Два гипнотических глаза
В предисловии к «Лолите» доктор склифософии Джон Рэй-джуниор сравнивает псевдоним автора «Исповеди Светлокожего Вдовца» – «Гумберт Гумберт» – с маской, сквозь которую горят два гипнотических глаза. Таким образом, псевдоним метафорически уподобляется глазам, глядящим сквозь маску. В то же время лауреат премии перекати-Полинга рьяно уверяет читателя в подлинности имени героини: на нём как на ушных петлях держится вся история (действительно, Гумберт фетишизирует, обожествляет не только детали внешности падчерицы, но и звуки её имени, создавая иллюзию, будто имя «Лолита» является основным носителем личности поселянки из Серой Звезды), и поэтому его невозможно изменить – вполне правдоподобная аргументация. Однако же, алфавитно перевёрнутое «Гейз, Долорес» в списке учеников Рамздэльской гимназии ассоциируется у маниакального приверженца двойных названий с маской, сквозь которую улыбаются глаза, знакомые только избраннику (ещё одно семейное сходство между рассказчиком и редактором!). Если псевдоним тождественен маске, значит, маска означает псевдоним. Имя «Лолита» прилегает к героине очень плотно, но оно должно быть таким же накладным, как и «Гумберт» или «Джон Рэй» (не стоит забывать, что, несмотря на наличие у Гумберта наибольшего числа полномочий представителя жертвы Мак-Фатума, управление бормочущем в ночи полуавстрийцем-полу-что-хочешь может осуществляться не только единолично Гумбертом, но и общим собранием коллег и клиентов Биянки Шварцман и Мелании Вейсс).
В своей прекрасной, насыщенной книге «Ключи к «Лолите» известный набоковед Карл Проффер подробно анализирует сведения из попавшегося Гумберту в тюремной библиотеке кинематографического справочника «Кто есть Кто в Свете Рампы», содержащего множество дегенекоративных отсылок к драме пленницы всегда отца, всегда вдовца, подспудно давая понять, что справочник был придуман Гумбертом. Возможно, всё обстоит прямо противоположным образом. Из этого случайно подвернувшегося киношного каталога Гумберт и позаимствовал имена «Клэр Куильти» и «Вивиан Дамор-Блок», а также обстоятельства для придуманной им истории кровоточащих странствий Лолиты, а имя заглавной героини он отнял у актрисы Долорес Квайн, такой же перевёрнутой в перечне актеров, режиссеров и драматургов, как и ученики в классном списке Рамздэльской гимназии.
Свидетельство о публикации №222092700829