Шаман-11

      Начало в главах 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 - http://proza.ru/2022/09/26/1375


                11. Мордой в мох


     Ягель или олений мох – один из самых полезных лишайников в тундре. Это настоящий симбиоз сумчатых грибов, зеленых водорослей и бактерий, которые вместе являются сильным природным антибиотиком. Ягель непривередлив к климату и почве, но не переносит загрязнений, поэтому не растет вблизи больших городов. Это многолетнее растение развивается медленно, может иметь возраст до 500 лет. Ягель очень любят олени, но и люди часто используют его как лекарственное растение. Если пастбища оленей находятся на одном и том же месте несколько лет, то на выращивание нового ягеля может потребоваться до 15 лет.

     А «северный завоз» – дело государственной важности! И всякие там «нюансы», связанные с боем «стеклотары с содержимым» – так это обычное дело.  Доставка (посадка на кочки, тундра она такая) всё спишет!

     Но причём здесь ягель и «гостинцы» с Большой земли? Настоящим «подарком с неба» назвал Илью местный шаман, оказавшийся в семействе Ясавэя на свадебном торжестве его дочери. Приглянулся ему Шаманин, можно сказать понравился.

     И действительно, «командировочный парламентёр» от экипажа пилотов, в целом со своей задачей справился! Всю тетрадку исписал лейтенант. Проявил себя настоящим исследователем, натуралистом. Даже на вкус и запах самолично ягель попробовал! Правда случилось это уже под утро…

     В последнюю ночь перед полётом назад в Архангельск мужики выпили всё, что «можно и не можно». Гостеприимные ненцы остались довольны, а самое главное –  свадьба удалась на славу!

     …Очнулся Илья от того, что вечная мерзлота «проснулась» первой. Похоже, что она даже начала подтаивать и к утру моряк-подводник прилично подмёрз. А ещё потому, что лицом он спал, уткнувшись в целебный мох!

     – Проснись, моё Солнце! – донеслось «прямо с неба».

     – Где я? – повернув голову, пробормотал Шаманин.

     – В тундре, любимый!

     – А вы кто?

     – Я жена твоя Ханде…

     – Чего?

     – Ханде – это имя моё. Оно означает «пурга»…

     – Вот-вот… – Шаманин встрепенулся, – Не гони пургу, девочка!

     – Забыл… Ты же взял меня в жёны этой ночью! Луна всё видела!

     – Чего? Что ты сказала?!! – Илья окончательно проснулся.

     –  Отец благословил нас! А ты согласился…

     – Как согласился?

     – Сказал: «Давай ещё выпьем, батя!»... И согласился.

     – А отец кто?

     – Бобриковы мы… Он так рад был! Правда, сразу уснул…

     – А я?

     – А ты в тундру пошёл… Какой-то ветер искать!

     – Вот, блин… А товарищи мои? Свидетели были?

     – Они спят все в других чумах… Хорошо посидели! Ваш главный, Пятаков, сказал, что сегодня улетите… Все!

     – И я?

     – Нет… Что ты!.. Ты же мой муж. Ты останешься…

     – Пурга, я всё понимаю… Но! Ты тоже должна понять… Без ЗАГСа, без свидетелей брак нельзя считать законным! В государстве…

     – Ты что! О каком госу?.. Почему о дарстве не говоришь? Я подарена тебе… Здесь тундра! Наша земля… И отец мой – твой теперь нисями – отец твой тоже! Он так сказал…  И ты, и я, мы оба согласны были! Теперь мы одна семья… А как ты ночью  здорово стучал в бубен! Очень красиво!

     – Я барабанил? Ах да…

     – Всё какую-то Шизгару вызывал... И мне нравилось!

     – Шизгару? Да это же… Это «Venus» – Венера значит –музыкальный шлягер голландской группы Shocking Blue, а мы эту песню «Шизгарой» зовём. По первым словам, из припева:  She's got it... – У неё есть это!

     – А у меня?

     – У тебя, кажется, тоже… Послушай, Ханде, мне надо срочно поговорить с твоим отцом! Прости, напомни, как его имя?..

     – Кока! Николай… Можно и Николай Петрович, для солидности, как у вас принято. Но у нас не называют мужчин по именам… А по отчествам и подавно! Нисями – отец, он в нашем чуме сейчас… Туда идти надо! – показала Ханде в сторону красноватой Луны, приклеенной на тёмном небе, словно начищенная до блеска монета.

     – Понял. Пойду поищу нисями, а заодно… – взглянув на сияющий пятак Луны, – И майора Пятакова найду! Надо основательно во всём разобраться, «пурга»! Ты не обижайся, но пока покарауль тут Венеру, вон кажется она! – Илья кивнул на небо. – А у меня своя  Лена-Селена имеется, только в Питере она… Невеста моя!

     … Шаманин с трудом поднялся и покачиваясь, как корабль на волнах, отправился к стойбищу. Шёл в темноте «малым ходом», ориентируясь на звук…  Но не в чум шамана Бобрикова, а в другой, откуда доносился «шум работающего мотора Ан-24» – так на всю тундру храпел Пятаков.


              Продолжение в главе 12 «А мы уйдём на север!» -
                http://proza.ru/2022/09/28/1386
   
           сентябрь, 2022 г.                Санкт-Петербург


                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Доброе утро, Николай!
Вот это попал Илья! Потому что пить меньше надо! Теперь ему только в "АН-24" и скорей улетать, чтобы шаман не догнал.
Получается, что на самом деле, Илья ещё тот ходок😂
Интересно, как он выйдет из такого положения?
Николай, поздравляю с Первомайским праздником Весны и Труда!
Желаю хорошо сегодня отдохнуть!
С уважением и теплом, Валентина

Валентина Валентова   01.05.2024 07:41     Заявить о нарушении
Доброе праздничное утро, Валентина! Пить надо меньше! В этом Вы правы. Только по праздникам и по чуть-чуть. Улыбаюсь... А вот про то, что Илья Шаманин - "ходок" - я бы не стал так категорично утверждать. Чего только в "командировке" не случается. А тут... Такое необыкновенное знакомство нашего Шамана с настоящим ненецким шаманом получилось! Скорее всего оба перепили... С праздником Вас, Валентина! Мир, труд, май!... И отдых тоже. Благодарю за отзыв и поздравление. Финал этой правдивой истории уже скоро. Приятного и увлекательного чтения! С уважением, теплом и улыбкой,

Николай Кирюшов   01.05.2024 07:57   Заявить о нарушении
Николай, я конечно же не утверждаю, что Шаманин - "ходок". Но не зря говорят, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. И человек, пусть даже и выпил здорово, но пока он ещё не уснул, очень даже понимает свои действия. Конечно, они у него бывают спонтанным, но по-своему обдуманными. Да, потом он будет во всём винить пьянку, но ведь слабину дал. И в пьяном состоянии прекрасно понимал свои слова и действия.
И потом, когда две девушки предложили Илье свои услуги, он согласился отойти с ними в сторонку, истолковав неправильно их предложение. Поэтому я и говорю, что при возможности, не откажется немного расслабиться.
Удачи!

Валентина Валентова   01.05.2024 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.