Самодвижущаяся виброплатформа

Однажды Толик и его приятель Сёмка зашли далеко от дома и набрели на магазинчик уценённых промышленных товаров. Было это в соседнем районе города за известной в советские годы типографией «Советская Сибирь», там, где протекает речушка Тула, а в простонародье Тулинка или Тулка. Чего только в магазинчике не было. Уценённые логарифмические линейки и механические счётно-вычислительные аппараты, лекала и электрические двигатели для игрушек. В общем всё, что нужно для изобретательных мальчишек, и даром. На карманные деньги накупили логарифмических линеек, которые были изготовлены из целлулоида. Толик приобрел электродвигатель и для него квадратные батарейки на 4,5 вольта. Что он будет делать из двигателя, пока не знал. Знал только, что обязательно изобретёт опять что-то интересное. Целлулоид пойдёт на забаву, из него можно изготовить дымовушки, чтобы забрасывать их в школьный туалет или подъезд многоквартирного дома.

Мальчишки пошли в сторону дома, и тут к ним привязалась местная шпана. Та, что отжимает мелочь, пока старшие не остановили. Район был чужой, и нужно было как-то выбираться небитыми и с дарами из магазинчика. Денег уже не было никаких. Толик начал втирать в уши местной босоте, что они чуть ли не чемпионы по каратэ и им нельзя применять свои навыки, чтобы не выгнали из секции. Те просили показать разные приёмы. К слову сказать, все эти приёмы мальчишки знали только из книжки по каратэ, которую переснял на фотоаппарат и распечатал Сёмкин старший брат, вернувшийся из армии. Постепенно мальчишки продвигались в сторону автобусной остановки и продолжали внушать опасение местным, которые желали поживиться, но не получить вместо этого «лещей». Сёмка увидел приближающийся к остановке автобус и скомандовал бежать. Мальчики развернулись и помчались что было сил. Местная шпана сначала растерялась, но поняв, что уже не догонит, провожала взглядами мальчишек, сверкающих пятками. Толик и Сёмка еле успели, взлетели в автобус и только перевели дух, как попали в новое приключение.

В советское время проезд на автобусе, троллейбусе и трамвае стоил соответственно 6, 5 и 3 копейки. Кондукторов не было, и нужно было обилечиваться самостоятельно — бросить монетки в билетную кассу или аппарат по продаже билетов, провернуть ручку и оторвать билет. Но у мальчишек не было денег, потому что они их потратили в магазинчике и планировали возвращаться пешком, а не экстренную эвакуацию в автобусе. Да и было негласное правило тогда, с детей денег за проезд не требовать. Чужих детей тогда не было, каждый взрослый отвечал за любых детей. Не было даже в мыслях у кого-то высадить ребят посреди дороги только потому, что они не оплатили свой проезд. На конечной остановке распахнулись двери, за которыми стояли контролёры. Сёмку и Толика повязали, как и взрослых зайцев. Посадили в отдельно стоящий автобус для штрафников. Каждому из них грозил штраф за безбилетный проезд в 1 рубль. В контролеры в то время шли «сливки» общества, точнее те, кто не нашёл применения своим талантам или не мог удержаться на другой работе. Такие контролеры могли использовать своё положение и для личного обогащения. Так случилось и с мальчишками, которым предложили оплатить «рупь» за двоих. Толик остался в заложниках, а Сёмка сбегал домой, достал из копилки нужную сумму для выкупа товарища. Штраф осел в личном кармане контролера. И вот уже мальчишки на свободе. Родной район «Башня», где они и их все знают.

Попав домой и успокоившись от полученных впечатлений, Толик приступил к изобретению чего-то выдающегося, но чего, как всегда, он и сам пока не знал. Идеи спускаются к нему сами, руки чего-то делают из того, что есть в наличии. Так было и в этот раз. Под рукой был лист текстолита, изолента, клей, провода... Прикрепил двигатель к батарейке, поставил на лист текстолита под размер. Осталось приделать пропеллер или винт, и это полетит как вертолёт, если хватит мощности. Мощности явно не хватит, и Толик насадил на ось двигателя стержень от шариковой ручки. Потом переломил стержень так, чтобы он имел Г-образную форму. Ну что, вроде ничего получилось! Осталось подключить питание от батарейки и посмотреть, как это всё себя поведёт. Так и сделал. Двигатель начал медленно разгонять пропеллер со смещённым центром масс. Устройство вибрировало, находясь в руке изобретателя. Толик поставил его на подоконник и стал наблюдать, как двигатель на платформе поведёт себя дальше. Любое прикосновение придавало платформе импульс, и она начинала двигаться в ту же сторону. Так родился прототип самодвижущейся виброплатформы, как говорится из «...овна и палок», которую ещё ждали натурные испытания и благодарные зрители.

Демонстрация всех изобретений проходила во дворе дома, школьном дворе или классе. Так было и в этот раз. Толик достал из портфеля агрегат, включил его и поставил на школьную парту. Платформа носилась по столу и не падала на пол только потому, что ей мешали это сделать ладони ребят, которые окружили «испытательный стенд» и радовались необычной игрушке. После уроков платформу ждало испытание на льду в школьном дворе. У виброплатформы менялись пропеллер и основание для лучшего скольжения. Постоянным были электродвигатель и батарейка. Эксперименты закончились и платформа была разобрана на запчасти. Остались только мальчишеское воспоминание и радость, которую принесли электродвигатель, батарейка и стержень от шариковой ручки. Впереди были новые изобретения и эмоции!

26.09.2022

Сборник рассказов «Мальчишки нашего двора» http://proza.ru/avtor/zhiznobud&book=2


Рецензии
Милый рассказ,добрый. И хорошо написан. Прочла
с удовольствием.
Прошу в гости.

С искренним уважением

Анна Куликова-Адонкина   15.03.2024 20:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.