На день рождения писателя Н. С. Лескова

16.02.22.
https://maxpark.com/community/4707/content/7553171
***

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, КОЛЛЕГИ!

Сегодня, 16 февраля 2022 года, день рождения известного русского писателя Николая Семёновича ЛЕСКОВА, чья жизнь пала на Х!Х век, - золотой век русской поэзии, литературы. Поздравим же себя и всех любителей русской словесности!

Родился Николай Семёнович ЛЕСКОВ 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, а скончался 5 марта 1895 года в Санкт-Петербурге. Как видим, он прожил всего 64 года (лишь 2/3 века…). Место упокоения - Волковское кладбище, «Литературные мостки». В Википедии читаю скупые сведения о нём: «русский писатель, публицист, литературный критик. Направление – реализм. Жанр – роман, повесть, рассказ, очерк, сказ. Долгое время публиковался под псевдонимом Стебницкий». Впрочем, заметим: псевдонимов было у него - не счесть.

Происхождение его? Мать – из рода обедневших дворян. Отец – из духовенства, дослужившийся в казённых палатах Орла до почётного статуса «потомственный дворянин». Когда Николаю было 17 лет, отец скончался, успев, однако, помочь сыну устроиться на работу. И тот, уже имеющий опыт жизни - впритык, так сказать, к народной, - пошел служить «по стопам отца» в казённые палаты Орла. Потом переехал в Киев, где жили брат и сестра матери. Здесь он рос по службе, посещал лекции в университете, изучал языки (польский, украинский), иконопись, древнюю архитектуру. А перейдя в частную компанию семьи своей тётки, получил ещё большую возможность разъезжать по России (обслуживал и собственность Нарышкиных), побывал и в Польше, так что углублялись его природная наблюдательность, познания российской жизни, народа. В возрасте 26 лет в Пензе он начал писать… Побывал в Москве, из Киева ринулся в Санкт-Петербург и там с 29 лет стал публиковаться. Началась его журналистская, литературная карьера.
И эта карьера была необычайно сложной. Ведь художника ведёт по жизни не только талант, но и мировоззрение, характер, темперамент, да и обстоятельства… А темперамент и ум у Лескова были… не из заурядных, и он легко наживал себе врагов.

Само происхождение Лескова, жизненный опыт, близость к народу («я знаю его изнутри!»), его наблюдательность и любознательность сделали объектом его внимания самые разные слои населения: крестьян, мещанство, чиновничество, купечество, ремесленничество, духовенство и разночинцев… Есть у него даже статья «О рабочем классе и мерах к обеспечению его благосостояния». В ней он «по существу, выступает со страстной речью в защиту рабочих, живущих в чудовищных условиях» (1860 год). Но он и не идеализирует народ, так как видит, знает его недостатки. Да, он видит в народе - и недостатки, и достоинства, различает формы их хитросплетений, но в итоге ценит его внутреннюю сущность, силу.
Важнейшим элементом литературного творчества Лесков считал речевые характеристики своих героев, индивидуализацию языка своих персонажей.
Не случайно отмечается, что в литературе даже есть понятие «лесковский человек»…

Написанное им невозможно перечислить. В общей сложности, он написал 7 романов, 17 повестей и 37 рассказов, а ещё и сказы, сказки, статьи, очерки… Известны 3-х, и 6-ти и 12-томные издания его работ и даже в 30 томов… А в них и публицистика, и переписка, в частности с Львом Николаевичем Толстым – с 1887 года до конца жизни… Само свидетельство их дружбы.

В Википедии приведено и несколько цитат, связанных, видимо, не случайно, с такими, пожалуй - ключевыми для этого писателя - словами:
«Вера», «Враг», «Русский»… Так,

Вера – это «роскошь, которая дорого народу обходится» («Соборяне», 1862-1872).

Враг – «один у всего человечества. Это — его невежество и упадок нравов». Тут же
       и совет/наказ: «Противодействуйте ему…Чем хотите, только не насилием и не
       ксёндзами». («Некуда», 1864).

Русский. - «Пустяки… ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится»
      («Очарованный странник», 1873)…

Неспроста, видать, создан был и «цитатник Н.С. Лескова», а в нём 34 цитаты!
Здесь не грех добавить и такие:
- «Кто отдаёт друзей в обиду, у того у самого свет в глазах тает».
(«Захудалый род», 1874).
И (не сарказм?) –
- «Обещания даются по соображениям – и исполняются по обстоятельствам».
(«Железная воля», 1876).
О, «Железная воля»! Я ещё (и тоже неспроста) вернусь к ней!

Кстати, Орловская губерния, земля – это часть роскошной Русской (Восточно-европейской) равнины, что с лиственно-хвойными дубравами раскинулась в Волжско-Окском бассейне. Она же - родина очень многих известных людей, включённых в Список из 18 фамилий (за 1673 - 1883 годы). А в их числе (по алфавиту):
«Леонид Андреев, Апухтин, Городецкий, Грановский, Зайцев, Карпов, Кирпичников, Лесков, Иван Новиков, Оболенский, Писарев, Пришвин, Раич, Стахович, Тургенев, Тютчев, Фет и Якушкин». Каково?
А в самом Орле есть даже Музей писателей и поэтов-орловцев. 

Город Орёл, оказывается, называют и третьей литературной столицей России.
Н.С. Лесков утверждал: «Орёл… вспоил на своих мелких водах столько литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой город…».

А вот и слова о нём, о самом Н.С. Лескове.
Так, Л.Н. Толстой говаривал о нём, как о «самом русском из наших писателей». А после смерти назвал его писателем будущего, а его жизнь – поучительной.
Д.П. Святополк-Мирский вторил Толстому: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть»,
Игорь Северянин назвал его «русским гением».
Максим Горький, немало сделавший для возбуждения интереса к творчеству писателя в послереволюционное время, отметил: «Как художник слова Н.С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Лесков силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».
А вот мнение великой актрисы Фаины Раневской:
«Только Россия могла дать и Толстого, и Пушкина, и Достоевского, и Гоголя, и аристократа (от лавочника) Чехова, и мальчика Лермонтова, и Щедрина, и Герцена, и Лескова неуемного; писателя трагически одинокого; и в его время, и теперь его не знают, - теперь нет интеллигентных, чтобы знать их вообще, писателей русских»… Что ж, разве это - и не о нас, нынешних?
Читаем-то всё меньше…

Небезынтересно и суждение Льва Аннинского (1934-2019). Оно услышано мной 2 дня назад (по ноуту) и потрясло образностью и глубинной сутью. Судите сами, - вот оно.
«Знакомство моё с классиками, естественно - было поначалу поочерёдным, и я помню, как изумлённо осознавал: - О, Лев Толстой!.. Боже! Это же звёздное небо, бездна - над нами!.. Позже: - О, Достоевский!.. Так это же тоже бездна, но – под нами! Сама преисподняя!.. И - ещё позже: Но где же дорожка между ними, что могла бы их как-то соединить?.. Читая Лескова, я понял: Вот она - эта русская дорожка, что и соединяет эти две бездны русской литературы!..
Окунулся целиком в творчество Лескова - стал писать о нём».
Ну, каково?..
И ещё: «Лесков – это русский космос!»

А я, захотев снова перечитать кое-что у Лескова, начала всё же со вступительной статьи Л. Аннинского о нём (том 1-й у меня в руках). И уже от первой строки о Лескове обомлела: "Умирая, запретил надгробные речи о себе. То ли не верил, что такие речи будут искренни, то ли не верил в своё право на них"...
Полагаю: очень полезно было бы каждому из нас прочесть эту статью Л. Аннинского о Лескове, тем более, что им, великолепным литератором современности, она сама написана роскошным языком! Можно и стоит таким языком насладиться! Тем более, что в современной нашей жизни язык, наша речь деформируется и в частности под влиянием современного роста скоростей (крепнущего процесса «спрессования времени»), вымывания немалого количества русских слов, нынешней активной замены многих слов так называемым «иноязом»… (мы сами наш язык, речь - не разрушаем?)...

Лев Аннинский особо пишет о любви Н.С. Лескова к «узорочью русской речи» и о владении ею!.. В статье этой дан глубокий анализ творческих исканий и борений Н.С. Лескова, яростной и яркой жизни этого особого классика русской литературы. Ведь его нещадно били, перекрывая кислород в творчестве и пути к читателю да на протяжении всей его творческой жизни. Причём, била не только цензура, но и маститые литераторы, и особо: Писарев, Салтыков-Щедрин и Некрасов. Имена-то какие!.. Но он, этот «агрессивный жизнелюб», не гнулся перед ними, перед «нигилистами» (так он называл… «младореформаторов»), перед читателями, - не собирался «исправляться» и нравиться всем.
В последние годы жизни он так и писал:
«Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её…».

Характерен и такой факт. «Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чёртовы куклы», прототипами двух главных героев которого были... Николай I и художник Карл Брюллов, было приостановлено цензурой». Вы представляете, - КТО эти прототипы?
Да, творчество его многообразно. Есть у него и антицерковное…
Стоит напомнить: на отношении Лескова к церкви сказалось и влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов и говаривал:
«Я всегда с ним в согласии, и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его».
В то же время есть у Н.С. Лескова и цикл произведений для детей…

Сам путь Н.С. Лескова, его творений к массовому читателю был непростым. Подлинная известность пришла лишь через десятилетия после его ухода из жизни (напомню: ушел в 1895 году...).
Так, в 1914 году, во время 1-й мировой войны, в солдатских окопах зачитывались рассказом/байкой филигранной по имени «Левша».
Вот и назвал Л. Аннинский «Левшу»… народным чтением, Божьим перстом меченной «шуткой», «вытяжным парашютом», «бикфордовым шнуром». Дал ему очень высокую оценку, назвав «одним из мифологических очагов неубитого русского сознания!» При этом он подчеркнул и важную роль Максима Горького:
«Первым решился после революции вернуть Лескова в официально-литературное бытие». Тот в эмигрантском очерке назвал Лескова волшебником слова! Сказал, что он «Человек, тонко знающий русский язык и влюблённый в его красоту». Виртуоз, достигающий результатов «искусным плетением нервного кружева разговорной речи».

Да, так уж случилось, что Лескова вернула народу война. «Но, - пишет Л. Аннинский - если в 1914 году вытащил его к массовому(солдатскому) читателю косой шутник Левша, то в 1941-м аналогичную роль сыграла «Железная воля» - потешный с виду рассказ о немце, нашедшем гибель в России». Кстати, опубликован в советской печати до начала Великой Отечественной войны.
В начале рассказа - интригующее (на затравку):
«мы всю ночь спорили, очень сильно напирая на то, что у немцев железная воля, а у нас её нет и что поэтому нам, слабовольным людям, с немцами опасно спорить - и едва ли можно справиться»…
Этот рассказ стал для Лескова «проходным баллом», пропуском к советскому читателю. Его стали печатать. Настоящее возвращение началось!» Как тут не вспомнить (но и не только поэтому) провидческие слова Л.Н. Толстого:
«Лесков – писатель будущего»!

Подчеркнём: его начали не только печатать, но и ставить на сцене. Так, ещё в 30-х годах Дмитрий Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» по повести «Леди Макбет Мценского уезда»… Да, Лесков возвращался! Отмечается, что "к 80-м годам – преломилось окончательно: Лесков вошел в национальный синодик. И не просто как писатель-мастер, изограф, волшебник слова, но – как знаток русской глубинной психологии. Как мифолог русского национального сознания".

А сейчас? О, представьте себе, как раз вчера, 15 февраля 2022 года, спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» состоялся на основной сцене театра имени Марии Николаевны Ермоловой. Уверена: именно к 16.02.22, то есть к сегодняшнему дню - дню  рождения автора - приурочен этот подарок москвичам, да с таким комментарием:
     "Насыщенная и по-настоящему шокирующая драма, не уступающая по накалу лучшим
     древнегреческим трагедиям".
Да, и мы с вами, друзья, коллеги, сегодня чествуем писателя Николая Семёновича Лескова!..

Кстати, я невольно вспомнила: в середине тяжелейших 90-х именно в этом театре, что практически рядом с Кремлём, в его Малом зале, и состоялось моё фантастическое знакомство со спектаклем «Железная воля»! Я и по сей день благодарна театру, артистам за этот их роскошный, бесплатный подарок нам, пенсионерам! Спектакль одноактный. Мы проходили в Малый зал мимо раздевалки, занимали любое свободное место и замирали, - окунались в великолепное искусство, в роскошную игру Владимира Ильина* (!) и других актёров!.. Я была потрясена - и игрой, и содержанием и, признаюсь - смотрела «Железную волю» не раз, приглашая с собой то сестру, то подругу, то соседку… Так хотелось, чтоб и они насладились «ею»… Мы в те годы, как могли, - держались… Интерес к Лескову для меня оказался таким, что увидев в «Книжном магазине подписных изданий» на Кузнецком мосту «6-томник Н.С. Лескова», я, и бедствуя материально, купила его даже вопреки предупреждению продавца: «Заметили? Одного тома нет!» - «Что в нём?» - « Гениальный роман «Соборяне» – «Ну, и - бог с ним! Беру!»
В те лихие годы полагала: «Внутренний стержень надо крепить!» Так что спасибо и Лескову: помогал нам в нашем самостоянии/выживании!.. Как видите, я из тех, кто тогда выжил.

Рисунок мой - с прижизненного портрета маслом кисти Валентина Серова. Художник написал его по заказу великого П.М. Третьякова в 1894 году, т.е. за год до смерти писателя, - успел!.. Кстати, именно по заказу Павла Михайловича, создателя всемирно известного музея «Третьяковская галерея», художники Крамской И.Н. (идейный лидер «передвижников»), Перов В.Г., Ге Н.Н., Репин И.Е. и Серов В.А. написали галерею - около 70 портретов - «досточтимых людей» России…
На картине Валентина Серова писатель Н.С. Лесков – «нелюдимый старик с угрюмым взглядом, одетый в демонстративно старомодную, «татарскую» какую-то, или старокупеческую, «средневековую» зямку, мрачный, всем своим обликом отчуждённый от новой России, которая стремительно катилась в ХХ век.» (Лев Аннинский).

Ну, что ж, друзья, коллеги! Давайте вспоминать и множить свои встречи с творениями Писателя!

ПОЗДРАВИМ же самих себя, всех любителей русской классической литературы с тем, что есть в ней и замечательный писатель Николай Семёнович ЛЕСКОВ!

А главное:
Давайте же читать его и перечитывать!

)))

Доброго всем здоровья!
Счастья!
Удач!

16.02.22.

---------------------------------------------------
24.04.25.
Сегодня закрыт 47-й Московский международный кинофестиваль. В числе победителей в этом кинофестивале его ведущий Никита Михалков назвал Владимира Ильина! И - очень тепло приветствовал, обнял его, - очень постаревшего, может - и недомогавшего...
      Уточняющая отличная новость: Владимиру Ильину за вклад в мировой кинематограф вручён спецприз ММКФ "Золотой святой Георгий"! БРАВО!
_______________________________


Рецензии