найдет новое решение.
   Как всегда, Собинов начал работу с подробного ознакомления с литературной основой либретто — романом французского писателя Прево «Манон Леско». Сравнивая «Травиату» и «Манон», Собинов находит то индивидуальное, характерное, что рознит этих героев и позволяет создать самобытный, запоминающийся образ Де Грие.
В вокальном отношении партия Де Грие была неизмеримо легче партии Альфреда. Она вполне отвечала характеру голоса певца и не представляла для Собинова почти никаких трудностей. «Героем вечера был тенор Собинов, — писал рецензент. — Роль Де Грие превосходно подходит к данным этого интеллигентного и постоянно работающего над самоусовершенствованием артиста. Он пел с той грацией и нежностью, которая присуща французской музыке п музыке Массне в частности. В дуэте с Манон первого акта, в «Грезах», в арии третьего акта и в финальном дуэте он заслужил овацию. «Грезы» были повторены по настойчивому требованию публики».
И на этот раз Собинов вышел победителем. Именно победителем, потому что успешно петь два сезона в «Ла Скала», стать любимцем итальянской публики — значило выдержать труднейший экзамен на звание большого артиста.
   Так началась мировая слава Леонида Витальевича Собинова. Ему только 33 года. Впереди большая и успешная карьера, жизнь полная побед и лишений.
Да, славы было много. Большой творческий успех. Уже в первые годы ХХ века творчество Собинова признано по всей Европе - два года он поет в легендарном итальянском театре "Ла Скала", с успехом гастролирует в Испании, Англии, Германии, Франции... В каждой новой роли он ищет новые актерские решения, разрушая сложившиеся оперные штампы. Когда он пел "Прощание с лебедем" Лоэнгрина из оперы Вагнера «Лоэнгриндаже дирижеры не могли удержаться от слез.
•«Прощание с лебедем»  Лоэнгрина
   Выдающийся певец слыл к тому же добрым и бескорыстным человеком. Он был почетным членом Общества помощи нуждающимся студентам, давал благотворительные концерты, деньги от которых помогли сотням талантливых ребят из бедных семей получить высшее образование. Когда началась Первая мировая война, в своем большом доме Собинов открыл лазарет. «Его щедрость была легендарной. Киевской школе слепых он прислал однажды в подарок рояль – как другие присылают цветы или коробку конфет. Кассе взаимопомощи московских студентов он дал своими концертами сорок пять тысяч рублей золотом. И то была едва ли десятая доля того, что роздал он за всю свою жизнь нуждающимся. В одном лишь 1902 году он дал около пятидесяти концертов в пользу студентов. И это гармонировало со всей его творческой личностью. Он не был бы великим артистом, дававшим столько счастья любому из нас, если бы ему не было свойственно такое благожелательство к людям», — пишет о Собинове близко знавший его Корней Чуковский.
   Отдельной статьёй собиновских расходов на благотворительность стали учреждённые им стипендии нуждающимся студентам. По словам Чуковского, в числе тех, кому финансовая помощь знаменитого певца помогла закончить образование, был будущий классик русской литературы Леонид Андреев. Надежде Плевицкой именно Собинов помог выйти на большую сцену и стать знаменитой исполнительницей русских народных песен.
   Хотя он был довольно аполитичным человеком, но Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года встретил благосклонно.
В 1917;18 Собинов был первым выборным директором Большого театра и способствовал его сохранению и выживанию, затем снова с 1921 возглавлял театр. Неплохо отнеслась к певцу и советская власть: в 1933 году Собинову присвоили звание народного артиста Республики, он стал депутатом Моссовета, его наградили орденом Трудового Красного Знамени.
  Между тем оба его сына от первого брака были офицерами и служили в Белой армии. Младший Юрий умер в 1920 году от ран, а старший Борис эмигрировал в Германию, где стал довольно известным композитором. В 20-е и 30-е годы они часто встречались в Европе, когда Леонид Собинов приезжал туда с концертами. Однако в 1945 году, через много лет после смерти отца, сын был похищен в американской зоне Берлина агентами НКВД, вывезен в СССР и отправлен в концлагерь, откуда вышел только через десять лет больной раком, от которого вскоре умер.
Второй супругой Собинова стала Нина Ивановна Мухина - сестра известного впоследствии советского скульптора Веры Мухиной, автора монумента "Рабочий и колхозница". Во втором браке у Собинова появилась дочь Светлана, которая пошла по стопам отца - стала артисткой.
   Весьма загадочной оказалась смерть Орфея русской сцены, как называли Собинова музыкальные критики. Летом 1934 года певец с семьей поехал отдыхать за границу. Обратный путь его лежал через независимую тогда Латвию, которая, однако, вела себя очень осторожно по отношению к большому и опасному восточному соседу. В ночь на 12 октября 1934 года неподалеку от Риги у себя в усадьбе был зверски убит после истязаний архиепископ Иоанн - глава православной церкви в Латвии, известный своей непримиримостью к коммунистам. А вечером накануне убийства Иоанна посещал Леонид Собинов. На следующий день артист скоропостижно скончался в гостинице.
   Пошли слухи, что архиепископа убили чекисты из Москвы, а Собинов мог нечаянно видеть убийц. Во всяком случае, советское полпредство в Риге запретило делать вскрытие умершего артиста, причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело покойного быстро перевезли из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным поездом отправили в Москву. Расследованию убийства архиепископа и смерти Собинова латвийские власти не дали хода. До сих пор все обстоятельства этой темной истории остаются тайной.
  В Москве великого певца похоронили с почестями на Новодевичьем кладбище. Его супруга Нина Ивановна дожила до 1968 года и была похоронена рядом с любимым мужем.
  Бачинская:   «Стиль его искусства был так благороден потому, что был благороден он сам. Никакими ухищрениями артистической техники не мог бы он выработать в себе такого обаятельно-задушевного голоса, если бы этой задушевности не было у него самого. Стоило ему появиться на сцене и произнести первую музыкальную фразу, как зрители тотчас влюблялись в него — не только в его игру, в его голос, но в него самого».
•Ария Надира «В сияньи ночи лунной»


Рецензии