Ностальгия

Я иногда веду свой личный блокнот. Оказывается, его могут вести не только дети, но и умудрённые опытом мужчины. Эта привычка даёт мне многое, чтобы ею пренебрегать. Личный блокнот, это именно то, о чём думаешь в сию минуту, окно в мир прошлого, в мир воспоминаний и вдохновений. Не записал, значит, забыл.
«Так, что же мне вписать в блокнот сегодня?»  - Мысли разбегались в разные стороны. Хотелось всё обдумать, проанализировать впечатления прошедшей трудовой недели. Да, и времени, как бы, немного осталось – скоро отбой, а завтра с утра на работу. Вечер воскресенья подходил к своей обычной критической отметки между бодрствованием и сном. Но тут, всё резко изменилось - в мой кабинет вошла моя радость, моя любимая внучка. Наши совместные посиделки иногда проходили по вечерам, и они ей, наверное, доставляли большое удовольствие. Ей интересно было поговорить со своим дедом (это, значит, со мной) о том, что для неё было непонятно.
- Как это ты в детстве, дед, мог жить без смартфона или без компьютера?  - Она меня всегда об этом спрашивала, - Дед, были ли у тебя игрушки, а какие они?
И, когда я ей рассказывал, что моей любимой игрушкой был перевёрнутый табурет, который становился для меня чем-то больше, чем просто автомобилем – в нём я воображал себя водителем автобуса, пилотом самолёта или космонавтом, то она всегда удивлялась, не понимая, как моё детство и мой детский мир проходил без игрушек и электронных гаджетов, за рулём непонятного для её восприятия какого-то табурета?
- Дед, а где ты был, когда я пошла в первый класс? Никак не могу вспомнить, где ты был? – Внучка крадучись, в очередной раз, словно мышка, пробралась в мой кабинет, буквально просочившись сквозь приоткрытую дверь.  Вопросы посыпались на мою, ещё не седую голову, один за другим:
 - А, чем ты раньше занимался? А, где ты сейчас работаешь? А, что такое ностальгия? – Она задала последний вопрос и безапелляционно, наивно по-детски уставилась на меня.
Я молчал, обдумывая, с какого вопроса начать свой ответ, но долго молчать не мог, внучка, всё-таки… Она меня опередила, подойдя вплотную к моему старому кожаному креслу, и положив свои малюсенькие ладошки мне на плечи, повторила вопрос, прошептав мне на ухо:
 - Дед, скажи, что такое ностальгия?
- Ностальгия? - Я задумался, - Это, наверное, воспоминания о прошлом, которые остались в памяти?
- Воспоминания о прошлом? - Переспросила внучка. – Вот, у меня этого нет. Наверное, потому, что я ещё мало в своей жизни видела, и, я, ведь, ещё маленькая, и память у меня совсем крохотная? Ну, дед, не молчи, скажи что-нибудь, мне становится скучно!
- Я думаю…
- У тебя так много воспоминаний о прошлом, что ты так долго думаешь? Ты так много повидал в жизни, что сразу вспомнить ничего не можешь?
- Да, наверное, так оно и есть, - я, прикрыв веки, глубоко вздохнул, вспоминая прожитые последние пять лет, после того, как переехал к сыну в Москву, - и медленно, пережёвывая каждое слово, начал повествовать своей юной слушательнице о своем житие-бытие, а она, усевшись в другое старое кожаное кресло напротив меня, приготовилась внимательно слушать.
- Знаешь, у нас на предприятии решили провести литературный конкурс в прозе. Конкурс проводится среди наших работников, как я понял, для раскрытия личностных талантов и литературных, или, судя по мне, окололитературных навыков, в виде рассказов об истории, ярких событиях, планах и перспективах развития родной компании, к празднованию 64-й годовщины со дня основания нашего предприятия. И я пытаюсь понять, как мне в этом пригодится мой личный блокнот?
- Это там, где ты сейчас работаешь?
- Да, именно так.
- Участие в конкурсе весьма неожиданное и, довольно-таки, сложное, тем более, мне, инженеру проектировщику, который в своей проектной работе занимался исключительно только проектированием зданий и сооружений, конечными станциями, капитальным ремонтом крытых автобусных парков и других объектов транспортной инфраструктуры. Мне нужно от графических линий и цифр перейти к словам и литературному изложению. Вот, я сидел и думал, о чём писать, когда ты вошла в кабинет?
- И о чём ты решил написать?
- Не знаю, может о своей повседневной работе, о том, что мы делаем, что проектируем и чем занимаемся, какие победы одерживаем на своём эпохальном поприще в области архитектурной деятельности? Мне показалось, что это уже больше походит на журналистику. Дело новое, не изученное, да, и, как бы не моё. Мне, почему-то кажется, что литературные произведения могли бы естественнее и лучше получаться у тех работников, кто конкретно работает водителем в автобусах, электробусах, трамваях. В их среде происходит гораздо больше разных интересных случаев на транспорте, о которых можно было бы литературно рассказать: различные истории, смешные и грустные, забавные и не очень. Они каждый день общаются с людьми, жителями столицы, которые утром постоянно куда-то спешат, едут на работу, в гости, возвращаются домой…
- Дед, ты же знаешь, что надо делать, когда кажется? Ты что, решил стать писателем?
- Да, то есть, нет, конечно! Я вот и думаю, о чём писать проектировщику, тем более в прозе, который, если что-то и писал когда-то, так это только пояснительную записку к своему проекту. Мне было бы проще, памятуя о том, что «чертеж – язык инженера», показать на конкурсе наши проекты, которые были выполнены и которые прошли московскую государственную экспертизу, и из магии линий и окружностей на бумаге, превращались в реальные здания и сооружения. Но у нас такого конкурса нет. Может, начать с того, что наше предприятие была основано в 1958 году и по сей день выполняет городские перевозки автобусами, электробусами, трамваями и троллейбусами? Так это можно войти в интернет, открыть «википедию» и прочитать.
- Ты умеешь пользоваться интернетом?
- Обижаешь, дед, у нас в классе все могут.
- Ну, да, можно, конечно, порассуждать о важности транспортной инфраструктуры для такого мегаполиса как Москва? Но, это тривиально и очевидно, об этом знают все, что без транспорта, Москвы просто нет, не говоря уже того, что это градообразующие предприятие. Да, задача не из лёгких. Более того, я всего только пятый год работаю в этом филиале и не являюсь старожилом. Я, почему-то убеждён, что люди, проработавшие долгое время здесь, отдавшие всю свою жизнь любимому делу, могли бы гораздо больше и интереснее рассказать, ну, хотя бы, об истории этой организации, так сказать, «вживую», не со страниц интернет-новостей.  В прочем, что таить, опыт работы у меня в транспортной инфраструктуре уже был.
- Я знаю, что ты до этого служил в армии, папа рассказывал, - внучка с интересом взглянула в мою сторону, оторвавшись от рисования.
- Да, было дело… По окончании службы на офицерских должностях в военном ведомстве, где я работал в проектном институте, в аккурат через полгода после демобилизации, устроился в министерство путей сообщения, и, уже, как бы не проектировщиком, а строителем, начав с прораба, дошёл по карьерной лестнице до заместителя начальника строительно-монтажного поезда. 
- Ты ездил на поезде?
- Нет, это так называлась наша строительная организация. Наш СМП был структурной единицей на железной дороге, где мы занимались тем, что строили вдоль неё жилые дома для путейцев, ремонтировали локомотивно-ремонтные депо, а также, строили многоэтажные дома для работников железной дороги. Но, когда министерство путей сообщения решило стать акционерным обществом «Российские железные дороги», оно отказалось от всех структур, начиная со строительных организаций, железнодорожных совхозов, проектных институтов, и отпустило их в «свободное плавание», так сказать, решило провести оптимизацию путевого хозяйства. Должны были остаться только те организации, которые непосредственно «крутили железнодорожное колесо».
- Дед, я не совсем все понимаю, о чём ты говоришь, но ты рассказывай, я больше не буду тебя перебивать.
- Ну, вот, после этой реорганизации я решил изменить свою жизнь и переехать на постоянное место жительство к сыну, твоему папе, который давно работал в Москве, тем более, что, я уже вошёл в категорию «дедушек» - у меня родилась внучка.
- А как ты об этом узнал? Ладно молчу, рассказывай дальше.
- Надо было начинать жить по-новому: без вечных командировок, без длительных расставаний с родственными душами.
- Это правильно!
- В какой-то момент я решился. Купил билет на самолет и, попрощавшись с друзьями в Хабаровском аэропорту, через восемь часов был уже в Шереметьево, где меня встретил мой сын. Вопрос, найду я работу в Москве или нет, меня сильно не беспокоил, потому что знал, строители и проектировщики нужны в любом городе, а так, как последнее место работы у меня было в транспортной инфраструктуре, я не задумываясь решил идти работать в филиал городского транспортного предприятия, ну, это, если, конечно возьмут. В интернете, я нашёл объявление о том, что в технический отдел филиала строительного управления требуется инженер-проектировщик, и, пройдя собеседование, был принят на работу на должность главного специалиста, архитектора, правда с испытательным сроком, как и положено.
- Я тоже буду архитектором, как ты, я люблю рисовать, или буду придумывать моду, не знаю, пока, - в кабинете воцарилась небольшая пауза.
- Так, вот, проектирование в техническом отделе начало формироваться ещё до меня. Ранее на работу были приняты: инженер-проектировщик по разработке раздела «электрическое оборудование», инженер-проектировщик раздела «водоснабжение и водоотведение», инженер-проектировщик архитектурного раздела. Все специалисты молодые, амбициозные, но уже получившие опыт проектирования в сторонних организациях. Ну, а я, уже, как бы, умудренный опытом, влился в этот коллектив, как архитектор, и, в каких-то вопросах, как конструктор, которого на тот момент в отделе не было. Наше сообщество проектантов изначально находилось в здании филиала на улице Ходынская, прямо на территории 5-го троллейбусный парка. Из окна отдела, каждое утро, меня встречал и радовал силуэт синего троллейбуса, выходившего из ворот парка на линию: «Легенда московских проспектов, столичный адепт чистоты, с искусственным интеллектом, плывущий сквозь тлен суеты».
- Твои стихи?
- Да, балуюсь, иногда. Жаль, конечно, что московский троллейбус навсегда ушел в историю. Но он стал прародителем электробуса, практически того же троллейбуса, но, только с внутренним электропитанием, правда, оставив нам для памяти "музейный маршрут "Т" -  единственный линейный троллейбусный маршрут в городе, музейный спецпроект на колесах, можно сказать, даже, уникальный во всем мире. Но, прогресс не стоит на месте…
- Это точно!
- Основная задача нашего отдела была определена следующим образом: мы, как специалисты своего раздела в проектной работе, проверяли проектную документацию наших подрядчиков, выставляя им замечания по проектным работам. В некоторых случаях самостоятельно корректировали их работы, и потихоньку начинали собственное проектирование объектов капитального ремонта. К слову, стоит сказать, что в начале, не один подрядный проект самостоятельно не прошёл экспертизу. Приходилось силами нашего отдела исправлять эту ситуацию, проходя экспертизу самостоятельно, получая положительные заключения. Вот так-то! Это говорило о многом, и главное о том, что наши специалисты подобрались, довольно-таки, сильные, как проектировщики.
- Сильный, это, кто выносливый и крепкий здоровьем, и может пробежать десять кругов вокруг стадиона?
- Да, и это тоже. Когда я переезжал в Москву, то, прокатился до хабаровского аэропорта на троллейбусе первого маршрута, который проходил от Комсомольской площади по улице Карла Маркса, до самого «небесного причала».
- Небесного причала?
- Это я так, образно назвал аэропорт. В то ранее утро меня провожал мой друг и одноклассник, поддержавший меня в моём нелёгком решении переехать в Москву к сыну. Он тогда мне сказал: «Это правильное решение, родственники должны жить вместе!»  Я, почему-то, вспоминаю хабаровский троллейбус, сравнивая его с московским троллейбусом? В сравнении, московский троллейбус выигрывал. Он был более презентабельный, так сказать, благородный столичный транспорт, машина повышенной комфортности. И самое интересное, троллейбусы в Хабаровске, где я когда-то жил и работал, пришли из нашего 5-го троллейбусного парка, где я сейчас работаю.
- Вот, чудеса, дед!
- Да, это удивительное совпадение! И конструктивно, новые троллейбусы сильно отличались от своих хабаровских предшественников. Здесь совершенно другой салон - более приспособленный под малоподвижных пассажиров, машина плавно трогается и мягко останавливается, кабины более удобные, с лучшим обзором дороги. Можно регулировать рулевое колесо и кресло водителя. Посадка ниже, все удобства для пассажиров, как в электробусе.
- Дед, а откуда ты это знаешь, ты же не водитель?
- Откуда знаю? Мой друг звонил мне, который провожал меня в аэропорт. Я забыл тебе сказать, что он работает водителем троллейбуса, уж ему-то не знать…
- Вот так подарочек твоему другу!
- Не забывай, другу и однокласснику! Так что, захочешь покататься на московском троллейбусе, можно поехать в гости к моему товарищу в Хабаровск.
- Смешно!
- Нет, я вполне серьёзно! Слушай дальше. Когда было принято решение о замене столичных троллейбусов на электробусы, было немножко грустно. Но я понимал, что прогресс не остановить и техническая революция движется вперёд, на смену знаменитому московскому синему троллейбусу, который был привязан своими «усами» к электрическим проводам, пришёл современный транспорт, электробус, и облик столицы начал меняться.
- Москва – столица нашей Родины!
- Да, это ты правильно сказала, и у меня отношение к Москве, прежде всего, как к столице. Исчезнет паутина троллейбусных электрических сетей, а улицы города станут более привлекательными. Но, знаешь, какая-то ностальгия в душе по ушедшему в историю московскому троллейбусному парку остаётся.
- Вот, дед, не зря я тебя спрашивала про ностальгию?!
- Да, не зря, но больше всего меня порадовало то, что знаменитые московские троллейбусы не ушли просто в металлолом, а большое количество их было направлено в другие города, где они продолжают трудиться. Мой друг, водитель троллейбуса, однажды мне в шутку сказал по телефону: «Не зря мы тебя отправили в Москву. Спасибо тебе друг за троллейбусы!»
- Так это ты их туда отправил?
- Нет, ты что! Это руководство наше так решило! Мой друг просто шутит.
- Да, это правильно, - внучка задумчиво опустила голову, - другу твоему повезло!
- В чём повезло?
- В том, что у него есть друг! А вот у меня друзей нет.
- Это пока нет, всё приходит со временем. А ты слышала такую песню:
"Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный".
Это пел бард, Булат Окуджава, он был, всё-таки, провидцем: московский троллейбус, полностью, окончательно и бесповоротно, стал просто ностальгическим воспоминанием. 
- Провидец, это как?
- Это человек, которому дано от Бога видеть невидимые для других людей вещи своим духовным внутренним зрением. Вот, например, еще:
«И каждый с надеждой глядит в потолок троллейбуса, который идет на восток». - А это, песня Виктора Цоя. И он действительно идёт на восток и не просто на восток, а на Дальний Восток, в город Хабаровск, в котором работает водителем мой друг на маршруте номер один, от Комсомольской площади до аэропорта:
«Водитель троллейбуса - это не профессия, это призвание!», - обычно так говорит мой друг, Степаныч, с раннего утра, выезжая на линию, - «усатый, рогатый, но свой, родной!»
- Смешно говорит твой друг, Степаныч! Как это, «усатый и рогатый»? А, я поняла, это он про троллейбус говорит.
- Да, смешно, не правда ли? Слушай дальше. Через год, наш отдел из технического был переименован в проектно-конструкторский, и основная задача немного изменилась. Мы стали не только проверять проекты подрядчиков, но, и начали заниматься самостоятельным проектированием. И, что самое важное, проходить экспертизу. Я, с какой-то внутренней радостью и профессиональной гордостью хочу отметить, что все наши проекты за последние время получали только положительные заключения московской государственной экспертизы. Были замечания, не скрою, но мы над ними работали и исправляли. Это, так сказать, текущая работа отдела.
- Тьфу-тьфу! Чтоб не сглазить, - внучка три раза постучала карандашом по рисунку на письменном столе, - надо постучать по дереву!
- Да-да, главное, не сглазить, постучать, но не по голове, даже, если она деревянная!
- Ну, дед, не смеши - у меня нормальная голова!
Ностальгия помогает избавиться от напряжения в жизни. Обращаясь к памяти, мы возвращаемся к тому времени, когда были молоды и испытывали положительные эмоции, ныряем в параллельное измерение, где нет сиюминутных проблем. Наверное, так оно и есть. Сейчас, вспоминая свою жизнь, думаю о прожитом, которое осталось в прошлом, но разумом понимаю, что формула жизни изменчива, она не статична, изменяется и всегда меняется только к лучшему, несмотря на то, что проходит через различные испытания. Может, даже, сначала показаться, что всё делается неправильно, происходит не так как надо, но, по прошествии времени начинаешь понимать, нет, всё происходит именно так, как говорил в древности Гераклит: «Все движется и ничто не остается на месте», - а ещё, уподобляя всё сущее течению реки, он продолжал, - «дважды не войти в одну и ту же реку».
- О чём ты сейчас думаешь? – Я прервал затянувшееся молчание, взглянув на письменный стол, где моя внучка яркими фломастерами расправлялась с очередным краш-рисунком. – Это что у тебя нарисовано?
- Пока не знаю, ещё не все нарисовала. Я думаю над твоими словами, думаю и рисую.
- А ты знаешь, что такое метро?
- Конечно, дед, знаю и что такое автобус знаю. Я на нём часто езжу на свою тренировку с бабушкой. Она его называет электробус.
- Я думаю, что через много лет и электробусы исчезнут, а вместо них будет что-то другое, например, … Я не знаю? Ну, может быть, летающие автобусы или автобус, который сможет ездить просто на воде вместо бензина, представляешь, залил простой водицы и поехал.
 - Да это здорово! Но, дед, согласись, летающие автобусы, это немножко страшно, вдруг упадет?
 - Согласен! Но, к тому времени что-нибудь придумают, чтоб автобусы не падали.
- Ладно, дед, пойду! Я, хоть и на каникулах, но папа говорит, что режим надо соблюдать. «А у нас в Москве сейчас нет троллейбусов», - сказала внучка скороговоркой и, прикрыв свой рот ладонью, исподлобья взглянула на меня, - я спать, пока, дед!
- Пока, спокойной ночи! Один маршрут, все-таки, остался, музейный, как-нибудь прокатимся…


Рецензии