Стратегия для терапии. Практика mindfulness

Результатом применения психотерапевтических стратегий должно стать удовлетворительное психо-эмоциональное состояние, творческое реагирование на жизненные ситуации и снижение уровня невротичности.
Одой из таких действенных стратегий является стратегия наблюдения. Для эффективного наблюдения требуется практика mindfulness, как эффективнейшее средство саморазвития. Смысл данной тренировки заключается в том, что клиент начинает отслеживать свои поступки: мотивы и результаты, а также ментальные процессы: эмоции и мысли. Понятие «mindfulness» имеет аналоги в русском языке такие как осознанность, удержание в сознании, памятование.
В обычном нетренированном и не направленном мышлении, это сделать сложно. Так как, у человека много отвлекающих мыслей и не развит фактор рассмотрения. Фактор рассмотрения, позволяет увидеть образ действий, которые способны привести к новым результатам, не как при старых паттернах.
Способ наблюдения в терапевтическом процессе имеет специфические зоны внимания: телесную, словесную и умственную. Телесная зона внимания включает в себя: телесные ощущения, гармональные изменения, ощущения внутренних органов и процессов. Словесная зона внимания призвана улавливать направление мысли на объект, исследование этих мыслей, внутренние и внешние диалоги. Умственная зона внимания включает в себя образы, эмоции, лингвистические названия и распознавание нашим мышлением явлений, концепций, подсознательных сигналов, а также ощущений удовольствий/боли.
Научивших удерживать при помощи техники mindfulness внимание на всех трех зонах, клиент видит систему конструирующую его личность, самооценку, способы коммуникации с другими и индивидуальные факторы реальности. Играющим важную терапевтическую роль, будет факт обнаружения клиентом того, что его личная конструирующая система носит непостоянный характер, в каждом человеке присутствуют различные конструирующие системы (субличности), порой жестко конкурирующие друг с другом. Что вызывает сильный стресс. Классический пример таких противоположных конструирований: Я –ничтожество/Я – Бог.
Важным и максимально эффективным навыком для личной трансформации клиента будет довести уровень mindfulness, когда осознание происходит не только в постаффективном этапе, но и в аффективные периоды. Практика осознания, происходящего приводит к постепенному разрушению личностных составляющих паттернов и характера.  Так как при наблюдении обнаруживается отсутствие необходимости в большей части привычных реакций клиента. На этом этапе имеется опасность – впасть в крайности и начать выстраивать новые субличностные конструкты, не освободившись до конца от устаревших установок. Чтобы избежать данной ловушки, необходимо отслеживать спады и подъёмы негативных переживаний, ту деятельность мышления, которая сопровождает изменение интенсивности стресса. Эта тренировка позволяет сознанию наблюдать динамичность процессов удовольствие/боль, их непостоянство, а, следовательно, видеть возможности избегания стрессовых действий. Клиент постепенно начинает сознавать, что его отождествление со своими публичностями не является необходимым и приносит невротические состояния.
Результатом глубокого осознания процессов, формирующих субличностные конструкты будет ощущение пресыщения и безразличия к отождествлению себя с ними. Субличности в сознании человека существуют, как необходимые ментальные концепции о личном «Я», целью которых является удовлетворение личных потребностей. Проблема заключается в том, что потребности, подобного рода эговые образования удовлетворить не способны в силу отсутствия прямых запросов.
Для примера, одной из основных потребностей человека является потребность в слиянии – первичное счастье принадлежности, оно может выражаться как в индивидуальной, так и в групповой, и в общественной форме. Это является природно заложенным механизмом, и любые формы стремления к автономии, а также контрзависимое поведение – неестественные проявления, влекущие за собой сильнейшие невротические состояния. Вторичной потребностью является иерархическое распределение ролей по типу власть/подчинение. Вот эта потребность и запускает процессы конструирования ментальных образований. Установки, призванные удовлетворить первичную и вторичную потребность, могут быть в одном человека с диаметрально противоположным вектором.
• Установка один: «Я классный, я лучше других. Быть со мной счастье. Пусть гордится ем, что я выбрал ее. Нет: подобрал и делаю из нее человека. Кому она кроме меня нужна…и т.д., и т.п.»
• Установка два: «Она смотрит на других мужчин. Я не могу с ними соревноваться в финансах/молодости/красоте/успехе/юморе/потенции. Она меня бросит и уйдет к другому. А сейчас просто выжидает время. Пользуется мной… и т.д., и т.п.»
Или такой пример:
• Установка один: «Я – душа компании. Я собрала всех их вместе. Они без меня б даже знакомы не были между собой. Пусть радуются, что у них есть Я».
• Установка два: «Мне кажется, они прекрасно ладят без меня. Видимо, задумали избавиться от моей компании. Им скучно со мной. Я не могу быть интересна долго. Предатели! Попользовались и бросили».
В зависимости от того, какая установка более громкая на данный момент, будет происходить восприятие и интерпретация происходящего. Но, в любом случае, потребность удовлетворена быть не может. Во-первых, это невозможно по определению (но это другая тема разговора), во-вторых (самое важное), потребность не высказывается напрямую. а манипулятивные формы контакта не приводят к результату. Выводимые в осознанность механизмы конструирования на первых парах могу вызывать отторжение и игнорирование. Однако, наблюдение необходимо продолжать до периода ясного видения происходящего и потерю интереса к данной субличности.
Ментальные процессы функционируют по аналогии с пищеварительным. Отлично это соответствие рассматривает Ф.Пёрлз в своих работах. Все умственные процессы действуют по одному и тому же шаблону, они являются формой питания. движущей силой является телесный и умственный голод (в гештальте – потребность), соответственно, противодействовать голоду можно восприятием того, что вам достаточно – пресыщением данной формой ментальной деятельности.
Каждая субличность представляет собой форму реализации определенного желания, набор представлений о себе, исходящим от этого желания, о мире и контакте с другими, который должен привести к удовлетворению потребности. Представление о себе состоит из «потребителя» – того, кто испытывает счастье от удовлетворения потребности и «производителя», подбирающего средства и находящего силы на удовлетворение желания. Сам мир – это не мир, какой он предстает в объективном свете, а мир, в котором человек ищет «ментальную пищу». Следовательно, отыскивается «пригодное» и отбрасывается/игнорируется «не съедобное».
Однако, то, что способно удовлетворить ментальный голод, не всегда, точнее редко, не является отравой для эмоциональной сферы. Так, человек, субличность которого выстроена из представлений о себе – как жертве, мире – как агрессивном пространстве, будет искать этому доказательства, оставляя в зоне слепого пятна всё полезное, что приносят ему окружающие. Субличность – всегда деятельностная, это не фиксированная данность. Все виды деятельности, лежащие в основе конструирования субличностей – это средства для утоления ментального голода, ведь любое представление о себе требует подпитки, чтоб ы продолжать существовать.
В процессе тренировки практики «mindfulness», клиент начинает видеть эти формы питания в виде неконтролируемых отвлекающих мыслей: похоть, агрессия, воспоминания, страхи, сожаления, тревоги о будущем… Основная функция осознанности – разотождествление себя с этими мыслями, а затем и субличностными конструктами. Вывести в осознание, что наши представление о себе не являются нами, что их можно отбросить, если они не приносят пользы и диструктивны, а также, что можно создать новые, ведущие к большему удовлетворению ментальные конструкты.
Постепенно, ненужные субличности отмирают из-за отсутствия питания и вырабатываются новые эффективные паттерны поведения, основанные на гармоничных представлениях о себе. Распознать такие субличности можно по удовольствию и восторгу, который будет сопровождать клиента с новыми формами деятельности. Соответственно, мир, в котором идет добывание пищи также будет окрашен вниманием на позитивные аспекты.
Практика «mindfulness» позволяет увидеть клиенту себя не целостным застывшим существом, с закостенелыми характеристиками, а человеком, сущность которого состоит из различного рода действий. А «действия отпустить проще, чем прочное восприятие себя».  Таким образом происходит трансформация в стабильно гармоничное существование.

П.с. материал полезен как психотерапевтам, так и клиентам для понимания сути терапевтической методики и ее механизма.

В соавторстве с Алексеем Гариловым


Рецензии