Просветительство. Истинное знание есть сокровище

Просветительское дело.
Системные базисные знания, как наивысшая ценность
и «инструмент спасения»



Изобилие воды не всегда означает её достаточность. Терпящему бедствие мореплавателю водная масса вокруг не только бесполезна, так как солона, но и смертельно опасна, в отличие от необходимого глотка пресной чистой живительной, живой для него воды. Изобилие не всегда благо. Зачастую, напротив, вред. То же самое с информацией, особенно, в современном мире, особенно в отношении основополагающего, первичного, мировоззренческого уровня знания.  Неограниченное, изобильное её — информации производство и распространение и общая доступность, возможно, представляют не столько благо и «достижение цивилизации», сколько смертельную опасность. Возможно, сегодня это самая значимая угроза безопасности молодого человека, молодых поколений и той части человечества, что существует в состоянии «свободы информации».

В самых технически развитых и материально обеспеченных цивилизациях обладатель или обладатели максимально глубокого узкого специализированного знания, такого как инженерное дело, естественная наука, медицина и биология, военное дело или экономика, управленчество,  всего не перечесть, но при этом в отсутствие упорядоченного системного знания о мире и человеке в нём, об истории, об обществе и универсальных законах человеческого бытия, о греховной своей природе и об ответственности перед прошлым и будущим — такой  «специалист», пусть развитый в своей узкой профессии, но недалёкий в остальном, в любой момент может либо по недомыслию, либо, преследуя ложноположительные цели, творить беду собственную и общую. В целом, общества, утратившие традиционные базовые ценности (истинное знание), обречены.

Очевидно, что вперёд самых «передовых» прикладных, тактических знаний молодым поколениям необходимо прививать знание стратегическое, то, что формирует прочный, незыблемый фундамент, позволяющий прямо смотреть и действовать во благо собственное, ближнего своего, своего народа и человечества, как бы пафосно на первый взгляд это не звучало. Твёрдое знание приобретается и крепнет умной верой, воплощаясь в убеждения, выросшие из собственного опыта и изучения чужого, что предполагает задействование логики. Воспитание неразрывно с образованием, поскольку воспитание и есть усвоение базового фундаментального мировоззренческого знания, формирующего систему ценностей, через которую, в свою очередь, возникает морально-нравственное содержание отдельных личностей и сообществ, определяющее во многом их судьбу.
Недооценка воспитательного воздействия, при формировании образовательных программ как общих, так и индивидуальных,— фатальна и низводит истинную цель образования почти в собственную противоположность.

Утрата при общественном воспроизводстве системной нравственной матрицы гарантирует деградацию, сначала интеллектуальную, следом и общую.

Отсюда вывод: самое ценное, чем обладает человек и человечество, это фундаментальное, традиционное, базовое, мировоззренческое, системное знание. Это наивысшее сокровище и спасение. Действительное богатство.

В современном «свободном» информационном обществе созданы «наилучшие» условия для распространения разрушающей пагубной информации (информационных комбинаций), увлекающей души от света во тьму, от жизни в смерть, от спасения в бездну, в переносных и прямых смыслах. Первично привлекательные и внешне стройно поданные частности в отрыве от целого способны увлечь незрелые сознания в закоулки смыслов. Заблудить и погубить.

Самая главная задача рода человеческого - сохранять и не искажая передавать из поколения в поколение знание, умудряясь балансировать между неизменностью смыслов и изменениями языка «современного» общения. Так и вертится это колесо. Разорвётся, не дай Бог, цепь и рухнет род человеческий.

***

В нашем богатейшем, многонациональном и объединяющем разные взаимопроникающие традиционные культуры, взросшие в лоне религий, российском обществе нет ни возможности, ни необходимости соединения государственных школ и высших учебных заведений с Церковью. Что только и правильно, ибо настоящее воцерковление по глубинной сути своей дело интимное, абсолютно свободное и чистое, сопряжённое с движением сердца, ума и воли.

Поэтому необходим образовательный курс, интегрированный в имеющиеся общие образовательные программы, под условным названием «основы мировоззрения». Первый, столь ожидаемый шаг в этом направлении в современном российском среднем образовании сделан в 2022 году введением урока «разговоры о важном», кстати очень хорошее название.
Для того, чтобы важнейшее дело не было «завалено» эксцессами исполнения, нужна проработка курса, нужны методические материалы и очень трепетное отношение к его кадровому обеспечению. Дело, точнее риск, в том, что качественная работа с данным материалом требует от преподавателя не столько технической подготовки, сколько живого сердца и склонного, то есть способного к настоящей, а не подменной, философии ума. А это редкая категория.

В обществах, устроенных по принципам приоритета интересов капитала, где коммерческая мотивация, то есть стремление к короткосрочной или среднесрочной материальной выгоде, преобладает при принятии управленческих решений, неизбежно умаление дела, о котором здесь пишу.
Организационное, материально техническое обеспечение и кадровое сопровождение возможно людьми и институтами, сосредоточенными, живущими стратегическим видением. А это может быть лишь государство и Церковь, в первую очередь, при поддержке зрелой, активной и ответственной части общества, во вторую.



27.09.2022


Рецензии