Далёкое близкое
Высокая сухощавая старуха с морщинистым тёмным от загара лицом, но яркими молодо блестевшими карими глазами, жестикулируя, рассказывала о своём племяннике, живущем на границе. Слушали её внимательно , изредка задавая уточняющие вопросы." Звонит часто, интересуется жизнью у нас,- говорила она.- А вчера напугал прямо. Тётя Оля , говорит, примите моих, боюсь. Снаряды стали рваться на нашей территории, уже несколько сёл расфигачили. У меня работа, говорит, а жену с детьми можно к вам отправить?" -"А что ты?"- перебила соседка.- "А что я,- просто ответила старуха, - пусть приезжают, прокормимся".
Заговорили разом, перебивая друг друга, об идущей войне, о том , что видели и слышали сами, что рассказывали знакомые и родные. Другая старая женщина, чем-то неуловимо похожая на первую рассказчицу, худая , в тёмных очках, заговорила так громко, что всё внимание обратилось на неё. " У моей подруги внук служит на границе. Представляете, что он по телефону рассказывает, какие ужасы видит. Ведь нынешние снаряды не просто убивают человека, а разрывают его на куски. Им приходилось совковой лопатой собирать останки, кошмар просто!" Потрясённые старики замолчали. Наступило тягостное молчание...
Подошёл автобус, загрузились, поехали без обычного гомона, переругивания. Или устали, или под впечатлением от услышанного. Катерина же, сама не зная почему, не могла без волнения думать о войне. Она занимала её, не давала покоя, била в душу... "Вот смеются, что у русских страх перед войной, потому что срабатывает генетическая память .Всё стерпят, лишь бы не было войны!- размышляла Катерина .-Но ведь это правда!"
Катерина была послевоенным ребёнком, последышем. Отец, пришедший с войны больным , умер после её рождения, и на мать легли все заботы о большой семье. Перед смертью отец наказал старшим дочерям:" Выходите , девки , замуж, а не то с голоду помрёте!" И они, действительно , вскоре совсем молоденькими, вышли замуж. Но и после их ухода жизнь слаще не стала. Жили впроголодь. Старшие братья зарабатывали как могли: чеботарили, работали в колхозе, на конюшне. Не было одежды, обуви. Катерина помнила, что зимой не выходила на улицу: нечего было одеть, а всё лето до поздней осени бегала босиком. В дождь, когда ногам становилось нестерпимо холодно, согревала их своей мочой.
Да, войны уже не было. Но сама жизнь, люди вокруг ещё были полны ею. Катерина помнила, как с другими ребятишками бегали к бобылю с прозвищем"Пленничек", так прозванному за то , что он вернулся с германского плена. По имени его никто не звал, только "Пленничек". Жил он в землянке один, война не ожесточила его, был приветлив и ласков с детьми, угощал их печёной картошкой, сладкой брюквой... Прошло столько лет, а Катерина помнит его с благодарностью. Но к этому чувству примешивается и горечь сейчас. Этот солдат прошёл все тяготы войны, побывал в плену, потерял ,казалось бы, всё, но остался человечным, добрым.
Катерина вздохнула, вспомнив всё это. А сколько зла вокруг сейчас! По телевизору опять показывали военные сводки. Рвались снаряды, взлетали ракеты, показывали разрушенные дома, перепуганных людей. Военные корреспонденты комментировали происходящее ,умудрялись брать интервью у солдат, у мирных жителей. А Катерина видела глаза молодых воюющих ребят, которых могли убить в любую минуту, и приходила в ужас, как никогда понимая слёзы матерей этих ребят.
Сидя перед телевизором, вспомнила, как приятельница рассказывала о знакомой, которая проводила сына на срочную службу. Парень только закончил институт .Еле успели обмыть диплом, и вот он в армии. И хотя срочников не отправляют на фронт, мать его плачет каждый день от страха за единственного сына. У Катерины богатое воображение, и сейчас оно рисует ей страшные картины. Чувствуя неимоверную тяжесть в сердце, она выключила телевизор, но легче не стало. Над её головой не рвались снаряды, жизнь пока шла в привычном русле. Но далёкая война была рядом, близко.
Ночью Катерина не спала, плакала, вспоминая ту , далёкую войну. Думала о настоящей, страшась за детей и внуков. Нестерпимо болело сердце за них. Катерина ненавидела войну, будь она проклята!
Свидетельство о публикации №222092700083