Железо и золото легендарных царей

Еще два слова об Мидасе:
Он не хранил в своем запасе
Глубоких замыслов и дум;
Имел он не блестящий ум,
Душой не слишком был отважен;
Зато был сух, учтив и важен.
    (А.С.Пушкин)

Мне казалось, что смерть его тронуть не сможет.
Но для всех, кто под солнцем, небесный закон -
боль утраты пройдёт, радость бурная тоже...
Древней мудростью славится царь Соломон.
 (Лариса Соколова)


Задание: перечислите основные природные материалы, которыми пользовался человек до конца II тысячелетия до н.э.
  Конец II - начало I тысячелетий до н.э. можно назвать временем переселения народов - многие кочевые племена временно покорили страны древних цивилизаций и смешались с их оседлым населением, создавшим государства ранней древности в Египте, Вавилонии, Индии, Китае, Малой Азии, Сирии.
  Толчком к более быстрому развитию ряда ранее отсталых племён стало освоение выплавки железа. Раньше, в период бронзового века, люди с большим трудом могли получить из железной руды на огне металлические слитки. Железо считалось большой редкостью и...драгоценностью.
Задание: Вспомните, чем служило железо в "Илиаде" Гомера на играх в память Патрокла.

  Овладение железом способствовало усилению новых государств в странах с большим количеством залежей его руды. Многие из них позднее остались в знаменитых мифах и легендах. На северо-западе Малой Азии в Х веке до н.э. возникло Фригийское царство. Про самого знаменитого фригийского царя - Мидаса(Митту)позднее рассказывали, что всё, чего он ни касался, обращалось в золото. Это отразило воспоминания о добыче в этой области золота.
Вопрос: О какой стране на Кавказе добыча золота также породила красивую легенду?
  В IX веке до н.э. появились древнейшие сведения о царстве Арьовармана в Средней Азии, в районе реки Амударья(область Бактрия). Его царь Кей-Кавус - также легендарная личность. Многие века в Иране и Средней Азии рассказывали о его богатстве и подвигах царского богатыря(пехлевана) Рустама в борьбе с чудовищами гор и пустынь и кочевниками-саками, управляемыми воинственным Афрасиабом.

  В начале I тысячелетия до н.э. в Двуречье наибольшего могущества достигли государства, ранее находившиеся на окраине пояса цивилизаций или вообще не существовавшие.
  В верхнем течении реки Тигр значительно усилилось Ассирийское царство. Месторождения железа в ближайших горах сделали ассирийское войско сильнейшим в Передней Азии. Одетые в железные шлемы, в крепких доспехах, при помощи ударной силы - колесниц ассирийцы одерживали военные победы над многими соседями. Одними из первых в мире ассирийцы научились седлать коня. Отряды всадников наводили ужас на противника. Многим народам всадники казались фантастическими полулюдьми-полуконями(например, кентавры в греческих мифах).
  Пригоняя в Ассирию пленников и данников, ассирийские цари отстроили их руками новую столицу Дур-Шаррукин. Это был хорошо укреплённый город с зубчатыми стенами и украшенными керамикой дворцами. Ассирия стремилась завладеть важнейшими товарами, и к концу IX века до н.э. подчинила пути к Средиземному и Чёрному морям. При царице Шаммурамат(в греческих легендах - Семирамида) были совершены походы на далёкий восток - через Иранское нагорье к горам Гиндукуша(современный Афганистан). Оттуда подчинённые Ассирии племена стали доставлять бирюзу(лазурит), применявшуюся для украшений.

  К северу от владений Ассирии находится Армянское нагорье. В древности его называли Наири - "страна рек". Реки Тигр и Евфрат текут отсюда в Персидский залив, а Кура и Аракс - в Каспийское море. Над Араратской долиной реки Аракс возвышается величественная двухглавая гора Арарат.
Вопрос: В связи с каким мифом на занятиях уже говорилось о горе Арарат?
  На склонах некоторых гор растут леса, другие - безлесые. Скалистое высокогорье не способствовало, как и в Греции, быстрому развитию земледелия. В ложбинах и долинах рек хорошо растут плодовые деревья, виноград. Запасами так необходимой здесь воды обладают озёра Ван, Урмия и Севан.
  С появлением железных орудий усилилось могущество вождей племён урартов - жителей нагорья(считается, что они не были прямыми предками современных армян). Упоминаемый в легендах и хрониках царь Арам(Араму)около 850 г.до н.э. объединил раннее разрозненные племена. При нём окончательно сложилось государство Урарту - страны Арарата. Его столицей стал город Тушпа(в 70 км от озера Ван). Сыном Араму легенды называют Ара Прекрасного, с котором связана легенда о любви к нему царицы Шамирам(Семирамиды) и о том, что он предпочёл ей свободу родины, за которую погиб.

  Библия(книга Ветхого Завета) сохранила предания об образовании в конце XI в.дон.э. на землях Палестины, отвоёванных племенами иудеев и израильтян у филистимлян, мощного государства. Первым его царём был Саул. Библейское сказание повествует, что Саул не любил юного полководца Давида, воевавшего с филистимлянами, завидуя ему. Саул пытался погубить Давида, но тот спасся, скрываясь в пустыне. Он не стал мстить царю, сказав:"Я не держу зла против тебя". Вскоре Саул погиб в битве с филистимлянами, а Давид, окончательно победивший врагов, был избран царём.
  В 1004 г. до н.э. Давид перенёс свою столицу в город Иерусалим(Ерушалаим). Он провёл первую известную в мировой истории перепись населения своего царства(через 100 лет была проведена перепись в царстве Чжоу в Китае).Давиду приписывают сочинение песен-псалмов.
  Сын Давида - Соломон правил в 965-928 г.г. При нём в Иерусалиме был построен Храм бога Яхве, отделанный кедром, золотом и серебром. Было запрещено строить храмы Яхве где-либо в другом месте, а верховное божество Иерусалима позднее стало восприниматься как единственный Бог у евреев.
  Соломон заключил договор с правителем финикийского Тира Хирамом, по которому царю Израиля и Иудеи служили тирские моряки. Флот Соломона отправился в богатую страну Офир(берег Индии или восточной Африки). С юга Аравии к нему прибыло посольство царицы Савской. О Соломоне сохранилась память, как о мудром правителе.
Вопрос: В какой стране ещё до Соломона была попытка введения веры в единого бога? Мог ли знать об этом Соломон?

  С распространением железа стали возрождаться государства в Греции. Примерно к временам Соломона традиция относит другого мудрого вождя - Ликурга, управлявшего дорийцами в области города Спарты. Он составил законы, по которым дорийцы-спартиаты всю жизнь поддерживали себя как умелых и отважных воинов, избирали двух царей - одного для войска, другого - вне его. Им подчинялись потомки древнейших жителей Пелопоннеса.
  Его внук или правнук, также Ликург, вёл долгие войны с вождём области Элида Ифитом. Наконец, они заключили мир и в честь этого постановили проводить в святилище Зевса - Олимпии каждые четыре года атлетические игры, первоначально состоявшие лишь из короткого бега. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э., на них победил спартанец Короиб.
  Образцом любви к родине греки считали афинского царя Кодра. В бою с воинственными соседями пали его сыновья, но Кодр не показал свою печаль, сказав, что счастлив человек, дети которого погибли, защищая отчий край. Вскоре и сам престарелый Кодр пал в бою. После его гибели в Афинах, по преданию, не стали выбирать нового царя, который не будет таким же доблестным, как Кодр, а передали власть совету знатных людей.
Задание:Найдите на карте Греции Спарту, Олимпию и Афины.

  В начале железного века в западной части Средиземноморья возникли два будущих великих города - Карфаген и Рим.
  Карфаген ("Новый город")на побережье Северной Африки основали в 825 г. до н.э. финикийцы. Древние авторы относили основание города к имени дочери тирского царя Элиссы(позднее обожествлённой как Дидона). Карфаген подчинил себе область племени афригиев (отсюда слово "Африка", это территория современного государства Тунис).
  В Италии, расположенной на Апеннинском полуострове Южной Европы, на севере возникли города племён этрусков, а южнее расселились латины, умбры, самниты и другие племена. На центральной реке полуострова - Тибре - стоял город Альба-Лонга. Согласно легенде, его правитель Амулий, свергнувший брата, узнал от прорицателя, что будет сам свергнут своими внуками. Он решил сделать свою племянницу не вступающей в брак жрицей богини домашнего очага Весты - весталкой. Но та родила двух близнецов и объявила, что их отец - бог Марс.
Задание: Вспомните похожий греческий миф.
  Амулий приказал бросить младенцев в корзине в Тибр. Но корзину прибило к берегу, и волчица вскормила детей своим молоком. Мальчиков нашёл и воспитал пастух, назвав их Ромул и Рем. Они выросли и отняли власть у деда.  Не оставшись в Альба-Лонге, Ромул и Рем основали новый город на Капитолийском холме, где их вскормила волчица. Они заспорили, чьим именем назвать город. В ссоре Ромул убил Рема, и город стал называться Рим(по-латински "Рома").
  Сам Ромул считается вполне исторической личностью. Традиционная дата основания Рима - 753 г. до н.э. Позднее Ромула стали считать потомком Энея - единственного оставшегося в живых троянского героя, бежавшего в Италию.
Вопрос: О связях Италии с какими странами говорит этот факт?


                Миф о Мидасе

Однажды, когда Дионис со своей веселой компанией бродил по лесистым горам Фракии, где-то по дороге они потеряли своего старца Силена. Захмелел он совсем, шел за ними, шел, спотыкаясь на каждом шагу, и незаметно для себя отстал. Местные крестьяне увидели старого Силена и отвели его к царю Мидасу. Мидас сразу же узнал учителя великого Диониса и принял его как самого почетного гостя. Девять дней угощал он старого Силена, устраивал для него роскошные пиры. А потом отвел его к Дионису. Дионис обрадовался, увидев своего любимого учителя, и предложил Мидасу любой дар, какой он только захочет для себя.
– О великий Дионис, сделай так, чтобы все превращалось в золото, к чему бы я только ни прикоснулся, – попросил бога Мидас.
«Какие неразумные эти люди», – подумал про себя великий бог, но ничего не сказал царю Мидасу и исполнил его заветное желание. Довольный Мидас отправился домой, он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Еще бы! Вот он наклонился и взял в руки камень, и тут же обыкновенный серый булыжник превратился в золотой слиток. Сорвал зеленую ветку – и она тоже стала золотой. Опускает руку в ручей – и сразу же потекла в нем золотая вода. Радуется Мидас и веселится, счастью его нет предела.
Пришел он наконец домой, не терпится ему немедленно потрогать все вещи во дворце, чтобы они стали золотыми. Долго бегал Мидас по комнатам, даже утомился. Моет он руки, а с них стекает золотая вода, сел на обычный деревянный стул, а он превращается в золотой трон. Радости Мидаса нет конца, вокруг него несметные богатства: всё золото. Решил царь Мидас отметить такое событие и устроить себе пир на весь мир. Велел он принести ему самые лучшие кушанья и вина. Выполнили слуги приказ царя и принесли ему обед. Но, о горе! К чему только ни прикасался Мидас, всё, что ни брал в руки, все становилось золотым: и хлеб, и мясо, и вино. Как же теперь он есть будет, неужели придется ему погибнуть от голода? И тут только понял неразумный жадный царь, какую беду он на себя навлек. Взмолился царь Мидас к Дионису:
– О великодушный бог, смилуйся надо мной. Прости меня, глупого! Возьми обратно свой драгоценный дар!
Дионис сжалился над неразумным Мидасом и сказал ему:
– Иди к истокам Пактола и там в его водах смой с тела этот дар и свою вину.
Не стал задерживаться Мидас и немедленно отправился в Лидию, к истокам Пактола. Вошел он в воды реки и долго плескался там, пока совсем не очистился. Золотая вода потекла по руслу Пактола, и с тех пор там всегда находят золото.
  Мидас больше не любил богатство, теперь он жил просто, часто бродил по лесу и познакомился с богом природы Паном. Пан любил играть на флейте. У него получалось плохо, но Мидасу всё равно нравилась его игра.
– Ты прекрасно играешь, Пан! – говорил ему Мидас, – ты бы мог состязаться с самим Аполлоном!
  Пан поверил Мидасу и вызвал Аполлона на состязание.
  Судьей решили сделать горного бога Тмола. И вот, состязание началось. Первым играл Пан. Его музыка была ужасна. Все лесные звери в ужасе разбежались от такой музыки. Даже Тмол заткнул уши. Одному Мидасу музыка понравилась.
Затем настал черед Аполлона. Аполлон взял свою лиру и заиграл прекрасную музыку. Все животные заслушались и вылезли из своих укрытий. И вот, когда Аполлон закончил играть, Тмол должен был выбрать победителя. Тмол поднялся и сказал:
– Победитель – Аполлон! А игра Пана ужасна!
Все лесные животные были согласны с ним. Один Мидас был против.
– Ты не прав, Тмол! Ты несправедлив! – сказал Мидас, – Пан победитель! Его мелодия приятнее для ушей.
Услышал Аполлон эти слова Мидаса и обиделся.Перед уходом, Аполлон обиженно сказал Мидасу:
– У того, кому больше нравится музыка Пана, чем моя, должны быть другие уши, Мидас!
  С этими словами, Аполлон ушел. Мидас тоже пошел домой. По дороге домой, Мидас вдруг почувствовал, что его уши стали тяжелыми. Мидас посмотрел на себя в отражении ручья и увидел страшное: его уши стали ослиными! Уши Мидаса стали серыми и длинными. Тут Мидас все понял! В наказание за обидные слова, Аполлон сделал уши Мидаса ослиными. Испугался Мидас и спрятался в кусты. Он боялся, что его увидят с ослиными ушами и поднимут на смех. А такого он допустить не мог, он же царь!До самого вечера Мидас сидел в кустах. А вечером обмотал себе голову повязкой и спрятал под ней уши. В таком виде он дошел до дома. С тех пор, Мидас всегда ходил во фригийском колпаке, и никто никогда не видел его ослиных ушей. Но Мидас не мог скрывать свой секрет вечно. Один человек все-таки увидел ослиные уши Мидаса. Это был слуга Мидаса. Когда у Мидаса отрастали волосы и борода, этот слуга стриг его. Мидас запретил слуге рассказывать этот секрет кому-либо.
– Если ты расскажешь об этом кому-нибудь, тебя казнят! – сказал Мидас.
  И слуга обещал молчать. Но молчать ему было нелегко.Слуга был очень болтливым, и ему хотелось рассказать кому-нибудь свою тайну. И один раз он не выдержал.Однажды слуга побежал на берег реки, выкопал в земле ямку, наклонился над ней и прошептал:
– У царя Мидаса ослиные уши!
  И сразу засыпал ямку землей.Через какое-то время на том месте, где была эта ямка, вырос камыш.Один пастух сорвал камыш и сделал из него дудочку. Когда он подул в нее, дудочка заиграла:
– У царя Мидаса ослиные уши!
  Так все люди узнали тайну царя Мидаса.
  А суд человека, который ни в чём не разбирается, с тех пор называют судом Мидаса.
 
(Современные историки считают, что "ослиные уши" Мидаса - это своеобразная корона царей Фригии с двумя отростками).


               Давид и Голиаф

Однажды филистимляне собрали свои войска против израильского народа. Израильтяне под предводительством царя Саула тоже приготовились к войне, расположившись на горе, напротив филистимлянских войск. Трое старших братьев Давида пошли с войсками Саула. Через некоторое время отец послал Давида в израильский стан отнести хлеб для братьев и узнать об их нуждах и о здоровье.
Когда Давид пришел к израильским войскам, то он, пробравшись к братьям, вдруг увидел громадного ростом филистимлянина, по имени Голиаф, одетого в медную броню, шлем и держащего огромное копье и щит. Голиаф смеялся над народом Божиим, поносил живого Бога и говорил, что если кто-нибудь из израильтян победит его, то филистимляне будут их рабами. Однако никто из израильского стана не решался выйти сразиться с Голиафом, страшась и ужасаясь его вида. Давид, услышав, как Голиаф поносит живого Бога и воинство израильтян, подошел к Саулу с просьбой разрешить ему сразиться с Голиафом. Саул сказал ему: "…Ты еще юноша, а он воин от юности своей". Но Давид рассказал Саулу, как Бог помогал ему в борьбе со львами и медведями, когда он пас овец. Тогда Саул позволил ему сразиться и одел его в броню и медный шлем. Но Давид не привык к такому вооружению. Он снял его с себя, взял свой посох в руку, выбрал пять гладких камней из ручья, положил их в пастушескую сумку и выступил против филистимлянина.
Голиаф, увидев идущего к нему Давида, стал смеяться над ним, говоря: "Что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака?" Давид ответил ему: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа. Бога воинств Израильских, которые ты поносил". Затем Давид опустил руку в свою пастушескую сумку, достал оттуда камень, бросил его из пращи и поразил Голиафа так, что камень попал Голиафу прямо в лоб и тот замертво упал на землю. Филистимляне, увидев, что их силач погиб, стали разбегаться, а израильское войско одержало над ними победу.

       Переложение первого псалма Давида

О, муж блаженный,
совета лукавых не искавший,
путём измены не ходивший,
меж циниками не сидевший!

В Законе Божьем радость черпавший,
и слова Закона день и ночь учивший.

Да стоит он, как древо,
при потоке вод насаждённое,
добрый плод в должное время дающее,
с листьями неувядающими,
все творения свершить успевающее.

Да не будет с ним, как с нечестивыми:
да не станет он прахом никчемным,
ветром с лица земли унесённым,

и потому на суде не воскресшим,
и меж праведных места не нашедшим.

Ибо праведных поводырь - Господь,
а лукавых поводырь - смерть.

                Соломоново решение

К царю Соломону пришли две женщины и принесли ребенка. Каждая из женщин утверждала, что это ее ребенок, и хотела забрать его себе. Тогда царь приказал разрубить ребенка пополам и каждой из женщин отдать половину: "Если вы обе называете этого ребенка своим, так разделите его поровну". Тогда одна женщина вскрикнула: "Хвала тебе, о мудрый царь! Прекрасно твое решение и справедливо, и пусть будет так, как ты повелел". А вторая с плачем бросилась царю в ноги:" Пощади, правитель! Отдай дитя этой женщине, только не убивай его!" И тогда царь сказал ей: "Возьми дитя. Именно ты - его настоящая мать!".

               Из поэмы Фирдоуси "Шах-наме" ( XI век) о Кей-Кавусе

Кавус, унаследовав царский престол,
Над краем огромным господство обрел.
Склоненную видел страну пред собой,
Бездонную видел казну пред собой:
Серег, и запястий, и перстней гора,
В венцах золотых самоцветов игра,
Несчетных арабских коней табуны...
Могуч и богат повелитель страны.
Однажды в саду, среди лилий и роз,
К устам он наполненный кубок поднес.
На троне из золота и хрусталя
Властитель властителей, дух веселя,
Сидел с храбрецами иранской земли,
И пили они и беседу вели.
Стал шах похваляться: «Мне равного нет,
Властителя, в мире столь славного, нет.
Владеть мне пристало всей ширью земной,
Никто не дерзнет состязаться со мной».
Всё пьет и хмелеет он, так говоря,
Дивятся воители речи царя.


Рецензии