Кали-Юга и Рай. Часть 1

Кали-Юга - слой, предшествующий Раю.

Она наступает тогда когда человеческий мир, развиваясь, становится настолько сложным, что сознание тоже должно стать сложным. А сложным - это значит таким, что что оно начинает видеть диалектические противоречия любого процесса. Но видеть в примитивной форме. Т.е. оно начинает "жилить". Т.е. "подменять понятия". Т.е. "сдвигать границы рассмотрения процессов, явлений".

В экономике это называется "отжимать", в журналистике "манипулировать".

Сознание, усложняясь, с легкостью начинает строить правдоподобные модели действительности, убедительно доказывающие как одну, так и противоположную ей точку зрения, используя их, чтобы достигать собственной выгоды. В обществе это означает - управлять дурачками. Которых найдется всегда много - потому что общество разделено на слои: по знанию, образованности, возрасту, информированности, богатству, образу жизни, возможностям, эрудиции, управленческим навыкам, уму. А тот, кто управляет - получает все.

Какой же дурак откажется от всего?

Поэтому Кали-Юга наступила давно, и Гесиод, древнегреческий поэт VIII-го до нашей эры века, писал уже тогда: "Лучше бы мне не родиться в это время. До или после - пожалуйста, но сейчас ни за что!" Но так тогда и помер. В смысле, родился, жил, пас стада, стал первым поэтом, победил Гомера и так далее.

Но Кали-Юга наступила задолго до того, как отряды индо-арийских колонистов достигли Балканского полуострова и стали древними греками. И продолжается, развиваясь, до сих пор.

Первая Юга - это когда люди изучали, что такое дхарма, учились себя правильно вести.

Вторая Юга - это когда они достигли вершин в этом и укреплялись на этом пути. Светоч дхармы Рама - Харе Рама! "Похвалы и прославления Раме!", если говорить по-русски, или "Хайре!" как приветствовали древние греки друг друга при встрече - так вот, Рама, родившийся в начале второй Юги, был примером с точки зрения выполнения дхармы для всех людей, как тогда, так и много позже - так, например, в Мумонкане, Китай, XIII век, в коане "Нансен убивает кошку" идет речь о Раме, хотя ни китайцы, ни японцы позже, об этом уже не помнили.

В конце третьей Юги родилсь братья Пандавы и произошла битва при Курукшетре, описанная в "Махабхарате", частью этого описания является "Бхагавад-Гита" - разговор Арджуны, одного из Пандавов, с Кришной перед началом битвы.

Третья Юга характеризуется тем, что люди настолько овладели пониманием дхармы, что наиболее развитые и бессовестные из них стали использовать ее как "отмычку", чтобы заставлять совестливых и честных людей делать то, что негодяям нужно, "сковывая" честных их же приверженностью к дхарме - к демократии, плюрализму мнений, свободе распространения информации, выполнению долга, верностью своему слову, честности  и другим нравственным ценностям.

Диалектика! "сковывая" честных их же стремлением к нравственным ценностям!

Решается эта диалектика тоже диалектически, и это решение принес Кришна. Открыв тем самым - диалектика! - двери Кали-Юги.

Об этом напишу позже.


Александр Клейн
27 сентября 2022 г.


Рецензии