Спящие боги, гл. 93. Ваджрный ад

ВАДЖРНЫЙ АД
Ваджрный ад – это мир, построенный собственной гордостью. В этом мире могут переживаться самые разнообразные переживания, как неприятные, так и приятные, но все они не имеют никакой связи с освобождением сознания от неведения. Мысли и чувства в ваджрном аду воспринимаются более реальными, чем покой сознания. Существование в ваджрном аду похоже на путешествие на карусели. Как-будто всё время что-то происходит, но единственное, что происходит реально – это вращение по кругу. Этот мир называется ваджрным адом, поскольку он строит себя по подобию ваджры – несокрушимому алмазу.  В нём оказываются периодически все духовные искатели, поэтому стоит хорошо представлять себе каков путь выхода из него.
Как освободиться из ваджрного ада? Для этого важно понимать, что не всякий жизненный опыт имеет ценность и смысл. Гордость требует от ума постоянного и изматывающего усилия по поддержанию веры в то, что всё, что мы делаем или переживаем является необходимой частью пути. Индустрия развлекательной духовности постоянно поддерживает в своих потребителях веру, что они куда-то продвигаются, развивают свою личность. На самом же деле, эта вера служит одной единственной цели – поддержанию чувства собственной значимости, которое и удерживает существ в ваджрном аду. И напротив, видя как значимые только те действия и переживания, которые увеличивают благие качества ума, искатели перестают цепляться за всё, что они пометили ярлыками «моё» и «я», и покидают парк развлечений ваджрного ада.
Неумелое старение – это проявление ваджрного ада. Люди, сознание которых всю деятельную жизнь ориентировано на личностное продвижение, гонятся за миражами увеличения собственных сил и влияния, пока не обессиливают. Обессилев, они ощущают, что жизнь выбросила их на свалку старых вещей, бесполезных для стремящегося к силе и удовольствиям общества.
Один из моих подопечных вызывал во мне симпатию и уважение своим необычным для большинства стариков мышлением. Его тело было слабым. Я приносил старику завтрак в постель, откуда он часто вставал позже, чтобы пойти в туалет, искупаться, а затем перейти в гостиную. Мой подопечный не ругал и не расхваливал своих детей, не жалел о прожитой жизни и не гордился ею. Он не говорил со мной о политике и социальной несправедливости, не шутил о сексе и деньгах, не был жаден к пище. При этом он не был апатичен, его взгляд был ясен, а речь – уравновешена и понятна. Через какое-то время после нашего знакомства старик перешёл жить в дом престарелых, где я несколько раз навестил его по долгу службы. Свой переход в приют он воспринял ровно, без сожаления и без обиды на жизнь. Общение с моим подопечным создало у меня впечатление, что этот человек до известной степени освободился от идеи собственной значимости и связанной с ним злости.
Прощаясь со мной, старик сказал мне: «Спасибо за твою помошь. Я хочу сказать тебе одну пословицу, истинность которой для меня несомненна. Эта пословица – пусти хлеб по течению реки, и в тяжкое время ты найдёшь его».
Смысл этих слов в том, что благие дела в нужное время порождают благие следствия. Одним из таких благих дел является прекращение раздутия собственной значимости. В свой час оно приводит к выходу с кружащей голову карусели ваджрного ада.


Рецензии
Спасибо за Путь, Вова.
Мой поклон тебе.

Марина Тигра   28.09.2022 11:28     Заявить о нарушении