Мои мысли

В последнее время одолевает желание написать что-нибудь философское. При этом у меня совсем не философский склад ума, и я всю жизнь занимаюсь делом, которое никоим образом не располагает к философским суждениям. Не знаю, что движет мной в этом стремлении. Возможно, это блажь, причуда. А возможно, это что-то возрастное, когда допустимо не только повествовать о событиях, но и делать какие-то умозаключения, говорить о морали, исходя из собственного жизненного опыта и умудренности.


     По сути, любой человек вне зависимости от степени образования его способен изрекать глубокие философские мысли и даже не догадываться об этом. Здесь уместно вспомнить один известный случай, произошедший с великим немецким средневековым теологом-мистиком Мейстером Экхартом. Однажды он встретил на дороге нищего и поприветствовал его, сказав: «Доброе утро». А в ответ услышал следующее: « А какое утро не доброе?»


     Но все-таки одно дело вот так по воле случая в сиюминутном вдохновении делиться парадоксальными откровениями с самим собой, с собеседником ли о таинствах нашего бытия, и совсем другое – создать целостное философское произведение об этих самых таинствах на основе собственных наблюдений. Мне представляется, большого желания и серьезной образованности здесь может и не хватить. Нужен немалый дар творчества. Пожалуй, это первостепенно. К тому же, философия неординарная дисциплина и по праву считается уделом избранных. Философия это Кант, Гегель, может. А я что? Один советский писатель сказал, что литературой нельзя заниматься во вторую смену. Мне нравятся эти слова. И это при том, что почти вся литература социалистического реализма оказалась в конечном итоге нежизнеспособной. То, чем я занимаюсь в свободное от работы и семейных дел время нельзя назвать ни литературой, ни уж тем более философией. Я бы назвал это литературой интернет текстов. Ее очень много в нашу передовую эпоху, она разнообразна и не лишена достоинств. Но все же я бы не стал уравнивать интернет-литературу и литературу классического печатного образца, хотя и прекрасно понимаю, что интернет есть необходимость нашей жизни и литература здесь не исключение. Новое время предоставляет нам новые возможности. Ты можешь влачить жалкое существование, или жить вполне обычной неприметной жизнью, и в то же время быть значимой величиной в интернете. Можно дополнять одну реальность другой и раздвигать стороны жизни своей. В виртуальной среде позволено быть кем-то другим. Не возбраняется быть писателем, философом, кем-то еще, и для этого не нужны выдающиеся способности. Я тоже пробую побыть кем-то, кем-то другим. Иногда мне кажется, что я окончательно заблудился  в реальностях. Не будучи кем-то в реальном мире, ты как бы обречен оставаться никем и в виртуальном пространстве.


     Я отвлекся, впрочем. Строго говоря, я изначально понимал, что создать какой-то приличный философский труд, скрепленный связной сюжетной линией, мне вряд ли удастся. Или лучше сказать, вряд ли удастся в той мере, в которой бы этого хотелось мне. К сожалению, а может быть к счастью, мой творческий дар слаб, а моя философия следует самым простым жизненным свойствам. На что я рассчитывал? Однако я не впал в уныние, и желание написать что-нибудь философское не проходило, хоть я и понимал теперь всю тщетность своей первоначальной затеи. Не став ломать голову, я решил больше ничего не выдумывать и просто придерживаться метода письма своего, а он у меня несложен и однообразен. Некоторые имеющиеся у меня в наличии мысли с претензией на философичность и умствование я решил выразить в форме небольших коротких записок на определенную тематику. Сразу обозначил для себя темы, о которых бы я и хотел поразмыслить. Список получился следующим: о женщинах, о любви, о дружбе, о смысле жизни и смерти, о мудрости и о глупости, о будущем и о прошлом, о животных и о прочих живых существах, об искусстве и литературе, о патриотизме, о войне и мире, об истине и о Боге.


     По возможности я излагаю мысли кратко, и нет в мире более очевидных вещей чем те, которые я пометил для своих записок. Однако и здесь все оказалось значительно сложнее, чем я представлял. Очевидное оказалось невероятным. И тот своеобразный творческий камень, который я вознамерился поднять, вдруг вырос размером в гору. Я несколько растерялся и призадумался. А что же я могу сказать такого, что заинтересовало бы, удивило, заставило бы как-то иначе, с другой стороны взглянуть на суть извечных явлений? Вот, к примеру, что я могу сказать необыкновенного и запоминающегося о женщине? Моя философская мысль о ней по большей части ограничена всем известной символикой: пассивное начало; Ева; образ Дао у Лао-цзы и прочее. Зачем повторяться, в который раз связывать все воедино? Я не открою ничего нового. То же самое касается и прочих понятий, которые я пометил для труда своего. А хотелось бы именно чего-то нового. Ведь в самом общем плане творчество и есть создание чего-то нового. Не знаю, почему у меня ничего не выходит. Как будто я хочу сформулировать такое, что в принципе невыразимо во всей полноте. Хочется повторить за Твардовским: так, как хочу – не умею; так, как могу – не хочу. Нет, определенно, философия не мое счастье, и философская мысль и мысль обыденного сознания все-таки вещи совершенно разные. Я бы поведал о себе, как о человеке весьма  ограниченном, но на беду свою не знаю границ своих. Поэтому проще свалить все на время. Время такое. Мы в двадцать первом веке живем. Мы собрали достаточно, плохого и хорошего. Многое потеряло былую ценность, многим можно не дорожить. Теперь время разбрасывать камни, и нам есть что разбрасывать. Не время теперь писать о любви и о женщинах, ведь есть и другая любовь, о которой еще совсем недавно никто и не отважился бы говорить вслух; не время искать истину – ее попросту нет; не время взывать к Богу – Он все равно не услышит. С чем же мы остаемся? А остаемся мы с нашим хваленым патриотизмом и многими надоевшими разговорами о войне и мире. Но именно об этом мне и есть что сказать, что в общем, и не удивительно.


                О патриотизме.


     Полагаю, что тот патриотизм, который сегодня пропагандируется и навязывается властью, вреден и губителен. Он основан на мнимых принципах и взывает к примитивным чувствам. Его главное свойство вовсе не любовь к Родине. Нелюбовь к не-родине – вот в чем его сущность. Пока существует образ врага, он будет паразитировать на нем, и умрет вместе с ним. Патриотизм большое емкое понятие и уникальное в своем роде, способное объединять противоположности. Патриотизм подразумевает   самопожертвование и героизм, между истиной и Родиной большинство выберет Родину. Есть в этом что-то великое и трагичное одновременно. А может быть Родина это и есть истина, и нет здесь никакой дилеммы. Но к патриотизму сегодняшних дней это никак не относится. Он дешев, криклив, назойлив и нахален, выступает чуть ли ни как национальная идея, где все смешалось в одну кучу: и иконы, и красные флаги. В отдельно взятой стране он проповедуется в отрыве от многовековой истории государства, культуры его народа и, собственно, самого родного языка.


                О войне и мире.


     Вы, начинающие войну словами, что у вас не было выбора, однажды сами станете жертвами войны. Потому что война сильнее вас, она управляет вами, а не вы ей. Вы рабы ее, рабы своей ненависти. Основатель буддизма сказал, что ненависть не прекращается ненавистью. Но у вас своя просветленность. Вы сеете  смерть, плодите разруху; вы убиваете, калечите, ломаете людские судьбы, и вам не болит. Все это – несомненное зло. И если те, с кем вы боретесь, по вашему утверждению являются злом, то вы теперь ничем не лучше. Вам не брата важно убить. Важно убить, разрушить его сознание. Вы боги, что ли? Мир вовсе не обычное слово и уж тем более не презренное. А вы презрели мир, выбрали войну, и сами стали презренными. Мир хрупок, его так легко разрушить. Он требует немалых усилий для поддержания. А ведь это ненормально, потому что мир естественное состояние. Складывается впечатление, что мы не мир поддерживаем, мы просто отдаляем войну. У Достоевского в Бесах Кириллов говорит: люди не знают, что они хороши. Вот и те, которые идут добровольцами на братоубийственную войну, тоже не знают, что они хороши. 


     Это и есть все мои мысли на сегодняшний день, которые я почему-то отнес к разряду философских. Не будь они философскими, возможно, их было бы чуть больше. Однако оставим всю эту философию. Ничего у меня не выходит с ней. Совсем не так представлял я философию свою. У меня в голове есть и иные мысли, и эти иные мысли тоже достойны внимания. Являются ли они философскими? Нет, наверное, если уж я не внес их в первоначальный список мыслей моих. Они существуют, давно существуют в рассудке моем, и я бы хотел записать их сейчас. Пусть они послужат своеобразным прологом к моим будущим философским мыслям, которые однажды, как верится мне, увидят-таки свет в полном объеме от задуманного мной.


                Я и мои иные мысли.

                Краткое вступление к иным мыслям.


     Что такое наши мысли? Специалист точных наук скажет, что наша мысль это ничто иное, как электросигнал, а сами мы – электромагнитная система. Есть в этом что-то механическое, какая-то биологическая программированность  человека. Мне такой подход к человеку не внушает оптимизма. Я далек от точных наук и в данном случае пользуюсь лишь известным фактом. Мне, как наверное и многим, ближе классическое определение, что мысль – это действие ума.


     Я не знаю, зачем пишу это вступление. Вступление, которое по итогу может оказаться гораздо длиннее, чем все мои иные мысли, которыми я бы и хотел сегодня поделиться с читателем. Отвечая самому себе, скажу, что именно для этого я и пишу его, иначе мой грандиозный труд, каким он мне представлялся и задумывался на начальном этапе, с лихвой уместится всего на одной странице. Между моими «философскими мыслями» и моими «иными мыслями» есть некоторая разница, а схожи они в одном – их совсем немного, так что данное вступление выглядит вполне оправданным. А может быть, просто-напросто я не могу избавиться от соблазна слегка пофилософствовать? Да, у меня ничего не получилось с философскими мыслями, это оказалось весьма трудно для меня. Но в небольшом вступлении к прочим мыслям, кои не подпадают под категорию философских, отчего бы и не позволить себе помудрствовать, тем более что и воззрения все мои вполне очевидны и не утомительны.


     Итак, нам известно, что мысль это результат мыслительного процесса. Между тем, мысль разнообразна, как по самой форме, так и по ее проявлению. Она может выступать в виде воспоминаний, грез и фантазий, или чувств. Мысли могут быть явными и смутными, путаными и четкими, глубокими и мелкими. Все зависит от состояния нашего духа, нашего восприятия и умственных способностей. Человеческая мысль многолика и многогранна. Она способна существовать в разных видах. Это может быть зрительный образ. Так же это может быть звук, слово. Слово самый простой и подходящий вариант для передачи мысли. Слово всеобъемлюще. Оно заполняет нашу жизнь целиком с самых первых дней и до самых последних. Мы все здесь ради слова. Я выбираю слово. В конце концов, ведь и в начале тоже было Слово.


     Обратимся опять к науке. Ученые утверждают, что за день в голове человека возникает несколько тысяч мыслей, или даже целый десяток. Правда, большинство из них однообразные и повторяющиеся. И все-таки цифра в десять тысяч мыслей за день заслуживает внимания и впечатляет. Это неудивительно, без мысли человек перестает быть разумным. А мы существа разумные, живем в разумном мире, и никому не хочется наоборот. Наш мир создан из хаоса. Я не могу представить, что это такое. Наверное, это мир без мысли и только.


     Каждый человек выстраивает свой собственный образ мысли, формирует свою реальность своими мыслями. Все, что происходит в нашей голове, так или иначе отображается в действительности. Мысли, желания, чувства, которые мы испытываем, неизбежно выходят за наши собственные пределы и влияют на окружающий мир и людей рядом.


     Каков наш мир, и каковы мы в этом мире? Мне видится сегодняшний мир не слишком радостным. Он стал как бы плох, дурен, что ли. Точно наш мир повзрослел, вышел из детства, и время, когда он был так притягательно хорош, безвозвратно ушло. А если плох мир, то плохи и люди в нем, и мысли их все тоже плохи. В особенности же плох я со своими глупыми мыслями, с которыми я так настойчиво набиваюсь к читателю. Кстати, вот и они.


     Я записываю, что происходит со мной. А происходит со мной ничего. Ко мне мысли не приходят сами, но я все равно их записываю.


     Моих мыслей немного, немного за все время, можно легко сосчитать. Это потому, что я пишу их для великой идеи. Я думаю, великие идеи рождаются совокупностью скудной мысли. Но время великих идей давно прошло. Время великих идей прошло, а скудные мысли остались.


     Иногда хочется, чтобы в твоей голове были другие мысли. Но в твоей голове – твои мысли. Я не такой, как мои мысли. Мои мысли делают меня другим человеком.


     Говорят, мысли материальны. Я что-то не заметил на самом себе. Мне тоже хочется быть счастливее, успешнее, состоятельнее. Хочется, чтобы любимая команда выигрывала национальный чемпионат почаще, без перерывов на долгие тридцать лет; хочется, чтобы та, за которую я переживаю в ВТА туре, взяла наконец Большой Шлем, а не проигрывала бы так часто неизвестно кому, будучи одной из лучших в мировом рейтинге. Мои мысли часть этой жизни. Но они не материализуются. Мне как будто отказано. Как будто я имею довольно, и мне не стоит мечтать о большем. В избытке только переживания собственных неудач и неудач тех, за кого я болею. А что, если мои мысли не от мира сего? Ведь они не материализуются. Что, если мир, в котором я живу уже несколько десятков лет, попросту ничего не знает о них? Зачем же таить свои мысли от мира? Мир открыт для меня, а я закрыт для мира. Это неправильно. Я должен довериться миру, и тогда мир доверится мне. Что ж, заявляю миру свои мысли.


     Мои мысли не востребованы ни обществом, ни временем. Я не огорчен, потому что не одержим своими мыслями. Я человек далеко не лишний в этом мире, и точно знаю о своей необходимости другим людям, пускай круг их и ограничен очень. Я полезный для общества человек с бесполезными мыслями. Мои мысли не мешают жить и не несут вреда людям.


     У меня есть и другие мысли. То есть, их пока нет, но я уверен, что они обязательно будут. Просто мысли приходят и уходят, и я не знаю, откуда приходят наши мысли, и куда потом уходят они.            


Рецензии