В Париж на поезде 9. Три взгляда Моны Лизы

Ранее  http://proza.ru/2022/09/27/293

Лувр. Очереди. Уставшие люди на полу. Мы бестолково плутали по коридорам дворца, когда, наконец, поняли, что ходим по кругу, возвращаясь, всё время, в один и тот же огромный зал, где сильно пахло, pardon, тлением. Мимо пробегали группки туристов с гидом, держащим высоко над головой флажок – чтобы не терять своих экскурсантов. Но нам не хотелось с кем-то бегать по залам. Лучше увидеть меньше, но со своей «скоростью». С вентиляцией в Лувре плоховато. Где-то, вообще, дышать невозможно, и я старалась скорее пройти эти помещения. А где-то дули сильные сквозняки, но, хоть, свежий воздух поступал.
Отчаявшись побродить спокойно по залам, мы решили посмотреть основное – Джоконду. К ней вела народная тропа, на всех углах которой были прикреплены указатели. В начале этого пути на вершине лестницы встречала нас великолепная статуя крылатой Ники. Она как бы парила над идущими. Очень красиво!
Можно было и не смотреть на указатели – толпа сама вела нас к Моне Лизе. И вот, наконец, тот зал, в котором находился её портрет.
Можете считать меня сумасшедшей, можете не поверить мне, но я опишу всё, как было.
Как только я вошла в зал, сразу её увидела – она смотрела на меня с сияющей улыбкой. Она радовалась моему появлению:
- Как хорошо, что ты пришла, как я рада тебя видеть!
Толпа народа окружала меня, все продвигались к небольшой картине, и я вместе с ними. Вот я перед портретом. Кругом суета, гвалт. Вероятно, так изображают восторг. Азиаты делают селфи – фотографируют себя прекрасных на фоне знаменитости. То есть стоят затылком к Моне Лизе и не видят её. Но это их дела. Охранник скучно-сердито повторяет:
- Two minutes, two minutes!
И выпроваживающим жестом отгоняет селфистов.
Я замерла в этом бурлящем потоке. Я не могу оторвать взгляда от Моны Лизы. Она смотрит на меня. Вид у неё умиротворённый, торжествующий. Так встречают дорогого гостя – доброй улыбкой, приятной беседой. Я пришла к ней, смотрю на неё, восхищаюсь. Она довольна, она рада видеть меня. Две минуты прошло, мне надо отходить, но я не могу. Охранник взглянул на меня и, понимающе, промолчал.
Но, наконец, надо иметь и совесть. Сзади ещё много желающих увидеть знаменитость. Поворачиваюсь направо, делаю несколько шагов,  собираюсь уходить. Последний прощальный взгляд на Джоконду и… Я опять поражена! Лицо её посерело, изображает страдание. Встревоженные глаза «кричат»:
- Куда ты, зачем уходишь?
Но я не могу остаться. Я ухожу совсем.
Но ведь я приходила к ней! И я теперь помню нашу встречу.
Много пишут о загадке Джоконды. Я, воочию, убедилась в том, что она есть, загадка. Думаю, что одно из объяснений заключается в том, что старинные мастера писали свои картины дорогими краскам, в которые добавляли растёртые драгоценные камни. Кристаллы преломляли свет и получался интересный эффект с изменением цвета. Не исключаю, что в Лувре это всё учтено с помощью стационарного освещения. Но, конечно, и неоспоримое мастерство художника Леонардо Да Винчи, запечатлевшего Мону Лизу. Эта знаменитая полуулыбка, которая при изменении ракурсов взгляда даёт потрясающий эффект восприятия. Это и многое другое, что мне не дано понять, позволяет нам любоваться Джокондой. Как повезло Парижу – иметь такую красоту! Только лишь за возможность её увидеть стоило приехать сюда.

Продолжение  http://proza.ru/2022/09/27/309


Рецензии
Судя по фото, народу там полно. И затеряться в такой толчее можно запросто. Светлана, Вы очень эмоциональный человек: столько выражений на лице Моны Лизы увидели! Картина, конечно же, гениальная. Но посмотрите на фото своего Кота Учёного! Он мне понравился не меньше!

Андрей Николаев 6   15.10.2023 14:34     Заявить о нарушении
Андрей, зачем сравнивать Божий дар с яичницей (зачеркнуто) котом?
Джоконду как-то привозили в Москву и многие её смогли увидеть. У меня не было такой возможности, но замечательно, что это мне удалось в Париже. Помнится, после поездки, рассказывала о встрече с Моной Лизой своей коллеге, с которой была довольно дружна. Она мне говорит, чуть ли не возмущённо: «Что ты мне рассказываешь? Я её видела». Я хотела услышать её мнение, чтобы обсудить наши впечатления, но поняла, что она смотрела на Мону Лизу, но не увидела её, и рассказывать ей было нечего.
Спасибо.
С уважением,

Лысенко Светлана   15.10.2023 15:10   Заявить о нарушении
Светлана, кот - тоже Божий дар, ведь его же Бог создал! Красота есть не только в Лувре, её полно вокруг нас, только не всегда получается увидеть.

Андрей Николаев 6   15.10.2023 16:24   Заявить о нарушении
Андрей, я поняла Вашу мысль, но это слишком категорично.

Лысенко Светлана   15.10.2023 18:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.