Черкеска белая, красная, черная

Ко Дню Рождения черкесского художника-модельера Юрия Сташа и Дню адыгского национального костюма

Длинные, строгого покроя, с защитным башлыком на плечах; с газырницей с газырями, коронованными серебряными шапочками, искусно украшенными орнаментами или тамговыми символами; с неброской линией адыгского галуна, сотканного вручную на дощечках, на груди; с кожаным поясом с кинжалом и, чаще всего, сшитые из сукна серого или черного цвета, в редких случаях - белого.
Вот детальное описание черкесок, которые носят наши современники. Их выбор черного или серого цвета для своего национального мужского костюма обусловлен, возможно, адыгской сдержанностью или модой, а возможно, их представлениями о черкеске, основанными на старых черно-белых фотографиях второй половины XIX века. И. в принципе, в наше время ни у кого нет веских оснований сомневаться в их достоверности, если не учитывать тот факт, что на таких фотографиях любой цвет, отличный от белого, запечатлен  разными оттенками серого или черного цвета. А между тем, картины российских и зарубежных художников XVII-XIX веков наглядно демонстрируют, что цые – черкески у адыгов (черкесов) были всех цветов радуги, обшитые богато галунами, чаще всего, длиной до колен. Правда, изучая такие красочные источники, следует учитывать особенности художественного замысла их создателей, их изобразительный подход, их творческие способности и так называемую «картину мира», представлениями которой они располагали на момент написания их работ. Разглядывая такие картины, задумываешься, на самом деле, какого именно цвета были у адыгов цые-черкески в прошлом, и имел ли этот цвет для них свое значение?
Если обратиться к письменным источникам, заметкам или запискам многочисленных европейских путешественников XVII-XIX веков, то каждый отмечал своё под влиянием собственных впечатлений или на основании описаний своих предшественников. Так в 1634 году доминиканец Эмиддио Дортелли д Асколи писал: «Одежда всех мужчин красного цвета, другого они не знают. Носят они верхнее платье до колен, рукава его сверху широки, снизу обтянуты и разрезаны или открыты вдоль, как у испанцев или французов» (1). А французский путешественник того же периода Жан Батист Тавернье отмечал, что у адыгов одежда состояла из цветного платья, сделанного из хлопчатобумажной ткани, и широких штанов (2). Ян Янсен Стрейс писал в 1675-1676 годах: «Их одежда состоит из серого верхнего платья, поверх которого надевается бурка косматой грубой шерстью наружу» (3). Голландец Николай Витсен отметил  в своих записках в конце XVII века: «Мне кажется, что я видел черкесского посла в Москве, он был одет в косматую войлочную одежду и овчину мехом наружу, с белой и черной блестящей, как шелк, красиво завитой шерстью, так что не уступит бархату» (4).
В конце XVIII века немецкий путешественник Петр Симон Паллас писал в своих заметках, что «черкесы продают на рынках прекрасное сукно, узкое и некрашеное, изготовленное их женщинами, и кафтаны, сшитые из той же материи. Они употребляют шерсть черную и самую обычную для изготовления накидок из войлока для собственного употребления» (5).
В начале XIX века французский путешественник Тэбу де Мариньи упоминает «серое драповое платье, на каждой стороне которого, на груди, имелась дюжина полых трубочек из сафьяна, которые служили для помещения в них патронов» (6). Довольно подробное описание черкески дает в конце 1830-х годов Карл Кох: «Черкеска походит на европейский сюртук и отличается главным образом отсутствием воротника. Сшита она бывает большей частью из шерсти голубого или фиолетового цвета, а для повседневной носки — естественного грязно-желтого или серого цвета. Серебряные галуны украшают низ ее, а часто и спину. Она отличается также тем, что по обеим сторонам груди вшиты патронташи, каждый из которых содержит от восьми до десяти деревянных или металлических патронов. Нижняя ее часть — из шелка или из ситца, преимущественно одноцветная: синего, белого или красного цвета, так же украшенная золотыми галунами. Для большего великолепия галуны украшаются вышивкой. Рукава выпущены наружу наподобие манжет» (7). В тот же временной период английский путешественник Джон Лонгворт указывает в своем анализе адыгской национальной одежды, что она «шьется из тканей местного производства  — темных тонов, главным образом серого, желтоватого или коричневого цвета и самой грубой выработки» (8). Во второй половине XIX века в описаниях черкесок отмечаются длинные кафтаны «из туземного серовато-белого или коричневого сукна», а богатые адыги «старались достать заграничное сукно светлых цветов» (Теофил Лапинский, 9).
О цветовой палитре черкесок XVII-XX веков русский исследователь одежды народов Северного Кавказа Е.Н. Студенецкая писала в начале XX века, что «черкеска шилась в основном из домотканого сукна, а в конце XIX - начале XX в. на праздничных черкесках стали шире, чем раньше, использовать покупные фабричные сукна» (10). При этом, «домотканые сукна были в основном естественных цветов шерсти – бурые, черные, серые, белые, реже крашенные – темно-красные, красно-коричневые. Белые черкески встречались редко и служили выходной одеждой местной знати. В Кабарде на белую одежду для недворянских сословий существовал запрет. Применение фабричных сукон немногим изменило цветовую гамму. Изредка встречались черкески синие, коричневые, цвета бордо» (10).
В подтверждение этому можно привести описание домотканого сукна,  сделанное первым черкесским этнографом Султаном Хан-Гиреем: «Cукна везде ткутся для собственного употребления, и они иногда бывают довольно тонки; белые сукна красятся краской, добываемой из ольховой и дубовой коры и из дерева, ими называемого «хгоапхх», которое дает желто-кирпичный цвет» (11).
Таким образом, за несколько веков цветовая палитра цые-черкески варьировалась от нарядных красного, голубого, фиолетового и синего до неприметных серого, темно-бурого, желто-кирпичного, коричневого и наконец, контрастных белого и черного. При этом белые черкески носили только представители дворянского сословия и только как выходную и праздничную одежду. Следовательно, цвет черкески – самой широко распространённой мужской одежды среди народов Северного Кавказа -зависел, во-первых, от производившегося на месте или покупного фабричного сукна; во-вторых, от социального сословия того, кто её носил; в-третьих, от события, на которое она надевалась, Как правило, на торжества – свадьбы, аульские сходы, джэгу одевали праздничные, нарядные черкески, а в быту и в зек1о - черкески темных цветов, чаще всего неприметного серого, коричневого или черного цвета.
Как видно, при выборе цвета черкески адыги  в прошлом придерживались определенных строгих канонов. При этом более широким спектром цветов располагали дворянские сословия. Символическое значение цвета могло тогда и не играть первостепенную роль, впрочем, как и в наше время. Хотя, возможно, цвет выбирался, так сказать, «по умолчанию», исходя из принятой в народе «цветовой символики, тесно связанной с религиозно-мифологическими представлениями и древней моделью мира» (12) . Так, в адыгской традиции широко представлена универсальная цветовая триада «белый – черный – красный». При этом,  для всех белый цвет – цвет дня и связан с добром, а черный – цвет ночи, связан со злом. Для адыгов «с чёрным ассоциируются иногда такие слова, как «желанный, нужный, необходимый», а «белый» - 1) светлый, светлее обычного; 2) привилегированный; 3) красивый» (12). Если обратиться к этимологии красного цвета, то оно связано, скорее всего, с горящим огнем, а огонь - символ божества, и обозначает : 1) «красивый; прекрасный», 2) «кровавый», 3) «тёплый» (12).
Огромное значение цветовой символике в целом и цвету черкески в частности придавал всегда в своих работах художник-модельер из Адыгеи Юрий Сташ, считающийся одним из первых, кто возрождал заново в 1990-х годах интерес своего народа к адыгской национальной одежде.  В основе большинства его авторских костюмов лежит адыгский национальный костюм. Восстанавливая его крой по заметкам российских и зарубежных путешественников и исследователей XVI-XX веков, художник-модельер создал в том числе десяток уникальных черкесок, ставших уже произведениями искусства. Создавая их, он связывал порой свой художественный замысел со значимыми событиями и с выдающимися личностями в истории черкесского народа. Особое внимание при этом уделялось им выбору цвета.
Свои мужские костюмы-символы Юрий Сташ создавал на основе кроя адыгской черкески или цые, которая, по словам черкесского поэта и писателя Исхака Машбаша, «всему Кавказу подошла», а с 2021 года стала официально культурным брендом Республики Адыгея, вошедшим в ТОП-1000 культурных и туристических брендов России на всероссийском портале «Живое наследие». Яркими примерами традиционных черкесок Юрия Сташа являются старинная мужская черкеска (1995 г.) черного цвета с воротником-стойкой, с высокой митрообразной шапкой (13, 108); старинная княжеская черкеска (1995 г.) из белого сукна с воротом-стойкой и рукавами с отложными манжетами, с высокой митрообразной шапкой (13, 112). В обоих случаях митрообразная шапка указывает на одеяние представителя княжеского рода, независимо от цвета черкесок. Художник-модельер Юрий Сташ сумел искусно отразить в своих работах изысканность и строгую красоту традиционной черкески, считая, что та служила  по-своему «паспортом» для адыга. Созданные им черкески считаются уже произведениями искусства и выставляются в музеях Адыгеи.
Необычный костюм-символ «Красная черкеска», «Победа» или «Птица, приносящая мир» (1995), в основе которой также крой настоящей адыгской черкески или цые, Юрий Сташ посвятил 50-летию Великой победы. «Этот костюм с рукавами-крыльями напоминает мифическую птицу Феникс, способную возродить землю из пепла. Красная черкеска с золотым оперением символизирует торжество жизни над войной и смертью, является страстным призывом к миру» (13, 40).
Другая символическая черкеска художника-модельера под названием «Мудрец в поисках мира» (2013) из коллекции «Белая Олимпиада» представляет «образ путника-мудреца, странствующего по дороге в поисках мира» (13, 180). Выбор меха белого цвета обусловлен авторским замыслом: для передачи цвета чистого снега, поскольку эта работа призывает народы всех стран «покинуть тропу войны перед началом Олимпийских игр и  провести игры под мирным небом» (13, 180).
За период своего многолетнего творчества Юрий Сташ посвящал свои черкески также известным историческим личностям. И те персоналии, которые вдохновили его на создание костюма, являлись личностями неординарными, оставившими свой след как в мировой истории в целом, так и в истории адыгского (черкесского) этноса. К таким авторским черкескам, настоящим произведениям искусства, относятся «Белая черкеска – Посвящение Эдмонду Спенсеру» (1998 г.); адыгский традиционный мужской костюм «Посвящение Михаилу Лермонтову» (2003 г.); мужской костюм «Посвящение Михаилу Черкасскому» (2006 г.); мужской костюм «Черкесский Вашингтон» (2019 г.).
«Белая черкеска – Посвящение Эдмонду Спенсеру» (1998 г.)  -  это арт-посвящение Мастера всем тем путешественникам и исследователям, которые посетили Кавказ в XIX веке и были пленены красотой природы Черкесии и самобытной культурой адыгов, одним из которых был известный английский путешественник Эдмонд Спенсер. В основе этой работы Юрия Сташа – одежда, в которой тот запечатлел черкеса на своем рисунке (13,110). Белый цвет черкески выбирался в соответствии с изображением. По всей вероятности, на нем был нарисован черкесский князь, если учитывать цвет его одеяния.
Как и в первом случае, Юрий Сташ использовал рисунки исторической личности для создания адыгского традиционного мужского костюма «Посвящение Михаилу Лермонтову» (2003 г.). Но на этот раз это были походные рисунки великого русского поэта, который стал «непосредственным свидетелем и участником военных действий на Кавказе в первой половине XIX века» (13, 116). Красный цвет, выбранный для черкески, может выражать и уважительное отношение художника к исторической личности.
При работе над мужским костюмом «Посвящение Михаилу Черкасскому» (2006 г.)  Юрий Сташ использовал свои представления о герое. И поскольку Михаил Черкасский был из династии Черкасских, адыгского рода, и служил первым генералиссимусом России времен Петра I, Юрий Сташ отразил его образ в форме черкески с закрытым воротником-стойкой и эполетами, которые носили офицеры русской армии в XVIII-XIX веках, и дополнил её митрообразным головным убором того периода (13, 114). Важно отметить и то, что этот костюм красного цвета, то есть цвета традиционной одежды адыгских (черкесских) князей.
В отличие от предыдущих черкесок, цвет мужского костюма «Черкесский Вашингтон» (2019 г.) не белый и не красный, а темно-серый, хотя автор с большим почтением относится к убыхскому князю Хаджи Исмаилу Догомуко Берзеку (1763-1846 гг.) из аула Мытыхуаса (территория современного Сочи), которому он посвятил свою работу.  Это был один из самых известных черкесских лидеров времен Кавказской войны, прославившийся своими ратными заслугами. И его знали как дипломата, вступившего в мирные переговоры с генералом И.Р. Антрепом-Эльмптом, начальником Черноморской береговой линии. Позднее Хаджи Исмаил Догомуко Берзек был вынужден покинуть свою историческую родину и переселиться в Османскую империю. В свое время именно его английский путешественник Джеймс Белл, пребывавший более трех лет в Черкесии, назвал в своих записях Черкесским Вашингтоном (13, 118). Строгая драповая черкеска темно-серого цвета как раз передает сдержанный характер героя, а митрообразная шапка из овечьего меха, украшенная золотом по подобию короны, подчеркивает его высокий статус.
Вот и сегодня сдержанный характер современных черкесов и незначимость их сословного статуса обусловливают, в большей мере, их предпочтение темных цветов для своей черкески. Редко кто из старших отваживается в наши дни носить белую или красную черкеску. А на общественные праздники национального характера или всенародные походы-зек1о надевают черкеску любого темного цвета, так как она сама по себе стала праздничной одеждой, и её давно уже не носят в повседневной жизни. Правда, возможно, когда-нибудь молодые черкесские дизайнеры последуют примеру художника-модельера из Адыгеи Юрия Сташа и создадут на её основе новые стилизованные мужские костюмы, которые всему миру подойдут, поскольку её строгий крой удобен и универсален. И кто знает, какие цвета они будут подбирать для своих работ, и какой смысл они будут в них вкладывать…

Источники:
1. Эмиддио Дортелли д' Асколи. Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли д' Асколи, Префект Каффы, Татарии и проч.1634. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974. С. 61-67.
2. Жан Батист Тавернье. «Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет...», т. I. Гаага, 1718 — перевод с французского Е. С. Зевакина. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974
3. Ян Янсен Стрейс. (1675-1676). Описание города Терки. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974. С. 99 – 102
4. Николай Витсен. «Северная и Восточная Татария...», Амстердам, 1692 — перевод с голландского Е. С. Зевакина. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974. С. 86-98
5. Петр Симон Паллас. Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. (перевод с немецкого Е. С. Зевакина). Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974
6. Тэбу де Мариньи. Путешествие по Черкессии, 1818, Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму, Том I. Нальчик. Эль-Фа. 2002
7. Карл Кох. Путешествие по России и в Кавказские земли 1836, 1837, 1838 гг. (Пер. А. И. Петрова) Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Эльбрус. Нальчик. 1974
8. Дж. А. Лонгворт (1839). «Год среди черкесов», т. 1-2. Лондон, 1840 — перевод с английского А. И. Петрова. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974
9. Теофил Лапинский (Теффик-бей 1857-1859). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Описание очевидца Теофила Лапинского (Теффик-бея) полковника и командира польского отряда в стране независимых горцев. Нальчик. Эль-Фа. 1995 г.
10. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М. Наука. 1989, с.86-87
11. Султан Хан-Гирей: Избранные труды и документы. Майкоп, ОАО «Полиграф-Юг», 2009, С.225
12. Цветообозначения в традиционной культуре адыгов и осетин /Авторы - Е. Б. Бесолова, И. М. Балова/ http://izvestia-soigsi.ru/archive/2009/89-article15
13. Через дизайн к миру. В мире мифов и реальности. Коллекция авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства (Прим. Автора – каталог работ Юрия Сташа). Майкоп. Качество. 2020.

Материал подготовлен Фатимой Теучеж при содействии этнографа, к.и.н. Нуриет Теучеж


Рецензии