Князь Кисек О то рцехомь на вы
О то рцехомь на вы
Вот то, о чем говорим мы вам
***
Среди дощечек Влесовой книги чрезвычайна интересна дощечка 17, где после краткой исторической вводной части, приводится и прямая речь русского князя (русичи-словутичи) Кисека (Кисько, Кышек) перед своим войском во времена гуннских нашествий (также об Кышеке и Ории, и попытке обьединить оба племени, см. дощ. 35).
В дощечке 17 перечисляются главные исторические события, предшествующие новой надвигающейся угрозе, вспоминается о первом приходе гуннов и призываеся сплотиться и отразить неприятеля. Это не миф, не сказка, не проповедь, а прежде всего историческое повествование, причем от первого лица Кисека, переданное будущим поколениям достаточно точно, так как в дощечке настойчиво говорится о необходимости не пропустить ни одного слова из сказанного.
В самом начале, очень кратко, приводится легендарная история о братьях Славене и Скифе, об уходе на север Славена и основании града Славянска (Словенска) , о сыне Славена Бастарне, оставшегося на севере от Дуная, о Скифе, оставшегося у моря, о сыне Бастарна Венде, после которого также были внуки, в том числе и сам Кисек, который владел степью полуденной (южной).
Более подробно говорится о многочисленных войнах по обеим сторонам Дуная (и до гор Русских и до пастбищ Карпатских). В результате - о необходимости сотворения единой округи-союза (Кола), с единым вечем.
***
I се бящете кньзеве Славну
со братаре му Скiвьу
А се пре весте вьлкiке на въстенце
i се i тоi рещете
Iдемо до земе Iльемерсте
а Дунае
I тако iещете
I Бъстаре сна све оставе
о страце Iiломере
О се теце на полуносще
i тамо све гърд Славень утврже
А се брате го Скфе
у морже бящете
I се Бъстаре iме сна све Венде
i по не сiтце бяще внущец Кiсек
кiже владец бящ ступе полудене
I крве многаi тамо iесоi
i отва бяще пре вьлка за се те
i зурете на обаполе оде Данаiу
до горе Русiще i до хопе Карпенсте
I тамо рящете се бо утвре Коле
i бендешете опрец за не
i такожде врзем упоре творяе
О се уразе оне i одстрще од се
I се родем о томо рещете
i Веще созве едiно творящете земе нашiу
А тако стояте земе теiе пентесты лете
I се за се отворе межде Русiще усобiце
i върждящете сен ове i сылоу стратете
Iмящете ове о соубое i безълаждене све
I такожде прiдете врзе на Оце нашiе о полудене
i се стрщете Cкiвске земе о побреже морженсте i ступы
I се тещiяху ове на полунеце i срящете с Фрiаце о тожде iдаяху помоще на врзе
I се Скуфiа Оце нтщесе i сразcете со вързе о сылоу
i потлце оны
I се овы бяще Iегуны попрве до Русе ступiце
i тоiе крате одестрщене бяще
То iмiяхом за знаце якожде iмiяхом i нынi творiте
I се бя iмате о те врце
Се б то стоупны хорпе хранете iмiяхомь
яко Оце нашiе а ПраОце
iже хърп ящете iмаше о све стоупе
I се траве све i кветень хранете умiеща
якожде крьв сове лiяху
О се бо Колуне нашiу оставе врзiем
I та Голуне колем бяще о та вързiем тiжцще о прсте ста
I се грде нашie клоум ставете iмяхомь
якожде Оце нашiе
якове острце прящесе о земе на вcеко крокы
I до поуде спаднеще i лiбате iу
I тамо земржете iмiяе i на споте не iдеще воежде
Камо грендете сен тоi дене iдежде не iмахомь онекде утулоу
I се рцехомь о то яко Оце нашiе
i се борехомь
I колiбва порждене бiяхомь
се Пероунец прiде до ны
i Тоiе повенде ны
I се колiко iе прахоу на земе
i такожде iе о то вое Сварзенце
Оны помождене бендешете
рате iдящете од облакы до земе
I се Дiде наше ДажБо о щеле iхьва
I колiжде Тоiе не оборящете сиць
i мы не осоме
А то до целе не можащете быте
I се рцехомь молытбу о Бзем нашiем
aбы Овы намо поспещете до помождене
i дате вiтеждене на врзе могоще
I що сьме о тем
якожде земе нашiа утлщена iе
спатнiема ногы вражденсте
I тако зрщехомь на то
iа бендещехомь коi околы све
i нетецщехомь на оны
i нтецемо акыноу до дресте iех
i не вЪртехомь iе о ранiех врадженстех
а не оубiехомь оне
iежде на ны налезще
О то рцехомь на вы
Якожде тако рiех оно Кiсек на люде све
за щасе напднесте на овiе
i тоiе омързещесе о вразех
I токьще на оны i потлцще iе
Се iмiяхомь знак тоiе i мощьеносте
i не мъгощехом до iЯвве дате овы
Се б то бы слабостще
i се iмяхомь сылоу
I сьме мнозiе
а вразе не соуте толкоi мнозiе яко сьме
I смье Русiце
i вразiе не соуте оны
А камо iе вряждена кревь нашiе
тамо iе земе нашiе
I се вразi вЪдiяшуте
I се о ны сен старащутесе
I се староще iе марна будете
якожде ове бiящя о старе щасе Оцiех нашiех
Рещехомь iеще словы тоiе назпаменте
абыхомь не iедiны одо тiе слове не оутратете
I рцехомь братрем нашiем о такожде
Се сыла Божстiе бендешете на вы
i ту о вiнтезете врзе вашiе до конце
iже хщешете земе вашiе
Такожде врзете моу до оусте пълнiе
а те полока оноу до дрсте све
а не рще простiе нiже слъвы све
Будете сыне све Бгоуве
i сыла Iхьва перебендешете на вы до конце
Не iмiяхомь а не щерве нашiе насытете хлi****
се б то пожден на огнь вражескъ
I кравiе нашiе скуте трпяшете тугу такожде i се якожде мы
I се акыне наше харалужне одрждехомь оде полоудене борзiе
а бедiехомь сылны вiще врзе нашiе
И вот, был князь Славен с братом своим Скифом. И вот, о войне вести (они узнали) большой (великой) на востоке, и вот он (тот Славен) и говорит: Пойдем в землю Ильмерскую. И так сделал. И Бастарна, сына своего, оставил у старца Ильмера. И потом вот отправился на полночь (на север), и там свой город Славен сотворил (создал). А вот брат его Скиф у моря был (остался). И вот Бастарн имел сына своего Венда, а после него был внучек Кисек, который был владыка степью полуденной.
И крови многая там было, потому как была пря (война) вликая за все то и свирепствовала по обеим сторонам (полам) Дуная, до гор Русских и до пастбищ (хорп) Карпатских. И там рящете (договорились?) и вот ведь утворили Кола (Союз), чтобы опираться на него (а бендешете опрец за не?) и также врагам упор создавать. И вот поразили их и отбросили от себя. И вот, родам о том сказали и Вече созвали едино (общее), создавая землю нашу. И так стояла земля та пятьсот лет.
И вот, за тем открылась между Русичами усобица, и враждовали они и силу потеряли, потому как были у них стычки и безладие всякое. И также пришли враги на Отцов наших с полудня и погнали их со скивской земли, от побережья морского и степи. И вот двинулись они на полночь и встретились с Фряжцами, которые также шли на помощь врагам. И вот Отцы Скуфи взялись и сразились с вражеской силой, и ее разбили. И вот, те были Гунны первый раз в Русской степи, и тот раз они отброшены были. Это нам знак, что то же нам надобно и ныне сделать, и туда возвратиться. Так степные пастбища нам надобно хранить, как Отцы наши и Праотцы, которые пастбища взяли; степь ведь у них своя была, и ее, травы все и цветы хранить умели, потому как кровь свою там лили. Так вот округу нашу оставили врагам. И та Голунь кругом была, чтобы в него врагом ловить, которые тщетно напротив стояли. И героев-воинов наших кругом ставить нам надо, как Отцы наши, которые бодро бились за землю на каждом шагу. А наземь падут, и целуют ее, и там и умирают. А вспять же воины не шли. Куда податься в те дни, когда не было у нас нигде убежища. И речем мы о том, как и Отцы наши, и боремся. А если поражены бывали, то Перунец приходит к нам. И Он поведет нас, - и вот, сколько праху на земле, так столько же и воинов Сварженских. Они помощью будут, рати, идущие с облаков на землю. И вот, Дед наш, Даждьбог, на челе их. И когда же он не побеждал так? Да разве и мы не оборем? Да того вообще не может быть.
И вот речем молитву мы Богам нашим, чтобы они нам поспешили на поможение и дали победу над врагом могучим. И что есть мы тогда, когда земля наша подавлена следами ног вражеских? И как смотреть на это будем, кои везде повсюду? И нападем на них, и натычем акынами (акинаками) до срак (дресте) их, и не станем обращать внимания на раны, нанесенные врагами, покуда не убьем их, которые на нас напали. О то рцехом на вы! (Это говорим мы вам!)
Когда-то так рек то Кисек людям своим за час (во время) нападения. И так омерзели (опротивели) им враги, и помчались они на них и побили их.
Вот, получили мы знак той мощености и не можем до яви (обьявить) его. Вот, была слабость. И вот получили мы силу. И нас много. А врагов не так много, как нас. И мы Русичи. А враги не суте оны. И где пролита кровь наша, там есть земля наша. И об этом враги знают. И нас страшатся. И вот, старость их болезненна (марна) будет, как то было и в старые времена Отцов наших. Говорим еще раз эти слова незапамятные, чтобы нам ни одно из тех слов не утратить. И скажем братьям нашим такоже: Вот, сила Божеская будет на вас, и той одолеете врагов ваших до конца, тех, кто желают земли вашей. Так что напихайте ее (землю) им полный рот, и они (те кто желает землю нашу) поглотят ее в кишки (дресте) свои и не смогут сказать даже простого слова.
Будьте сынами своих Богов. И сила их пребудет на вас до конца вашего.
Не имеем мы и чем черева наши насытить хлебом, потому как пожжёны они на огне вражеском. И коровы наши, скот, терпяще тугу (беду) такоже, как и мы. И акынами (акинак - короткий меч-кинжал) нашими харалужными (закаленным особым способом) одержим (одолеем) мы врага на полудне (на юге) и будем сильны более (выше) врагов наших
Влескнига. Дощечка 17
Свидетельство о публикации №222092800409