В Париж на поезде 11. Триумфальная арка
В парижской Триумфальной арке создан музей. Можно подняться наверх и осмотреть окрестности Парижа. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей города. Мы, конечно, тоже пришли сюда.
Их Триумфальную арку тяжело сравнивать с нашей, московской. Они похожи внешне. Но по содержанию…
На сводах и колоннах парижской Арки выгравированы все победы, одержанные наполеоновской Францией. На фасадах изображены батальные сцены из некоторых величайших битв. Представлены фамилии генералов и маршалов той Франции. Под парижской аркой на колонне я с болью читала: MOHILEW, SMOLENSKO, POLOTSK, KRASNOE… На отдельном щите под сводами, как выдающаяся победа, – MOSKOWA. Их слава. Здесь можно долго обсуждать, что Москва сдалась без боя. Оставили врагу горящую, пустую столицу. Следовало бы указать не Москву, а Бородино – тоже сомнительная победа Наполеона, но они не стали уточнять. Сражение под селом Красное уходящей Армии Наполеона с Армией Кутузова разгромным для Наполеона не назовёшь, поскольку он всё-таки сохранил остатки Армии и увёл их дальше с нашей земли. Но и победным назвать трудно. В общем, чистое бахвальство. Пришли, год похулиганили в нашей стране, разорили, разграбили всё на своём пути и спешно убрались, гонимые нашей Армией и партизанами, крепостными крестьянами. А теперь гордятся.
А что с нашей Триумфальной аркой? Рада, что относительно недавно нашу Арку обновили, установили не на суетном месте, как раньше. Но – все ли помнят, в честь чего она сооружена? Надеюсь. Но жаль, всё-таки, что музея в Триумфальной арке нет. Нечасто к ней и люди подходят – а зачем? И так всё видно – издали. Украшают арку скульптуры в древнеримском стиле с изображением мифологических богов – Геракла и др. Но далеко не всеми этот стиль был принят. Про Нику, размахивающую лавровым венком, народ говорил, на свой лад, – баба с калачом.
Сначала на Триумфальной арке на двух языках – русском и латинском – была сделана надпись: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».
К этому времени дикари галлы, как предки французов, ушли с исторической сцены 1000 лет назад. Они тогда проиграли в сражениях с римлянами, своими врагами-захватчиками. Слово «языки», как народы, тоже уже давно не употребляли. И тогда какое это имеет к нам отношение? Может, только через масонов, истоки учений которых простираются вплоть до римских школ мистерий? Известно, что к масонам относился весь цвет нашей аристократии. Даже Кутузов. Вот и получается, что галлы опять проиграли древним римлянам в лице наших масонов. Любопытно, что московский митрополит отказался освещать Арку из-за языческих мифологических статуй. Вот такие сложности. И зачем? После реставрации надпись изменили, но суть осталась – разорять нашу страну пришли «галлы с двадесятью языками». Однако народ знал, что это были французы, «шаромыжники». Последнее слово образовалось от французского «cher ami» – «любезный друг» (от обращения солдат отступающей армии Наполеона с просьбой оказать помощь, пощадить и т. д.).
Лично я в этом завуалированном обобщающем представлении русского подвига через мифологию римлян увидела проявление благородного великодушия к поверженному врагу. Вот всегда мы так. А что делать? Жить-то как-то в Европе надо!
Продолжение http://proza.ru/2022/09/27/415
Свидетельство о публикации №222092700403
Андрей Николаев 6 15.10.2023 16:37 Заявить о нарушении
Спасибо.
С уважением,
Лысенко Светлана 15.10.2023 18:43 Заявить о нарушении