День в Истории

ДЕНЬ В ИСТОРИИ
 Среди  моделей людей-капиталстов полследнего времени необьяснимо почему повелось украшать  свои  body  различными наколками с изображением  Че ге Вары. Он был революционным команданте социалистического толка.  Плакаты, девизы!
 Но каким зтот человек был в реальной жизни?..
В июне 1954 года в Гватемале произошёл военный переворот, инспирированный ЦРУ. В результате президент Арбенс вынужден был попасть в отставку. А Гевара в скором времени был внесён новыми властями этого центрально-американского государства в список «опасных коммунистов, которые подлежат ликвидации». Но благодаря усилиям сотрудников аргентинского посольства он сумел покинуть страну.
Но поехал он не домой, а в Мексику. Здесь Эрнесто Гевара проработал около двух лет врачом в Институте кардиологии. И именно в этот период (если конкретней, то 1955 году) он и познакомился уже непосредственно с Фиделем Кастро. В то время Фидель как раз готовил операцию на Кубе. По свидетельствам очевидцев, двое мужчин проговорили всю ночь и наутро Че Гевара решил присоединиться к отряду Кастро.
 Че Гевара и Фидель Кастро действительно хорошо ладили между собой.
 И вот, в ноябре 1956 года группа из 82 революционеров, среди которых был и Эрнесто, отправилась на яхте «Гранма» к побережью Кубы с целью начать атаку против режима диктаторы Батисты. Только месяц спустя яхта доплыла до пункта назначения. Однако на месте высадки отряд ожидала неприятная встреча с вражеской многотысячной войсковой группировкой, располагавшей танками, судами и самолётами. В результате в первом бою погибла почти половина отряда, а больше двадцати человек были пленены.
Однако небольшая группа повстанцев, в которой оказался и Эрнесто, сумела затеряться в мангровых зарослях и уйти к горам Сьерра-Маэстры — эти красивые горы надолго стали укрытием для революционеров. Кубинские крестьяне в целом дружелюбно принимали участников отряда Кастро и селили их в своих домах. Кроме того, многие местные жители присоединялись к революционерам, становились частью повстанческого вооружённого формирования.
В годы партизанской войны на Кубе Гевара научился курить сигары — это помогало отгонять в лесах комаров. Кстати, прозвище «Че» Геваре дали тоже на Острове Свободы — он часто использовал это слово в своей речи. «Че» — аргентинское междометие, сокращённая и просторечная форма от глагола «escuche» («послушайте», то есть аналог русского «слышь»). Эрнесто очень часто произносил это слово, обращаясь к товарищам. Сам он не возражал против такого прозвища. Ведь оно подчёркивало его связь с родиной — солнечной Аргентиной.
Летом 1957 года Кастро присвоил Че Геваре звание майора (команданте) и сделал командиром подразделения революционной армии. Несмотря на свои сильные приступы астмы, Че Гевара совершал марш-броски наравне с остальными. Те, кто воевал с Геварой на Кубе, вспоминают и о том, что он, будучи командиром, ни на кого не кричал и не допускал издёвок, но нередко употреблял в разговоре крепкие словечки и мог быть очень резок, когда это было необходимо.
Удивительное дело, но маленькому отряду, прибывшему из Мексики на всего одной яхте, в итоге удалось свалить режим Батисты. Это случилось в самом начале 1959 года. После того, как победила революция, Че Гевара получил кубинское гражданство и женился во второй раз. Второй его женой стала Алейда Марч — активная участница Движения 26 июля. От этого брака у Гевары было 4 детей.
Потом Че Гевара был руководителем гарнизона крепости Ла-Кабанья в Гаване, участвовал в осуществлении аграрной реформы, занимал пост президента Нацбанка Кубы, а затем министра промышленности Острова Свободы…
Мнение, что Че Гевара выполнял свои обязанности на этих должностях спустя рукава, в целом не соответствует действительности — умный, получивший хорошее образование аргентинец проявил себя как порядочный профессионал, вникавший в нюансы любого дела, которое ему поручили.
К 1964 году Че Гевара уже был широко известным во всём мире политиком. Он посетил многие страны с деловыми визитами — побывал в Чехословакии, ГДР, КНР, КНДР, Египте и СССР (здесь он был несколько раз). Большой резонанс приобрела его антиамериканская речь на XIX Генассамблее ООН, произнесённая 11 декабря 1964 года.
В какой-то момент Че Гевара, видимо, всё-таки понял, что карьера чиновника — не для него. Он чувствовал себя гражданином мира и стремился продолжать борьбу за победу социализма в других точках планеты. И весной 1965 года, написав письма родителям, своим детям, а также Фиделю Кастро, он без лишнего шума покидает Кубу.
Вместе с отрядов 150 чернокожих кубинцев-добровольцев Че отправляется в Конго, где в это время шло так называемое восстание Симба — крупное антиправительственное выступление в нескольких регионах страны. Однако операция в Конго с самого начала не задалась — неудачи случались одна за другой. Да и отношения Гевары с местными повстанцами, лидером которых был Лоран-Дезире Кабила, нельзя было назвать простыми.
В первом же бою, произошедшем 20 июня, силы повстанцев и кубинцев потерпели досадное поражение. Вскоре Гевара пришёл к умозаключению, что выиграть войну с подобными союзниками нереально, и вскоре ему пришлось прекратить операцию. В своём дневнике он сам признал, что его миссия в Конго оказалась провальной.
Через какое-то время неугомонный борец  с капиталюгами и пролаченными слугами вновь попытался поднять революционное восстание — на этот раз в Боливии. Он прибыл туда в ноябре 1966 года. Причём ещё весной, по просьбе Кастро, боливийскими коммунистами здесь была специально приобретена земля для создания баз, где под контролем команданте партизаны могли бы пройти подготовку.
Прибывший в Боливию отряд Че Гевары насчитывал 50 человек. Он был хорошо оснащён и смог провести несколько успешных атак против регулярных войск в горной местности региона Камири.
Безусловно, появление знаменитого бунтаря испугало боливийские власти, и потому они вновь обратились к Соединённым Штатам. В Боливию были направлены вооружённые силы от чуть ли не всех существовавших тогда диктаторских режимов Южной Америки. Поисками места дислокации Армии национального освобождения Боливии (так называлась боевая организация команданте) занимались и агенты ЦРУ. За команданте началась настоящая охота, и это ставило его в очень сложное положение. Кроме того, Че не принял во внимание, что местное население в Боливии в тот период времени  слабо поддерживали малознакомых им "левых".
В Боливии Че очень активно вёл свой дневник, в котором основное внимание уделял анализу недостатков и ошибок партизан. В течение августа и сентября 1967 года боливийская армия сумела обнаружить и ликвидировать две группировки повстанцев, в том числе был убит один из лидеров — Хуан «Хоакина» Акунья Нуньес.
Че, однако, не собирался сдаваться. Он подбадривал своих товарищей и оказывал при необходимости медпомощь, а также пленным бойцам армии противника, которых, как нынешний кремлевский диктатор, нередко отпускал на свободу.
В самом начале октября 1967 года некто Сиро Бустос, местный Иуда, согласившийся сотрудничать с войсками Боливии, назвал место, где может находиться Че Гевара. И вскоре спецназ действительно нашёл лагерь команданте. Спецназовцы напали неожиданно: завязалась перестрелка, Че ранили и его винтовка была выведена из строя попаданием пули. Но схватить опытного революционера удалось лишь когда в его пистолете закончились патроны. Че связали и привезли в деревню Ла-Игера.
Ночь на 9 октября Эрнесто провёл в маленьком здании местной школы, а власти тем временем решали, как поступить с несгибаемым бунтарём. До конца не известно, кто именно принял решение о расстреле, но официально под этим приказом стояла лишь подпись руководителя боливийского правительства Рене Ортунью. Непосредственного исполнителя выбирали посредством жребия — и так вышло, что короткую соломину вытянул сержант по имени Марио Теран.
Когда этот сержант вошёл в помещение, где содержался Че Гевара, сохраняя спокойствие, встал перед палачом, который, наоборот, очень нервничал, у него даже руки дрожали . Затем Че сказал: «Стреляй, трус!», и Теран начал стрелять — он выпустил в команданте девять пуль. (Негодяй-чеченец, безжалостно застреливший моего 72-летнего старика-отца выпустил, как сказали соседи, из своего АКа 12 ).
...Мёртвое тело Гевары было на вертолёте доставлено в крохотный городок Вальегранде, где его показали местным жителям и представителям СМИ. И тут случилось нечто незапланированное: Боливийские крестьяне, до того с опаской относившиеся к Геваре, смотря на тело революционера, погибшего в борьбе за лучшую жизнь крестьян, посчитали нашего героя-комаданте святым.
...Тело Че Гевары было похоронено тайно, и долгое время его местонахождение было неизвестно. А тело моего отца и других русско-язычных жителей города Грозный могильщики ьросиьи в братскую могиьу во дворике местного университата, слоно говоря, не нужна нам никакая ваша культура, с нас и муллы достаточно.)
Однако в 1997 году человек по имени Марио Варгас Салинас, участвовавший в захвате Че, признался, что останки команданте и шести его товарищей следует искать под взлётной полосой небольшого аэродрома в Вальегранде. Их действительно там нашли и перевезли на Кубу, после чего с почестями захоронили в красивом мавзолее в Санта-Кларе — именно в этом городе отряд под командованием Че одержал важнейшую победу во время революции на Кубе.
Знаменитый портрет Че и память о команданте
Команданте Че Гевара прожил короткую, но яркую жизнь. Его запомнили как самоотверженного и бескорыстного бойца, для которого власть не была самоцелью, он до конца был честен с людьми и безоговорочно верил в свои идеалы.
Наверняка все видели знаменитый двухцветный портрет, созданный художником Джимом Фицпатриком на основе фото «Героический партизан». А само это фото было сделано кубинцем Альберто Кордой на митинге 5 марта 1960 года, причём сделано практически случайно.
С годами портрет Фицпатрика стал символом революционной романтики, однако сейчас он в значительной степени утратил смысловую нагрузку и порой используется в неуместных и далёких от личности Гевары контекстах нечистыми на руку и вороватыми людьми.
*** 8 октября на Кубе отмечается как День Героического Партизана — в этот день в стране принято вспоминать команданте Гевару и его легендарные подвиги. А в школах Острова Свободы уроки начинаются с песни «Мы будем как Че». Кроме того, команданте Гевара изображён на лицевой стороне купюр в три кубинских песо.
И в Аргентине, на родине революционера, также есть множество музеев, посвящённых земляку. А в городе Росарио стоит даже бронзовая статуя Че высотой в четыре метра, она была установлена здесь не так давно — в 2008 году.
И ещё один удивительный факт: среди боливийских работяг Че Гевара, при жизни являвшийся убеждённым атеистом, по-прежнему почитается как святой, его так и называют — San Ernesto de La Higuera (Святой Эрнесто Игерский). Простые люди обращаются к нему с молитвами и просят о заступничестве и помощи.

                *****
https://www.facebook.com/volodia.morgan


Рецензии