Завершая рассказ о себе
На долгих ехать на Парнас.
А. С. Хвостов
Ода к бессмертию
С чувством исполненного долга завершаю рассказ о своем долгом тернистом пути. Он действительно проходил проселочной дорогой.. В историю литературы я вошел через журналистику. Этот путь был бы гораздо более прямым и ровным, если бы на заре юности я познакомился с Антонином Раменским, чьи искусные подделки ввели в заблуждение знаменитых пушкинистов и побудили Татьяну Григорьевну Цявловскую
назвать «совершенно исключительной по значению находкой» его мистификацию.
Благодаря знакомству и с Раменским, и с маститыми пушкинистами, с коими он общался, думается, в моей жизни были бы филологический факультет МГУ, диссертация, видимо о «находках» мистификатора, знакомства в научных кругах… Зато потом каким жестоким было бы разочарование, когда выяснилось, что человек, на много лет ставший моим кумиром, фальсификатор! Какое счастье, что это не произошло!
Мой путь подходит к концу - пора подводить итоги
Всё написанное следует разделить на части:
Исторические очерки
Литературоведение
Судьба дочери и зятя А. С. Пушкина
Художественная проза
Драматические произведения
Минувшее проходит предо мною
Исторические очерки
Быть может, некоторые читатели будут разочарованы, если я скажу, что в моих исторических очерках нет ничего нового - я повторяю то, что написано до меня, только стараюсь сделать это более интересно.
Печатаясь в различных газетах и журналах, я неизменно старался писать так, чтобы заинтересовать читателей. Ведь можно сделать скучнейшим и очень интересный материал, что порой и бывает в научных изданиях. Умение писать для широкого читателя позволило мне без рекомендации стать постоянным автором «Крокодила» и десять лет вести в этом едва ли не самом популярном журнале советского времени три рубрики.
Никогда не задумывался, сколько очерков мною написано. Вероятно, около двухсот.. Ведь более пяти лет я существовал лишь на литературные гонорары, а писал только о ХIХ веке. К числу научных публикаций можно отнести статьи в биографических словарях русских писателей, главный редактор которых профессор П.А. Николаев, рекомендуя меня в Союз писателей, назвал «литературовед-энциклопедист».
Литературоведение
За 55 лет работы в истории литературы я могу назвать только четыре темы и четыре имени, с которыми связаны серьезные научные работы.
Иван Иванович Гольц-Миллер -
Этой темой я начал заниматься студентом первого курса. Библиографические, а затем и архивные разыскания в Ленинграде и Москве. Изучение неопубликованных стихов, секретной переписки шефов жандармов и министров внутренних дел. И наконец неожиданное фантастическое открытие - забытый поэт оказывается двоюродным братом великого русского писателя Л. Н. Толстого
Александр Анфимович Орлов -
Сочинитель книжек для простого люда и автор пародийных повестей на романы Фаддея Булгарина, объявившего Орлова невежественным писакой. Архивные поиски в фондах Московского университета и московского цензурного комитет позволили установить, что Орлов был хорошо образованным и даровитым писателем, а его книжки, приучавшие простой люд к грамоте, подвергались гонению цензуры как произведения крамольные.
Наркиз Иванович Тарасенко-Отрешков -
В судьбе Пушкина и Лермонтова. Удивительным образом третьестепенный сочинитель, страшно далекий от поэзии, оказался причастен к судьбам великих поэтов.
Михаил Леонтьевич Дубельт -
Имевший несчастье полюбить дочь великого поэта, - впервые назван зятем Пушкина. Изучение в десяти архивах Москвы и С.-Петербурга архивных материалов, позволило установить истину.
Разумеется, гораздо проще и беспроигрышнее поисков в архивах было бы обложиться десятком книг о Пушкине и написать еще одну.
***
Художественная проза:
Сказать по правде, серьезным прозаиком я себе не считаю. Две небольших повести и несколько рассказов - вот и все, что написано мной в этом жанре.
Мне хотелось написать произведение, замысел которого обдумывал давно, и которое мог написать только историк литературы (в создании которого объединились бы прозаик и историк литературы).
История не сохранила фактов, свидетельствующих о встрече Греча и Добролюбова. Однако Фантазия подсказывает, что нечто подобное произойти бы могло - хотя бы в воображении Греча, писателя, одаренного богатым воображением - недаром его роман «Черная женщина» сравнивали с «Пиковой дамой» Пушкина. Пути двух критиков, принадлежащих к разным эпохам, разделенных половиной столетия, самые имена которых никогда не ставились рядом, удивительным образом соприкасаются.
Повесть «Великий протестант» не была бы написана, если бы не интереснейшая работа С.А. Рейсера «Журналист и обличитель Лев Камбек», рассказывавшая о курьезной фигуре, возникшей в русской журналистике 60-х годов ХIХ века. Сведения, изложенные в этой работе, послужили превосходным материалом для создания повести.
***
Драматические произведения
Два письма, написанные юной Каролиной Яниш Адаму Мицкевичу, когда девушка была его невестой, побудили меня заняться изучением этой темы. Судьба разлучила их навсегда, она вышла замуж и получила известность в литературе как поэтесса Каролина Павлова, но пронесла любовь к Мицкевичу через всю жизнь.
***
«Минувшее проходит предо мною» - мемуары.
«Судьба нас не свела» - о несостоявшемся знакомстве с мистификатором Раменским.
«Слово об Учителе и друге» и «Ученик Николая Ивановича Либана» - о человеке, сыгравшем в моей жизни громадную, судьбоносную роль.
«Восстановилась связь времен» - о воссоздании из руин храма на станции Любань под Петербургом - памятнике строителям первой большой железной дороги в России,
В этот же раздел включаю мои мемуары «Per aspera ad astra - Через тернии к звездам»
Оглядываясь назад, я не жалею, что жизнь сложилась таким образом - несмотря на невзгоды она была интересной.
Работая в железнодорожной прессе, я заинтересовался темой, звучавшей несколько парадоксально - «Пушкин и железные дороги». Оказалось, что великий поэт проявил большой интерес к новому виду транспорта, только зарождавшемуся тогда в России. В последний год жизни в своем кабинете в квартире на набережной Мойки он внимательно читал и редактировал статью о железных дорогах, предназначавшуюся для публикации в «Современнике». При этом Александр Сергеевич высказал очень интересные соображения: «Например, о заносе снега. Для этого должна быть выдумана новая машина… О высылке народа или о найме работников для сметания снега нечего и думать это нелепость»
Русские зимы, отличавшиеся метелями и обильными снегопадами, для борьбы со снежными заносами требовали, как и писал Пушкин, специальной мощной машины, которая возникнет позднее и получит название «снегоочиститель».
В январе 1995 года мне позвонил ответственный секретарь «Гудка» и попросил написать об этом. И в скором времени моя большая статья «Пароход - паровоз - паролёт» была напечатана в центральной железнодорожной газете.
***
Много лет, работая в газете «Московский железнодорожник», я мечтал о том, когда окружная дорога, находящаяся в пределах столицы, станет электрифицирована и по ней пойдут пассажирские электропоезда. Об этом был написан мой очерк «Огни Москвы». В то время улицы столицы днем и ее огни ночью с высоты железнодорожного полотна могли видеть лишь машинист и его помощник из кабины тепловоза. Однако любоваться ими с высоты железнодорожного полотна не было возможности - надо было следить за сигналами светофоров. Их огни - зеленый, желтый или красный - для ведущих поезд были гораздо важнее красочных огней столицы.
И только в наше время, когда мне исполнилось 70 лет, моя мечта осуществилась - по малому кольцу Московской Окружной, которое именуется теперь Московское центральное кольцо, пошли электропоезда из окон которых пассажиры получили возможность любоваться Москвой в дневное время, и огнями столицы в вечернее.
***
Как я уже говорил, серьезным прозаиком себя не считаю.
И вспоминая литературную студию, хочу сказать не о себе. Руководители семинара обращали внимание на тех молодых литераторов, кто был им близок по духу, по манере письма. Не знаю, кому занятия студии пошли на пользу. Не сомневаюсь, были и такие. Но я скажу о двух участниках семинара, не нашедших в свое время поддержки и тем не менее ставших писателями и вступивших в творческий Союз, - им пришлось пробиваться в литературу самостоятельно..
«Не тому нас учили!» - сказал мне при встрече в ЦДЛ Виктор Пронин, ныне он автор детективных романов и повестей, по одному из которых поставлен фильм «Ворошиловский стрелок»
Николай Офитов - скромный и застенчивый, казалось, ничем не выделялся, и, разумеется, не вошел в число участников совещания молодых писателей. Мы знали его только как прозаика, а вот теперь из интернета я узнаю, что он и поэт.
***
- Вы глупый человек, Алеша, - сказал как-то мне Николай Иванович Либан: - не хотите закончить диссертацию.
- Но что даст ученая степень? - возразил я. - Она ведь не прибавит ни ума, ни знаний.
- Но она придаст вам значимость, поможет приобрести авторитет в научном мире.
Я осмелился заметить, что мой Учитель и сам не защитил диссертацию, однако это не помешало ему стать преподавателем университета.
- Но у вас, в отличие от меня, нет научной школы, - резонно возразил он.
Тогда я не нашелся, что ответить. У Николая Ивановича была школа, и какая - ведь он окончил аспирантуру ИФЛИ! Его учителями были А.И. Ревякин, В.Ф. Переверзев, М.Н. Сперанский, Г.Н. Поспелов - ученые, имена которых были знакомы мне по солидным научным трудам, ими написанным.
Однако благодаря Учителю я стал причастен к научной школе, созданной им. И ныне с гордостью могу сказать:
- Я ученик Николая Ивановича Либана!
Свидетельство о публикации №222092701062