Богдан Ступка. От актёра до символа
Эти записки - моя память о нём. И благодарность за то, что он был и навсегда останется с нами.
Когда месть стала благом
Богдан Ступка родился в августе 1941-го во Львовской области. После войны семья переехала во Львов. Мальчик рос в актёрской среде: отец работал в хоре оперного театра, дядя тоже пел, тётя была главным концертмейстером. Бодя, как звали в семье Богдана, воспитывался на оперном пении, балетах, хорошей музыке и классических сюжетах.
Он и сам мечтал стать актёром. Тогда в кинотеатрах шли трофейные фильмы: "Индийская гробница", "Знак Зорро", "Тарзан". Как и другие мальчишки, Бодя бегал на каждый из них по нескольку раз. Даже делали лианы – изображали Тарзана, Бодька был обезьянкой Читой – она у него получалась лучше всего.
А однажды Ступка посмотрел английский фильм "Путь в высшее общество" с актёром Лоуренсом Харви, на которого был очень похож. Богдан шесть раз ходил на этот фильм и каждый раз, когда зрители выходили из зала, стоял в дверях, надеясь, что хоть кто-нибудь обратит на него внимание. Но, увы, так и не дождался этого счастливого момента.
Родители отговаривали от актёрской профессии: зарплата маленькая, многое в карьере зависит от случая, поэтому нужно получать надёжную профессию – врача, инженера. Во Львове театрального вуза не было, денег, чтобы поехать учиться в Киев или Москву, – тоже. Ступка решил поступать во Львовскую политехнику. Не поступил. А всё потому, что слишком хорошо играл в теннис.
Богдан еще со школьных времен был записан в теннисную секцию на кортах Политехнического института. Однажды на тренировке с ним в паре оказался немолодой полный человек, предложил сыграть. Сначала толстяк выиграл три-четыре сета, а потом Ступка начал так подавать мячи, что грузный дяденька не успевал добегать… Когда же Богдан пришёл сдавать вступительные экзамены, председателем экзаменационной комиссии оказался его проигравший спарринг-партнёр, который с удовольствием завалил запомнившегося ему по корту абитуриента.
Так всё и было. Слышала эту историю от самого Богдана Сильвестровича.
Рок-н-ролл для робота
А в этом же году во Львове при театре имени Заньковецкой открылась актёрская студия, и судьба улыбнулась Богдану: его приняли! И уже на втором курсе Ступка начал выходить на сцену.
Весной 1960-го главный режиссёр театра Борис Тягно предложил Богдану роль робота Механтропа в спектакле "Фауст и Смерть". Ступка тогда страстно увлекался танцевальным рок-н-роллом, прославился во львовской тусовке его виртуозным исполнением и всю свою роль построил, как сегодня сказали бы, в интонациях рэпа: рэповый ритм речи, рэповый отстранённо-механический говор. А однажды на репетиции в декорационном цехе его робот вдруг взорвался рок-н-роллом, и режиссёру это так понравилось, что бешеный танец Ступки он ввёл в спектакль.
Через год театр поехал с этой постановкой в Москву на Дни культуры Украины. И там во время рок-н-ролла Ступки от сотрясения лопнул осветительный прибор, и его осколки попали Богдану в глаз. Лёжа на полу и корчась от боли, он думал, кого же теперь сможет играть, став одноглазым… Разве что Кутузова или адмирала Нельсона. Но слава богу, всё обошлось: московские врачи сохранили незадачливому танцору зрение.
После роли робота Механтропа на Ступку посыпались самые разнообразные предложения от режиссёров. Сразу, с первого своего сезона, он стал востребованным актёром – играл в "костюмных" и современных пьесах эпизодические и главные роли.
Начинала складываться и личная жизнь: друг Ступки, композитор Богдан Яновский, познакомил его с очаровательной балериной Ларисой Корниенко. Девушка только что вернулась во Львов после окончания Бакинского хореографического училища и начинала работать в оперном театре. Ступка и Лариса стали встречаться, но в 1963-м Богдана призвали в армию.
Свадьба - пожар
Артист-новобранец служил дома, в Прикарпатском ансамбле песни и пляски Советской Армии, который солдаты называли не иначе как «ансамбль пенсии и пьянки». Конечно, Богдан был там не певцом и не танцовщиком, а чтецом и конферансье. Служба была необременительной: прочитал в начале концерта "Песню о Соколе" Горького или юмореску – и свободен.
Но тут подкатила новая беда: Богдана продуло в автобусе, который вёз военных артистов на очередной концерт. Выступление прошло нормально, но утром Ступка обнаружил, что не может пошевелить ни одним мускулом лица: оно превратилось в неподвижную маску.
Диагноз врачей оказался неутешительным: воспаление тройничного нерва. Лицо перекосило так, что было тяжело не только говорить, но и глотать, а собственный голос доносился словно издалека. Положили в военный госпиталь. Болезнь, как оказалось, с трудом поддавалась лечению, врачи уже говорили об операции. Ступка практически попрощался с актёрской карьерой. Спасение пришло внезапно, вместе с любовью.
Для посторонних посетителей госпиталь был неприступной крепостью. Почти полгода Лариса пробиралась через все кордоны, чтобы принести Богдану что-нибудь вкусненькое, питательное, а главное – чтобы подбодрить и поддержать.
Умница и красавица, юная балерина Лариса убедила его: всё проходит, пройдёт и это. "Она не обращала внимания на мою болезнь, – рассказывал Ступка. – У меня был так называемый перекос лица… При этом человек очень смешно выглядит. Она постоянно ко мне приходила, а я думал: зачем я ей нужен с такой рожей? Никуда не пойти, не показаться… Тогда я понял, что в этом человеке есть что-то ещё, кроме того, что она балерина, кроме того, что она – красивая девушка. Я решил на ней жениться. Кстати, до этого даже думать не хотел о женитьбе, увиливал. Для меня, знаете, жениться было – это всё равно что пережить пожар. И я таки его пережил!"
В 1964-м Богдан и Лариса сыграли свадьбу, через три года родился сын Остап.
"Ну, неплохо я играл, неплохо"
В театре карьера Богдана Ступки развивалась вполне успешно. "Украденное счастье" Ивана Франко, "С любовью не шутят" Педро Кальдерона, "Гайдамаки" Тараса Шевченко, "Коллеги" Василия Аксёнова, "Третья патетическая" Николая Погодина – список спектаклей и авторов внушительный.
А вот в кино его не приглашали. Богдану Ступке было уже 29 лет, когда режиссёр Юрий Ильенко, прославившийся как оператор культового украинского фильма "Тени забытых предков", позвал его в свою первую "режиссёрскую" картину "Белая птица с чёрной отметиной".
Ильенко снимал фильм, который станет классикой украинского кино. "Только понял я это не сразу, – вспоминал Ступка. – Когда режиссёр показал мне материал, ещё без звука, я расстроился. При мёртвой тишине на экране кто-то бегает, что-то делает, я иду, потом танцую… Это был широкий формат, мой нос и прочее увеличились настолько, что стало не по себе. Когда просмотр закончился, Ильенко спрашивает: "Ну, как материал?" Я говорю: "По-моему, меня больше никто не будет снимать". На что он парировал: "Да, дуракам полработы не показывают…" А потом фильм получил массу наград, начиная с Гран-при Московского кинофестиваля, и действительно стал классикой. Я слышал, во ВГИКе теперь изучают мой танец из "Белой птицы". Но когда фильм вышел и я, как говорится, проснулся знаменитым, то ничего не понял. И только потом, посмотрев картину несколько раз, решил: ну, неплохо я играл, неплохо".
Интересно, что на роль Ореста Звонаря, которую сыграл Ступка, первоначально был приглашён Иван Миколайчук. Но когда худсовет студии посмотрел материал картины, общее мнение было таким: отрицательную роль главаря бандеровцев должен играть вот этот длинный черноволосый парень с колючими глазами…
И Борис Годунов, и Брежнев...
Успех был бесспорный, но пути господни неисповедимы: предложениями Богдана Ступку не завалили. В 70–80-е он снимался мало. На Одесской киностудии, в частности, сыграл в тот период в фильмах "Забудьте слово "смерть", "Даниил, князь Галицкий" и "Золотая свадьба". Лучшие роли в кино пришли к нему в годы зрелости.
За свою карьеру Богдан Сильвестрович снялся примерно в 120 кино- и телефильмах и исполнил более пятидесяти ролей на театральной сцене. Актёр не старался держаться в рамках определённого амплуа, ему с лёгкостью давались разноплановые роли. Нередко Ступке предлагали сыграть исторических личностей. Их список грандиозен: актёр был Керенским в фильме "Красные колокола", Богданом Хмельницким в польской ленте "Огнём и мечом", Борисом Годуновым в "Кремлёвских тайнах XVI века", Мазепой в "Молитве о гетмане Мазепе", князем Ярославом в ленте "Александр. Невская битва", Леонидом Брежневым в комедии "Заяц над бездной"…
По поводу этой последней картины Ступка говорил: "Режиссёр меня увлёк необычной идеей: я буду играть то, что мой герой думал. А что он думал, никто не знает. Поэтому имеем право показать его хорошим, положительным персонажем, а не героем анекдотов. Ведь у каждого человека есть душа, своя судьба. В молодости Брежнев, кстати, красивый был. Бровеносец в потёмках! Какие брови у него были шикарные. Говорят, что на международных переговорах он мог обаять кого угодно".
Нелегко Ступке далась роль Тараса Бульбы, одна из лучших в его послужном списке. Съёмки шли целый год в непростых погодных условиях. При почти сорокаградусной жаре нужно было скакать верхом, надев двадцатикилограммовую амуницию, размахивать саблей, соскакивать с седла бегущего коня.
Богдан Сильвестрович признавался, что характер Тараса ему не близок, он не принимал его максимализма, упрямства, жестокости: "По-человечески я не мог понять Тараса, и в этом было главное препятствие в работе над ролью. Я не смог бы его простить, поскольку убить своё дитя – для меня за гранью добра и зла. К тому же у Гоголя Бульба весит двадцать пудов, то есть триста двадцать килограммов. А во мне в пять раз меньше! Но режиссёр Бортко убедил меня, что волшебная сила искусства может решить даже эту проблему. "Наверное, он был прав", – подумал я, держа в руках "Золотого орла" за эту роль на церемонии на Мосфильме. Кстати, не только Тарас Бульба, но и "Золотой орёл" "похудел". Когда в 2005-м я получил своего первого "Орла" за картину "Водитель для Веры", то приз был намного тяжелее по весу, хотя таких же размеров".
Плохой муж - хороший артист
В их доме всё лежало на плечах Ларисы Семёновны. Готовила еду, ездила за продуктами на базар и в супермаркет, решала все семейные бытовые проблемы только она. Ступка был весь в работе. Ему было некогда отвлекаться на мелочи жизни.
"У Боди была традиция, - вспоминала Лариса Семёновна, - когда после спектакля он приходил домой, на столе обязательно должен стоять бокал пива, сыр, чёрный хлеб с солью и лук. Он обожал лук, но ел его только вечером, когда уже не надо было ни с кем встречаться. И я давала ему возможность расслабиться, выйти из роли, не приставала с вопросами и болтовней. Знала, что завтра утром он, бодрый и энергичный, обнимет меня и скажет: "Тебе, моя милая, достался плохой муж, но зато мужик - ого-го! Да?" Это меня всегда смешило, потому что "мужиком" в доме была я".
Он очень любил красиво одеваться, большая часть гардероба в квартире была занята одеждой Богдана Сильвестровича – костюмы, обувь, огромная коллекция шляп. Иногда, собираясь на мероприятие, менял одежду несколько раз, никак не мог выбрать, в чём ему выйти.
Лариса Семёновна признавалась: "Да, с ним было тяжело жить. Но как только я видела его на сцене, то опять влюблялась в него и всё прощала!"
И ещё: "Как-то одна журналистка спросила, имею ли я бриллианты. "Конечно, - ответила я, - есть один". - "Большой?". -"Да большой, много карат - мой Богдан Сильвестрович".
Профессия Ступки-старшего стала в семье наследственной. Сын, народный артист Украины Остап Богданович Ступка, уже много лет выступает на сцене театра имени Ивана Франко, играет главные роли, считает себя театральным актёром, хоть в его послужном списке около тридцати киноработ. В своё время Остап шутил: "Батько, поменяй фамилию! Две Ступки в одном театре – будет много!"
А внук Дима ещё студентом сыграл в гоголевской "Женитьбе" сразу несколько ролей. Учился на театральном курсе Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого, где актёрское мастерство преподавал дед. Ныне тоже работает актёром в театре имени Ивана Франко. С 2007 года сыграл двадцать пять ролей в кино и сериалах... В общем династия продолжается.
НАШ Ступка
Летом 2010 года Богдан Сильвестрович неожиданно потерял сознание на съёмках телесериала "Однажды в Ростове". Диагноз оказался страшным: онкология. В январе 2011-го ему сделали операцию в Германии, где он впоследствии продолжил лечение.
Ступка смог отметить 70-летний юбилей. Казалось, дело пошло на поправку, он начал сниматься, горел желанием вернуться на сцену. Но к сожалению, болезнь не удалось побороть до конца. Его не стало 2 июля 2012 года в киевской больнице "Феофания". Причиной смерти оказалась острая сердечная недостаточность, вызванная последней стадией рака...
Тогда, в 2012-ом, больно было, что ушёл выдающийся украинец, отдавший служению искусству и Батькивщине всего себя: талантливый актёр театра и кино, министр культуры и искусств Украины, Герой Украины, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. Богдан Ступка входил в состав Европейской киноакадемии, был удостоен многих отечественных и международных призов за великолепно сыгранные роли. Этому великому драматическому актёру были подвластны любые образы и персонажи.
И только после 2014 года стало понятно, что накануне сокрушительной украинской катастрофы нас покинул человек, в котором воплотилась наша страна, украинец, олицетворявший совесть нации, её интернационализм, терпимость, порядочность и здравомыслие. Не представляю, как бы Богдан Сильвестрович переживал сегодня то, что творится в любимой им стране. Но то, что он был бы НАШ, сомнению не подлежит.
Свидетельство о публикации №222092800520
Замечательно написана.
Подниму в рейтинге.
Виктор Николаевич Левашов 25.02.2023 01:02 Заявить о нарушении
Елена Марценюк 25.02.2023 20:18 Заявить о нарушении