путевые истории. чеченка

  Я возвращалась домой из Москвы поездом 382 «Москва-Грозный».  Дочь проводила, помогла разобраться с постелью.  Мы попрощались  и она убежала на электричку метро.  В купе плацкартного вагона оказалось нас четверо,- я и три чеченские женщины. Пожилая женщина и, видимо, её дочь расположились на боковых местах, я и Аза внутри купе. Верхние полки заняли не скоро, так что волей-неволей мы начали общаться. Дежурные фразы, - «вы до какой станции», «откуда едете», «кто провожал», «угощайтесь»…

   Мало-помалу, разговор пошёл.  Да и все знают, что в поезде можно говорить обо всём, что наболело, чего достиг, о чём мечтается.  Помните песню? « Начнет выпытывать купе курящее про мое прошлое и настоящее.  Навру с три короба - пусть удивляются.  С кем распрощалась я, с кем распрощалась я, С кем распрощалась я, вас не касается…»  Кстати, одна из любимых песенок, к тому же, еду до Тихорецкой. Вот и напеваю иногда.

Женщины на боковушке поочерёдно стали молиться по-своему, а после, не нарушая традиций, приступили к таинству дорожного стола, когда из безразмерной сумки достаётся немудрёная еда, разливается чай.

   Познакомились. Точнее, Аза, не представившись, в разговоре  так назвала себя.  Спросила, какого я года, я  сказала. Она говорит, - «о, да мы почти ровесницы, я на год моложе». А я подумала, а может лет на пять старше? Может этому впечатлению способствовал платок, может,  жизнь наложила отпечатки.  Разговор закрутился о событиях в Украине.  Я посетовала, что развал страны привёл к болезненному разрыву связей, которые объединяли тогда наши народы. Ведь сколько было смешанных браков!

   Через какое-то время, после ужина и чая, она говорит, - «я вам расскажу свою историю»…

   Давно это было… ещё в советские времена.  Я вышла замуж за красивого и видного чеченца.  Он в то время учился в Махачкалинском педагогическом институте  на факультете филологии. Семья у него оказалось большой,  что довольно привычно для чеченских семей.  В одном большом дворе было несколько добротных домов, в которых жили родители с братом мужа, дяди, тёти, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, многочисленные дети. Семья была дружной.  Всё делалось сообща.  Вот, например, в большом саду стояли несколько больших дубовых бочек, в которые на зиму солили помидоры, огурцы, капусту, арбузы.  Это делала бабушка.  И было это всё невероятно вкусным. Всю зиму кормились семьи и соседям перепадало.  Бабушки уже нет, но её умения перехватили молодые женщины и продолжают делать заготовки не менее вкусные, хоть и дубовые бочки уже сменили на большие пластиковые.  Муж  Магомед  доучивался в институте заочно.  Через год появился первенец, назвали Ахмадом.  А ещё через два Аллах послал и второго сына,Тимура. Магомед страшно  гордился своими сыновьями, а деды так и вообще души не чаяли. После окончания института Магомед работал в школе, вёл литературу, родной и русский языки.
 
   Всё бы ничего, да начал он болеть.  Оказалось слабым сердце.   И вот, чувствуя, что болезнь его всё чаще одолевает, он признался мне, что у него есть дочь от русской женщины. Звали её Аней, она училась в том же институте.  Красивая, весёлая, он просто не мог не влюбиться в неё. Жили они вместе, да и  когда приезжал на сессии, они продолжали свои отношения. Она знала, что он женится  по обычаям своих предков, но мы же всегда на что-то надеемся...  К тому времени, у неё родилась дочь, которую назвали в честь матери, Лейлой.  А время расставило всё по-своему.   Окончив учёбу, Магомед уехал.  Там и дети пошли, да и работа.   Аня со временем вышла замуж.  Он, конечно же, поддерживал с ней связь, но скрывал от всех.  А вот, когда прижало сильнее, он признался.  Для меня это было шоком.  Сначала не хотелось жить,  но он умолял простить грехи его молодости.  Я любила его, да и он отвечал тем же.  Мы были завидной парой. Потом немного погодя, я подумала, всякое ведь бывает.  И если где-то есть его дочь, она же не виновата в этом? Значит,  Аллаху так было угодно. И я решилась найти эту Аню и поговорить с ней. Посмотреть и поговорить с дочерью.  Ведь, если разобраться, девочка  приходится моим сыновьям родной сестрой.  Ну решила и сделала.  Сама ехать побоялась и мы решили признаться брату Магомеда.  Конечно, это была буря, но и он в конце концов понял всю нелепость и безысходность ситуации.  Да и брат слёг окончательно.

   Добрались до Дербента, где жила Аня раньше.  В этом доме остались жить её родители. Пришлось рассказывать Аниному отцу продолжение  истории, ведь он никак не соглашался назвать адрес дочери. Но уговорили.  Для Ани наш приход оказался полной неожиданностью.  Сначала она приняла нас в штыки, затем немного успокоилась.  Накрыла чай.  Но когда я попросила приехать к нам в Чечню и привести дочь, она пришла в негодование.  Я умоляла её, просила, жизнь ведь большая, у тебя, Аня только одна дочь, у неё могут появиться братья, а у них сестра. А мы можем жить, как угодно.  Нам от тебя, Аня, ничего не надо. Может быть, мы чем-то могли бы помочь, пусть дети наши станут родными, пусть общаются…  В общем, мы так и уехали ни с чем,  так и не выпив чаю.

   Аня приехала с дочерью и мужем к нам через два месяца.  Она прислала телеграмму и мы уже ждали их.  Надо было подготовить семью к этому известию. Конечно, в доме было неспокойно.  Для всех это был шок.  Но я очень попросила всех, не ваша это жизнь и не моя, это жизнь Магомеда, дайте ему увидеться с дочерью, он ведь и её всю жизнь любил. Убедила.  И не смейте никак унижать Анну. Примите её, как родную. Никто в этом не виноват, это жизнь. Надо сказать, так оно и было.  Собралась вся родня, одарили девочку вниманием и подарками.  Все увидели, что она очень похожа на своих братьев.

   Анна с дочерью пошли к мужу, были у него чуть больше часа.  О чём говорили, не знаю, не моё это, не спрашивала и его.  Когда Анна вышла, сказала, что он не протянет и месяца. Так оно и случилось. После их отъезда  Аня так ни разу не позвонила, хоть телефоны были и в нашей семье и в её. Дочь тоже не звонила, ну это ребёнок, хоть и одиннадцатилетний.

   Магомед умер действительно через месяц.  Никто не приехал из той семьи.  Мы сообщали и ждали. Но не было ни звонка, ни письма. Потом Аня скажет, что  не получала известий о его смерти. Получала. Но отнеслась к этому нехорошо.  Ведь  она знала, она же сама сказала, что за месяц всё решится.  Бог ей судья.

   Прошло много лет.  Сыновья подросли. Старший женился, и у него родилась дочь, но так сложилась судьба, он попал в аварию и не выжил. А младший, Тимур, вот месяц назад отгулял свадьбу своего сына. Живут они с молодой женой в Москве.  Я гостила у внука  после свадьбы.  Вот назад и еду домой. Жена у внука настоящая красавица, да и тянутся они друг к другу, как две лозины.

   Ещё за полгода до свадьбы сына Тимур пристал ко мне, давай найдём сестру, попробуем ещё раз. Не хотела отпускать его, но решилась.  Чего только не сделаешь для своего ребёнка. Тимур сразу не нашел Аню.  Они выехали с Дербента в Астрахань, Аня там  работала в школе, а в Дербенте остались её родители.    Лейла вышла замуж за русского парня  и у них родились две девочки. Тимур страшно переживал, ведь он никогда не видел ни Аню, ни Лейлу.  Когда они приезжали, мальчики были в школе. Теперь уж ей 43 года, а Тимуру 40. Уж как они там сговорились, но встреча состоялась. Когда встретились наши дети, были слёзы. Плакал сын, плакала Лейла.  Он подарил ей красивый золотой браслет и тут же потащил в магазин, купил кольцо. Наши обычаи обязывают.   Как похожи они оказались внешне! И как похожи на своего отца! Они проговорили всю ночь, им было, что рассказать друг другу.  Родные люди, волей судьбы выросшие так далеко друг от друга.  Вскоре и мы  познакомились с  Анной ближе, с её матерью, Верой. Пообщались  поближе с Анной, решили, что жизнь и так наказала их за необдуманность. За то, что Анна так и не приехала проститься с Магомедом. Потом  решили забыть обиды и дать детям возможность самим разобраться в жизни.  Ведь есть телевизионная программа «Ищу тебя» и люди ищут и находят родную кровь, близких друзей, по каким-то причинам потерявших связи. В основном это была война… а здесь, знают кого искать, знали где искать…

   Наши дети общаются. Звонят друг другу по сотовой связи каждый день. Аня и её мать приняли это и тоже перезваниваемся.  А Вера всегда говорит, какое счастье, что вы у нас есть, что у Лейлочки есть брат и что они очень полюбили друг друга. Сказано,- кровь тянется к крови.  У нас, у чеченцев, это сильно.

   Вот такая моя история. Я после так и не вышла замуж.  Вот уже больше тридцати лет живу одна. Растила детей.  Работала. Помогала в семье.  Меня тоже семья не бросила.  У нас всех очень хорошие отношения.  А я рада и счастлива, что эта история имеет такой хороший конец.

   Мы поужинали, выпили по чаю. Аза достала свой сотовый и нашла фотографию своих детей. И правда, не знать этой истории, сказала бы, что стоят мужчина и женщина  из одной семьи.
 

   Аза задремала.  А я долго смотрела в темноту за окном, слушала стук колёс и думала. Правда ведь, какая была страна!… Как тесно мы все были связаны разными отношениями!… Это и экономика, и культура, и недра и русский общий язык… И… Самое главное,- рождались семьи.  Перемешанные.  Даже трудно назвать, какие это были смешанные браки, в которых рождались чудесные дети!  И жили мы вперемешку в разных республиках.  И учились мы в разных городах  нашей большой страны.  А кому-то за кордоном это было, как кость в горле.  И нашлись  люди, кто предал эту страну, отдал её на откуп своим  амбициям и нашим вечным врагам. И довели её до нищеты, до потери самоуважения. И как посеяли вражду меж людьми бывшего великого Союза.  И чем сейчас это всё обернулось…
 
   А колёса- тук-тук, тук-тук, тук-тук…


Рецензии