У последней черты

                У последней черты.

                Ну, вот и подходит очередной этап российской истории к последней черте, за которой предстоит России очередная смена власти и очередная «пересборка». Причём подход к этой черте вызван не естественным течением дел, ни внезапной внешней катастрофой, а долгой и планомерной попыткой совершения суицида самой властью. Это ещё не биологическая смерть властной корпорации, но признаки приближающегося смертельного исхода (Exitus letalis, как принято называть это явление у медиков) налицо.
                Первым серьёзным звоночком стала специальная военная операция, когда спустя 8 лет после вполне очевидных действий самой российской власти по созданию сепаратистских анклавов на территории соседнего государства с целью отвлечь внимание от аннексии Крыма. Кому-то больше нравится термин «воссоединение по итогам свободного волеизъявления жителей полуострова», но в международном праве именно этот термин больше соответствует сложившейся ситуации. И вдруг ради того, чтобы эти республики «восстановили контроль над всей территорией, указанной в их конституциях» 24 февраля 2022 года Россия начала «специальную военную операцию».
                Не знаю, кто разрабатывал планы этой операции и кто вносил в них коррективы, но надеюсь, что довольно скоро эта информация из разряда «совершенно секретная особой важности» станет общедоступной, и страна и мир получат возможность увидеть этих «героев» во всей красе.
                Ясно одно, за 7 месяцев реальных боевых действий с использованием всего спектра конвенциональных вооружений говорить даже об относительных успехах весьма затруднительно. Количество жертв с обеих сторон явно превысило сто тысяч человек только погибшими, не говоря о раненых, травмированных, получивших серьёзнейшие боевые психические травмы.
                По самым скромным подсчётам материальный ущерб Украине превышает полтриллиона долларов, а стоимость утраченного обеими сторонами конфликта вооружения и военной техники, истраченных и утерянных боеприпасов измеряется сотнями миллиардов тех же «убитых енотов», выступающих в качестве мировой валюты. И кому-то придётся оплачивать «разбитые горшки», и этот кто-то вынужден будет признать свою вину за своё «некультурное поведение», также, как современной Федеративной Республике Германия пришлось выплачивать репарации не только за проигравший войну Третий Рейх, но и за проигрыш в Первой Мировой войне Германской империи, не говоря о том, что этот вопрос всё равно встаёт периодически в отношениях этого демократического государства, среди граждан которого практически не осталось в живых участников тех событий, с соседними странами. Прямо скажем, перспектива не из самых лучших.
                Вторым звоночком стал срыв Стамбульских переговоров. Можно долго говорить о «провокации, устроенной Ми-6 и ЦРУ» в Буче и соседних населённых пунктах Киевской области, но слишком много оказалось трупов и свидетелей, чтобы спустить это дело на тормозах. Всё же современные криминалистика и судебная медицина обладают достаточно широким спектром возможностей, чтобы установить не только факты, но и исполнителей преступлений, или предъявить эти факты позже, например, после генетического анализа подозреваемых лиц. Так что нынче убивать и насиловать, надеясь на анонимность, стало весьма проблематично.
                Следующим тревожным звонком стал вывод российских войск из-под Киева, Сум и Чернигова и переброска их на Донецкий плацдарм, где за долгие месяцы упорных штурмовых боёв удалось освободить, да и то не до конца, территорию Луганской области. Вроде бы 50 процентов целей специальной военной операции были достигнуты, но о серьёзной победе даже в локальной военной операции говорить не приходится.
                Вместо индустриально развитых областей Украины Россия приобретёт территорию с разрушенной инфраструктурой и поредевшим населением, которое придётся кормить и спасать от холодов зимой.
                От того, что формально ЛНР, ДНР, Херсонская и Запорожская области в результате референдумов, о правомерности которых может говорить только великий мастер избирательных технологий «волшебник» Владимир Евгеньевич Чуров или бывшая «плачущая от сочувствия к несчастным пенсионерам министр социального обеспечения», а ныне председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Элла Александровна Памфилова, станут формально частью Российской Федерации, нашему бюджету легче не станет. Пятидневное голосование с использованием дистанционных технологий и странными международными наблюдателями очень сильно «повышают» значимость этих «референдумов». Впрочем, как и легитимность нашей Государственной Думы, часть депутатов которой, вроде Анатолия Александровича Вассермана или Дмитрия Анатольевича Певцова, была избрана с помощью дистанционного электронного голосования в городе Москве. А ведь именно Государственной Думе принимать законы о включении новых субъектов Российской Федерации в её состав.
                21 сентября 2022 года Владимир Владимирович Путин порадовал российский народ объявлением частичной мобилизации. Правда, в феврале этого года он же говорил, что никакой мобилизации не будет и в помине, ну да ведь «мужик слово дал, он его и обратно взял», и уж после «слова офицера» о том, что пенсионный возраст в период его легислатуры повышен не будет, нашим согражданам пора бы привыкнуть. Как говорил герой популярного комедийного сериала об охраннике Александре Родионовиче Бородаче, которого играл Михаил Галустян, его за это надо «понять и простить».
                Это уже был колокольный звон. «Перегруппировка российских войск на Харьковском направлении» вместе с явно выраженным на встрече лидеров стран ШОС в Самарканде стремлением лидеров Китая и Индии Си Цзиньпина и Нарендры Моди способствовать скорейшему окончанию специальной военной операции привели к тому, что наш вождь решил пойти ва-банк. Он не отказывается от переговоров, но желает выставить новые условия перед Украиной, а чтобы просьба стала более весомой, принимает решение о частичной мобилизации. Хотя его и предупреждали, что этот шаг может привести к росту социальной напряжённости и, в конечном счёте, к революции (или государственному перевороту, мятежу, тут уж всё будет определяться её итогами, потому что победитель переписывает историю).
                Судя по всему, решение было спонтанным, поэтому о какой-то предварительной аналитической, правовой, организационной  и технической проработке его со стороны Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации и других заинтересованных органов власти речи не шло. Обвинять в этом военных комиссаров нелепо, они только исполняют полученные указания, и если имели место «перегибы на местах», то только потому, что ясных параметров этого мероприятия до них доведено не было.
                Тревожным набатом прозвучали слова главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова о том, что Чечня не будет проводить на своей территории мобилизацию, поскольку выполнила её план на 254 процента, произнесённые 23 сентября в интервью Чеченскому телевидению. «Верный пехотинец Путина» немного слукавил, поскольку большую часть из этих 254 процентов составили российские добровольцы из других регионов, прошедшие обучение в Университете Спецназа в Гудермесе, но ему это простительно. Он в первую очередь чеченец и больше думает о безопасности своих соплеменников, и только во вторую очередь «пехотинец Путина», дважды генерал-лейтенант и академик РАЕН. По-хорошему, в других обстоятельствах это можно было бы расценить как мятеж руководства субъекта Российской Федерации по отношению к федеральному центру, но в сложившихся обстоятельствах это было «не замечено».
                Зато слова Кадырова хорошо услышали его соседи по Северо-Кавказскому региону, в первую очередь в Дагестане, многие тысячи представителей которого принимают участие в специальной военной операции. Многие из них пошли добровольцами, многие сложили свои головы, и не удивительно, что в первую очередь дагестанские женщины встали на защиту своих мужей и детей. 25 и 26 сентября в Махачкале, в Хасавюрте и в ряде других населённых пунктов прошли стихийные митинги, нередко перераставшие в столкновения с полицией и Росгвардией.
                Во второй половине вчерашнего дня в Интернете стал распространяться скриншот приказа, якобы изданного военным комиссаром Республики Дагестан полковником Дайтбегом Мустафаевым о временном приостановлении мобилизации на территории республики. И хотя после было заявлено, что это фейк, в соседних регионах это было воспринято вполне серьёзно, и вечером того же дня прошёл народный сход в городе Нарткала Кабардино-Балкарской Республики.
                Таким образом, в национальных субъектах Российской Федерации появилось достаточно мощное движение за приостановку частичной мобилизации, и, судя по всему, федеральный центр пошёл на уступки. А поскольку по закону Ломоносова-Лавуазье, если «в одном месте прибывает, то в другом убывает», выпадающие контрольные цифры мобилизуемого контингента передадут в субъекты РФ преимущественно со славянским населением. Это уже начало распада Российской Федерации в нынешнем её виде. И хотя формально ничего опасного, вроде бы, не произошло, призрак распада Советского Союза в декабре 1991 года начал материализоваться в конце сентября 2022 года, в год 100-летия образования СССР.
                Разумеется, Владимир Владимирович не станет «сдавать назад», в отличие от недавно умершего первого Президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва. Но и весьма реальная опасность того, что в ноябре против Российской Федерации могут быть применены чрезвычайно жёсткие меры по принудительной остановке боевых действий на территории Украины, он тоже прекрасно осознаёт.
                Значит, за октябрь нужно или переломить ход боевых действий, поставив Украину перед необходимостью капитулировать, или хотя бы занять полностью территории «вновь принятых в состав Российской Федерации субъектов» в их административных границах, а ещё лучше, если удастся отрезать Украину от Чёрного моря путём присоединения Николаевской, Одесской и, при удачном развитии событий, Днепропетровской и Харьковской областей.
                А для этого необходимо, во-первых, прорвать украинский фронт любым способом, включая и неконвенциональное оружие, и, во-вторых, удержать занятые территории, для чего требуются мобилизованные люди, люди и ещё раз люди. В данный момент ресурсы нужны, чтобы удержать позиции в Харьковской, Запорожской и Херсонской областях, и туда первая партия мобилизованных будет отправлена практически без подготовки. Это, разумеется, печально, но они имеют шанс спасти реноме нашего вождя, если удержат фронт.
                Я уже в предыдущих обывательских заметках писал, что при таком размахе потребуется мобилизовать отнюдь не триста тысяч, а от полутора до трёх миллионов человек. Не беда, что они будут вооружены старым оружием и не иметь средств индивидуальной бронезащиты, главное, такая масса, которая смогла бы задавить любое сопротивление на занятых территориях. Так что шанс оказаться в роли мобилизуемых есть у подавляющей части мужского населения страны в возрасте от 18 до 65 лет.
                Разумеется, я не знаю планов нашего вождя, я только предполагаю. Но уже мой личный опыт свидетельствует, что в целом анализ ситуации получается вполне правдоподобным. Предстоящие октябрь и ноябрь станут для нашей страны решающими месяцами в её судьбе, впрочем, как и в личной судьбе Владимира Владимировича Путина. «Победитель получает всё», - как пела во времена моей молодости популярная шведская группа АББА. Но нет лучшего способа насмешить Бога, чем поведать ему о своих планах.
                Неудачи на фронте могут привести к быстрому росту напряжения между федеральным центром и регионами, элиты которых не собираются отправлять своих жителей на убой. И совсем нельзя исключить, что где-либо в Приэльбрусье или в лесах Мордовии не встретятся нынешние губернаторы, «лояльнейшие из лояльнейших», прошедшие отбор через «школу губернаторов» Сергея Владиленовича Кириенко, и не объявят о том, что Российская Федерация прекратила своё существование как геополитическая реальность. Что в этой ситуации сможет сделать Владимир Владимирович, я не могу предположить, но думаю, что реально его возможности будут не больше, чем у Михаила Сергеевича Горбачёва в декабре 1991 года. Если, конечно, Бог не приготовит ему иную участь. А пути Господа неисповедимы.
                Разумеется, как и любой человек, я надеюсь на лучшее. Но сегодня перед Россией стоят слишком серьёзные вызовы, чтобы воспринимать их совсем легко и просто. Вспоминая высказывание выдающегося политического деятеля нашей эпохи, Председателя Государственной Думы Российской Федерации Вячеслава Викторовича Володина «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России», очень скоро мы можем проверить на практике верность этой максимы. И совсем не факт, что слова «Есть Путин» будут иметь продолжением слова «Есть Россия». Впрочем, возможен и иной вариант этой фразы.
                Конечно, критику наводить легко. Есть ли что предложить взамен? А вот тут способен помочь только коллективный разум, свободный от шор и идеологических клише. Значит, нам пора вспоминать, что каждый из нас может предложить своё видение ситуации и свой вариант Будущего, и тогда, путём проб и ошибок, мы всё же сумеем преодолеть нынешние проблемы.
                Даже стоя у последней черты, разумный человек сделает шаг назад, ну а глупый или недалёкий её легко переступит. Пока что, к сожалению, российский исторический опыт демонстрирует большую вероятность последнего варианта.   
 


Рецензии