Школа 203 - объект нашей гордости

Помните, когда мы учились в школе, кабинет директора был для нас самым страшным местом в мире, а сам директор казался очень строгим и серьезным человеком? Времена меняются. Современная школа – это комфортная и уютная школа под руководством талантливого, амбициозного и грамотного руководителя. Эту школу он строил с фундамента. С первых дней, как человек неравнодушный, интересовался и участвовал во всех процессах этой стройки – вплоть до дизайна интерьеров учебных кабинетов. И такая вовлеченность руководителя принесла свои плоды: сейчас можно уверенно говорить, что в школе, действительно, функционирует современное, психологически комфортное образовательное пространство. Сегодня в Солнечном городе со своей школой нас знакомит ее директор Сергей Николаевич Карягин.

Внешнее устройство школы – это тема, на которую легче всего фантазировать. Дизайн классов, планировка территории, архитектура здания – всё это единая система, позволяющая каждому участнику образовательного процесса реализовать свой потенциал. С первых минут нашего общения я понимаю, что сегодня у героя моего рассказа жесткий цейтнот. Впрочем, пять дней до первого сентября – это вам не шутка.

Мы идем по школе, которая открылась в 2021 году. Уютные холлы, у стен мягкие диванчики, составленные из геометрических модулей. Сергей Николаевич показывает мне два музыкальных класса, попутно поясняя, зачем два: один для начальных классов, другой – для старших. Дизайн каждого кабинета уникален, продуман до мелочей, и шторы, как потом выяснится, нигде не повторяются. В музыкальном для младших классов это веселые нотки, для старших – поющие человечки, в кабинете химии – всякие колбы и реторты. Для разработки этой тематической красоты привлекали дизайнера и даже психолога.

Любовь к прекрасному

А вот и первая учительница. Вошла, улыбнулась, и сразу солнышко заиграло на всех люстрах. Наверное, творческая личность… Интуиция меня не подвела: это учитель музыки Татьяна Ивановна Балакирева, педагог высшей категории, лауреат всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»:
– Наши дети-вокалисты побеждали в этом году и в районных, и в городских, и в региональных и в международных конкурсах. В прошлом году у нас было несколько музыкальных проектов. Один из них – «Русский праздник» на базе начальных классов – мы сохраняем и возрождаем наши традиции. Были проведены Масленица, Святки, где мы не просто вспоминали наши русские традиции и обряды, но и знакомили детей с музыкальной культурой. Мы, конечно же, часто приглашаем детей из других школ.
– Вы участвуете во всех праздниках?
– Безусловно. Школа – это большой организм, огромная семья, и мы отмечаем все праздники: поем, танцуем, читаем, хохмим… Детям здесь хорошо.
– Что Вы можете сказать об этой школе?
– Конечно, только хорошие слова, потому что у меня есть опыт работы в других школах, и я сравниваю. Здесь есть всё – от музыкальных инструментов до интерактивной доски. А вы посмотрите, какая у нас сцена!!!


На цифрах
Количество учащихся – 1,5 тыс. чел.
Площадь школы – 25 тыс. кв. м
Площадь территории (пришкольный стадион,
2 спортплощадки, зоны рекреации, детские
площадки для групп продленного дня) – 3,5 га
Площадь концертного зала = 1/3 БКЗ «Октябрьский»


В глубине зала (кабинетом его назвать не могу – такой большой!) небольшая сцена, на ней колонки и микрофон. А учитель увлеченно продолжает:
– У нас есть общеобразовательные услуги, внеурочные занятия и даже предпринимательская деятельность! Это логично: мы находимся в Солнечном городе, а школа искусств, куда входит и музыкальная, далеко от нас, поэтому родители заинтересованы, чтобы после уроков, отдохнув, ребенок здесь же мог заняться творчеством. Мы попробовали начать с маленьких групп (по три-четыре человека) – оказалось востребовано! Так у нас возникла микрорайонная музыкальная школа. Фортепиано, гитара, домра, укулеле (гавайская разновидность гитары), вокал… У нас и наушники, и синтезаторы, и интерактивная доска, где мы можем погрузить ребенка и в теорию, и в практическое русло. Занятия проходят в игровой форме, что детям очень нравится.
В прошлом учебном году в школе прошел фестиваль «Мир звуков». Каждый выбрал полюбившееся ему произведение и исполнил на этом фестивале. Были и кубки, и призы, и дети были счастливы. Дети любят творчество, и эту любовь нужно поощрять.

– Здесь учатся дети из разных уголков страны: новый район, где много приезжих. Как Вы работаете с ними?
– Я время от времени напоминаю им о том, что мы живем в культурной столице, что мы учимся не только исполнять музыкальные произведения, но и слушать их. То есть мы воспитываем у детей музыкальную культуру. А какие мы делали музыкальные видеопоздравления! Ко всем праздникам! Эмоционально-психологическое состояние детей многое для меня значит.

– А какой здесь коллектив? Вы вписались?
– Все мы пришли сюда работать в 2021 году. Я приветствую свободу творчества. Пришла со страхом: поймут ли меня? Но вокруг было такое взаимопонимание, такое желание помочь, что все мои страхи улеглись. Я очень благодарна нашей администрации – всегда идут навстречу. И, конечно, большое спасибо заместителям директора по учебно-воспитательной работе. У нас сильный педагогический коллектив. Помимо того, что мы профессионалы, мы еще и дружны, и в этом наша сила. Например, ко Дню Победы мы создали замечательный ансамбль учителей и выступили. А сегодня – до 1 сентября еще несколько дней! – педагоги подходят и спрашивают: «Мы будем продолжать петь в ансамбле?», и я им обещаю: «Обязательно!».

А вот и наш директор, сгрузивший с плеч одну обязанность и тут же взваливший очередную – экскурсия продолжается!
Мы в музыкальном классе для средней школы. Здесь все то же, что и для младших, но больше сцена, больше микрофонов, синтезаторов и музыкальных инструментов.

Сквозь загадочный взор микроскопа

– Сергей Николаевич, почему в музыкальных кабинетах такая нетрадиционная рассадка? Я привыкла к тому, что столы стоят рядами, что все сидят друг за другом, парами…
Директор смеется:
– То есть Вы привыкли к фронтальной рассадке детей? У нас есть так называемые коворкинг-зоны в творческих пространствах. Такие зоны объединяют людей для общения и творческого взаимодействия. Здесь можно садиться свободно. Есть еще кабинеты химии и биологии, где рассадка тоже не фронтальная. Но есть у нас и классические рассадки. Все зависит от целей и задач конкретного урока. Литература – тут поле для творчества, поэтому часто учитель предлагает сдвинуть столы и сесть группами. На уроках математики – пока классика, но возможны и здесь изменения. Столы – трансформеры, их легко можно сдвигать как угодно: можно сидеть в кружке, группами, а можно и по одному или вдвоем.

Заходим в кабинет биологии:
– Для каждого предмета предназначен один кабинет. Почему в Вашей школе для двух предметов четыре помещения?
– У нас химико-биологический профиль. В кабинетах химии и биологии современное оборудование. Здесь для каждого предмета два класса: теоретический, где дети изучают предмет, и лаборатория, где они проводят опыты и исследования. Вы представляете, как можно вырастить куриный эмбрион без скорлупы?
Я испуганно отмахиваюсь. У нас такого не было!
– А какое у вас в этом кабинете оборудование?
– Цифровые микроскопы со специальным программным обеспечением – все исследования сразу выводятся на интерактивную панель – она перед Вами. С их помощью можно не только проводить наблюдения, но и получать фото- и видеоизображения исследований. Преимущество таких микроскопов – наглядность исследований: можно демонстрировать свои эксперименты большой аудитории в режиме реального времени; можно использовать компьютер для обработки данных – вы получите точные и достоверные результаты. Эти микроскопы удобно использовать для проведения точных работ и для лабораторных исследований.

Мы в кабинете химии. Рядом лаборатория. Здесь точно уж не классический вариант традиционных уроков химии. Здесь идет системная полноценная подготовка к различным олимпиадам, конкурсам.
– В международной skills-олимпиаде наша ученица заняла 4-е место в компетенции «Лабораторный анализ». Здесь новейшее оборудование. Дети погружаются в науку, формируют свои профориентационные навыки: кто-то хочет заняться биохимией, кто-то тяготеет к промышленной химии.

Волейбол, медиатека и бассейны

Идем по длинному, но вовсе не скучному переходу, и мне радостно – от света, от этой природной солнечности.
– Мы выбрали специально яркую, сочную цветовую гамму. В октябре к нам приходят скучные серые дни, а школа – это то место, где ребенок проходит самые важные этапы в жизни. С 1-го по 11-й классы он должен получить такой мощный заряд жизненной силы, что… здесь важно всё: и знания, полученные на уроках, и цветовая гамма интерьеров, и внеурочные занятия, и внешкольная жизнь с ее выездами, фестивалями и спортом. И педагоги, конечно. Татьяна Ивановна рассказала о нашем учительском хоре. Помимо этого у нас есть учительская волейбольная команда. Мы еженедельно тренируемся. Я выпускник академии им. П.Ф. Лесгафта, всю жизнь связан со спортом, и для меня важна гармония между академической успеваемостью и физическим здоровьем, поэтому мы ввели учительский час, где учителя играют в волейбол, регулярно посещают бассейн, тренажерный зал…

– У вас и бассейн есть?
– У нас их два: для начальной и средней школ.
– Здесь очень чисто. Дорого содержать?
– Бассейн – дорогое удовольствие. Помимо бесплатных занятий для наших школьников, мы вынуждены предоставлять и платные образовательные услуги, чтобы содержать и бассейны, и другие помещения на должном уровне.
Два бассейна в школе – я и представить такое не могла! А современный учащийся относится к этому факту, как к само собой разумеющемуся. Он идет в ногу со временем! Интересно, думаю, как нынешние старшеклассники читают «Войну и мир»? Вот, например, наткнется ученик на такую фразу: «Пьер Безухов распечатал письмо» и остановится. Задумается: а как это Пьеру удалось в 19-м веке распечатать? И где он разыскал принтер?». Мы, старшее поколение, не понимаем юных, а они – нас. И это нормально. Главное – бережно относиться к тому, что создано.

А вот и медиатека, которую Сергей Николаевич показывает с гордостью:
– Мы подписали соглашение с Национальной электронной библиотекой, и дети получают на компьютеры учебную и художественную электронную литературу – для занятий и чтения здесь оборудованы места. Также мы в этом году начали сотрудничать с Федерацией киберспорта России, в мае были проведены пробные отборочные занятия. Киберспорт стал официальным видом спорта, в частности компьютерные игры. Был небывалый ажиотаж! Старшеклассники приняли активное участие в тестировании…
Медиатека – это современное медиапространство, больше, чем просто библиотека. Здесь школьники любят бывать, потому что в ней проводятся конкурсы чтецов или литературные вечера и много других интересных мероприятий. И тогда столы сдвигаются, из соседней комнаты вносятся мягкие модули, и дети расслабляются в непринужденной обстановке.

За кадром

Репортаж близится к завершению, а как много этих замечательных пространств осталось за кадром!!! Мы посетили еще много помещений: зал хореографии с зеркалами и станками – студия танцев, зал борьбы, спортзалы – их два (один для подвижных и спортивных игр, а другой – для дзюдо, художественной гимнастики). Тренажерных залов тоже два. Кстати, школа сотрудничает с Федерацией дзюдо Санкт-Петербурга. В кабинете английского языка есть сиденья-буквы: а, в, с и т.д. Заглянули в столовую, также оборудованную на высоком уровне. А в классах технологии труда для мальчиков (есть и для девочек) я увидела великолепный стол, который наши учащиеся смастерили сами.

В школе есть мультлаборатория, где дети сами учатся создавать мультфильмы, кабинет робототехники. В 2021 году здесь был подписан договор с Федерацией бильярдного спорта Санкт-Петербурга, в результате чего в школе появилось пять бильярдных столов и прочее оборудование, где школьники бесплатно овладевают бильярдным мастерством.
Полюбовались шахматным пространством. Кстати, мой визави раньше возглавлял школу-интернат, где жили профессиональные спортсмены, и его прежняя школа была опорной площадкой Федерации шахмат России. Шахматы – его давняя страсть.
Концертный зал школы – предмет особой гордости директора – он составляет треть БКЗ «Октябрьский»! 26 августа здесь состоялась районная педагогическая конференция, где были обсуждены приоритетные задачи развития районной системы образования на текущий учебный год.

***
Сегодня мы побывали в замечательных образовательных пространствах современной школы № 203, которая только набирает обороты – ей всего 1 год. А о директоре рассказано совсем немного. Он был отличным экскурсоводом, воодушевленно рассказывал о том, что сделано, а о себе минимум: «А что обо мне? Главное – дела». А ведь он – кандидат педагогических наук и лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга»!
«Знаешь, отчего хороши пустыни? – спросил однажды Маленький Принц у летчика в сказке Экзюпери. И сам ответил: – Где-то в ней скрываются родники…». В каждом ребенке скрыты свои родники, нужно только уметь их отыскать. И они умело ищут – директор и его команда.


Рецензии