Разрушили всё, а он стоит...

   Дорогие мои, ответьте, пожалуйста, на простой вопрос:
 - Когда вы смотрите на картину, тронувшую вас, слушате музыку, заставляющую сжиматься сердце, или стоите перед скульптурой, от которой не можете глаз оторвать, возникает ли у вас вопрос об авторе?

   К сожалению, вашего ответа я не слышу, но как мне хочется, чтобы он был положительным! И я не хочу сомневаться в том, что вам известен не только создатель знаменитого "Девятого вала" и чудной "Шоколадницы", но и скульптур - "Мыслителя", "Поцелуя" и "Врат ада" и, конечно, великие, сотворившие "Давида" и знаменитую "Джоконду", но и знаете, где находятся эти шедевры.

   Сегодня, когда планета содрогается от ужасов войн, наводнений, разрушительных землетрясений, тайфунов и проснувшихся вулканов, художественная литература несколько ушла на задний план. Всё больше читаем газеты и с волнением смотрим телепередачи, желая быть в курсе происходящего в мире, и надеясь на хорошие новости с мест военных действий.

   На просторах интернета попался мне интересный материал Оксаны Храмовой о событии 37-летней давности, случившемся в далёком 1985 году Афганистане.
   Речь шла о 20-летнем пареньке из небольшого Нижегородского города Бор. Имя его - Сергей Мальцин.
   Скромный и смелый паренёк служил в Афгане водителем. Осенью 1985 года Сергей ехал через узкий тоннель на перевале Саланг. Место это находится на высоте порядка 3.5тыс. метров. Навстречу, на большой скорости ехал автобус, в котором находились мирные афганские крестьяне и дети. Сергей увидел машину, выезжая из тоннеля. Ни один из водителей не мог затормозить, и столкновение было неизбежным.

   Столкновение имело бы страшные последствия: автобус полетел бы в пропасть.
   Времени на размышление не было. Сергей направил свою машину в сторону, на скалы, и спас тем самым афганцев от неминуемой гибели. Сам он погиб.

   Недалеко от места гибели русского солдата стоит гранитный памятник, на котором выгравировано: МАЛЬЦИН СЕРГЕЙ В.
              1965 - 1985

   История, лишний раз подчёркивающая не только смелость и мужество обычного паренька, но и высокие моральные качества его и способность на самопожертвование.
   В Афганистане, где 10 лет продолжалась война, было немало памятников советским солдатам, но ... Когда советские войска покинули Афганистан, все они были разрушены моджахедами. Все, но не памятник Сергею Мальцину. Более того, его охраняют и бережно ухаживают по сей день.

   Такая история. Единственное, что меня удивило - не было сказано ни слова об авторе памятника. Стала искать. Нашла статью Николая Сыромятникова, которая фактически дублировала написанное Оксаной Храмовой. И снова - ни слова об авторе.
   Но я решила не опускать рук и продолжала искать, веря, что кто ищет, тот всегда найдёт.

   И нашла! В 1985 году приехал в Афганистан, в командировку, ереванский каменотёс и скульптор Рафик Хачатурян. Он также работал водителем и был знаком с Сергеем.
   Когда Сергея не стало, он решил поставить памятник на месте аварии. Давайте, предоставим слово Рафику:"Он мало жил, но за этот коротий срок, он сумел стать Человеком с большой буквы. И я, как бывший каменотёс и скульптор, решил поставить памятник. Я нашёл подходящий кусок гранита и стал его обрабатывать. После ночной смены у меня было свободное время. Памятник я поставил немного дальше от места аварии, где был родник. По - моему, вода обеспечит памятнику жизнь и вечность". 


Рецензии
Спасибо Магда, эта история потрясла меня до слёз

С уважением

Гржибовская Лидия   05.10.2022 13:34     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Лидия, за визит и Ваше мнение. Как часто в жизни простые люди оказываются способными на благородные поступки. И при этом они считают нормой - жертвовать собой, ради спасения других, пусть даже незнакомых людей.
Здоровья и удачи Вам и всем, кто рядом.
С теплом.

Магда Кешишева   05.10.2022 15:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.