О психике или человек три в одном
Психика, или психизм, есть комплекс эволюционно развитых физиологических процессов взаимодействия живого организма с окружающей средой.
Задача психики заключается в организации и осуществлении оптимального (т. е. наиболее рационального и надёжного) поведения организма по удовлетворению его потребностей, поведения с учётом возможностей организма на данный момент, также состояния и содержания окружающей среды.
Психика включает в себя совокупность имеющих место в организме следующих процессов и состояний: ощущения, внимание, восприятие, эмоции, чувства, память, представление, воображение и сны, понятийную речь и мышление, осознание происходящего и самосознание, творчество, идеи, намерения, волю.
(Восприятие есть процесс приёма и преобразования чувственной (осязания и ощущения) информации, исходящей от объектов, в идеальные образы объектов.)
Основные функции психики: когнитивная, релятивная и регулятивная. Когнитивная включает познавательные процессы, а регулятивная инициацию и организацию поведения. Назначение же релятивной функции психики это выработка субъективных отношений (эмоциональных и осмысленных) к окружающей действительности, которые есть основа сосредоточенности (т. е. внимания и воли) субъекта на необходимых или желательных его взаимодействиях со средой.
Из сказанного выше следует, что имеет место наличие тесной связи процессов психических с физиологическими, т. е. процессами непосредственного поддержания жизнедеятельности организма.
Существуют (до сих пор) две концепции относительно сущности психики.
Идеалистические концепции предполагают самостоятельное существование психики как особого самостоятельного не телесного начала, но телом управляющее.
Материалистическая концепция основывается на признании психики особой функцией в организме, которая развилась у живых существ в процессе их приспособительной деятельности.
Диалектико-материалистическая теория психики объясняет ее на основе принципов детерминизма (всеобщей причинной обусловленности) и отвергает идеалистические истолкования, которые отрывают психику от общих законов развития материального мира, превращая её в некую самостоятельную сверх материальную сущность, так как отрицается эволюцию материи и познание её человеком. А это путь в никуда, путь к торжеству невежества.
В разное время высказывались различные точки зрения относительно психики.
- Согласно панпсихизму наделённой психикой является вся природа живая и неживая.
- Био-психизм приписывал психику только живым организмам, причём всем, включая растения. И это правильно. Но надо оговориться, что у растений и примитивных живностей всего лишь пред-психизм.
- Теория нейро-психизма признавала наличие психики исключительно у существ, имеющих нервную систему. При этом отмечалось, что нервная система у живностей очень разная, от зачаточной до сложнейших форм. И на этой основе между начальным нейро-психизмом и психикой полноценной имеют место различные переходные формы.
- Мозго-психизм признаёт психизм исключительно как функцию мозга и исключает наличие психики у насекомых, у которых нет явно выраженного головного мозга, хотя насекомые со своей узелковой нервной системой справляются с задачами наравне с животными, имеющими полноценный мозг.
- С точки зрения антропо психизма психика есть только у человека, а животные являются своего рода автоматами. Но это если считать за психику исключительно сознательный психизм, который действительно имеется только у людей.
Исходя из определения психики, данного в начале, био-психизм ближе к делу, а остальные точки зрения лишь фиксация уровней развитости психизма.
Психические способности возникли и развивались у живых организмов в течение длительной биологической эволюции.
Способность к психизму возникает у живых тел, и не у всех, а только у тех, которым приходится вести активную подвижную жизнь в неоднородной среде, постоянно приспосабливая своё поведение и положение в ней. Всё это требует наличие у организмов соотв. способностей по осуществлению требуемых функций, и они возникли и совершенствовались, расширяя при этом спектр функций в процессе эволюции.
Подобные способности наблюдаются и у растений, которые хоть и неподвижны в комле(соединение коря и стебля), зато активно тянуться-перемещаться ветвями и корнями туда, где благоприятнее.
Всё, кроме управления поведением в среде по добыванию пищи и защиты от врагов и стихии, осуществлялось у живностей и до обретения психизма.
Обретение психизма даёт живностям дополнительные способности по части выживания. А для выживания требуется следующее: обмен веществ со средой для поддержания непрерывности внутренних процессов, регуляция внутренних процессов; размножение как выживание своего вида.
Живности, обретшие психизм, стали всё больше расширять свои способности и возможности в сфере взаимодействия со средой. При этом высший психизм, или сознательный, который только у человека разумного, позволяет кроме управления поведением, ещё частично управлять размножением и внутренними процессами, а ещё переделывать среду под свои потребности.
Вернёмся к до-психизму.
Выживание живностей с до психизмом, а это в основном бактерии, простейшие и наипримитивнейшие многоклеточные, возможно лишь в питательной среде, которая им, как говорится, и стол и дом, т. е., только питайся и размножайся. Регуляция внутренних процессов и размножение автоматические.
Рассмотрим подробнее.
У грибов, растений, простейших нервной системы нет, однако её аналог существует. Этот аналог построен на универсальных свойствах клеток растений и животных. А именно.
Поверхность клеток, т. е. мембрана, состоит из молекул, многие из которых являются рецепторами разнообразных воздействий среды, с помощью которых клетка и реагирует на внешние воздействия. Благодаря сигналов от рецепторов в клетках запускаются сложные каскады биохимических реакций, изменяющих работу клеток в требуемом данной ситуацией направлении.
Клетки могут реагировать на три типа внешних воздействий: химический состав окружающей среды, механические воздействия (в т. ч. звук, тепло-холод) и электромагнитные излучения (свет и др.). То есть, клетки всего живого в той или иной степени обладают механо, хемо и фото рецепцией (чувствительностью). Эти фундаментальные свойства клеток лежат в основе любых физиологических процессов. Собственно эти свойства и предопределяют способность к выживанию, адаптации и само регуляции тех организмов, у которых нет нервной системы. А у тех многоклеточных, у которых нервная система есть, она способствует более продуктивному проявлению этих способностей.
У контактирующих между собой клеток многоклеточных организмов имеет место мембранное взаимодействие, что есть межклеточные соединения клеток. Благодаря наличию его однотипные соседние клетки быстро обмениваются электрическими и химическими сигналами, т. е. таким образом общаются друг с другом. Выделяя те или иные химические управляющие вещества, клетка может «подзывать» к себе другие клетки либо «отпугивать» их, сообщать им различные сведения, а также «звать на помощь» клетки иммунной системы в случае атаки патогенов.
Существование сложных многоклеточных организмов возможно благодаря координации биохимических процессов, протекающих в их клетках. Основой такой координации служат межклеточная коммуникация и, одновременно, передача сигналов внутри отдельных клеток. Вместе это даёт возможность одной клетке воздействовать на поведение остальных.
Но есть ещё эндокринная (гормональная) регуляция, что есть воздействие на деятельность внутренних органов посредством химической регуляции. Это один из эволюционно ранних (до нервных) механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме при помощи гормонов. Эндокринные (гормональные) регуляции осуществляются в основном благодаря функционированию желез внутренней секреции, выделяющих гормоны в кровь. Однако практически в любой ткани организма имеются свои эндокринные клетки, поэтому гуморальные регуляции подразделяют на эндокринные и местные.
Выше изложенное показывает, насколько многообразны и сложны физиологические процессы в живом организме, особенно многоклеточном, имеющие место ещё до развития психизма. Психические процессы, о которых дальше, суть тоже физиологические, они лишь дополнение к выше описанным.
Теперь вплотную подошли к вопросу с чего начинается психика.
Выше отмечено, что поверхность клеток, т. е. мембрана, состоит из молекул, многие из которых являются рецепторами, с их помощью клетка реагирует на различные внешние воздействия.
Однако изначально одноклеточные водились только в такой среде, где достаточно только открывать и закрывать рот и двигаться никуда не нужно. Питайся, размножайся, а если условия вдруг ухудшились - погибай. Тут рецепторов пока не требовалось. Поэтому о наличии психизма у такой живности речи нет.
Когда же в "райских кущах" едоков размножалось слишком, места всем у стола не стало хватать. Лишние оказывались в неблагоприятной среде, и им требовалось умение за пищей гоняться и от опасности при этом уклоняться. Выжили те, у которых развились способности так или иначе передвигаться в поисках пищи, или подгребать к себе воду со съедобным. Заодно развились рецепторы, чувствительные на биологически значимые раздражители (съедобно, вредно, горячо, холодно, больно), чтобы различать с чем столкнулись. Наличие таких способности это уже обладание пред психизмом.
Начальная стадия психики.
Психизм же настоящий начинается с того, что для большей выживаемости в сложной и нестабильной среде обитания развились и такие рецепторы, которые реагируют на биологически нейтральные раздражители (звук, свет, запах и др.), т. е непосредственно не угрожает и не съедобно. Это позволяет косвенно определять, где пища, где опасно, понуждает запоминать знаковые ситуации (появление химической памяти) и определять, куда вернее двигаться. На этом фоне формируются простейшие инстинкты (врождённые варианты поведения в повторяющихся ситуациях)
Но это всё пока только стадия элементарной сенсорной психики (т. е. основанной на ощущениях).
Ощущения же это опр. изменения в организме, вызывающие каскады соотв. физиологических процессов, мобилизующих организм на необходимую в данной ситуации (с учётом своего внутреннего состояния) реакцию на внешние воздействия.
Следующая ступень стадия перцептивной психики.
На этом этапе появляются нервные клетки из которых развивается нервная система, взявшая на себя функцию приёма, передачи и обработки сигналов от рецепторов и на этой основе (в дополнение к прямой химической регуляции на ощущениях) управлять поведением и другими процессами в организме через посредство нервных клеток (нейронов).
На этой стадии на основе нервной системы происходит интеграция отдельных воздействующих сигналов-раздражений в целостный образ предмета (отражение внешней действительности в предметные формы.)
Появляются разнообразные и сложные виды двигательного поведения, характерен активный поиск положительных раздражителей, развивается защитное поведение. Это уже эмоциональная реакция на ситуацию, когда происходит немедленная реакция на ситуацию и необходимые для этого внутренние перестройки.
Появляются элементарные формы памяти и мышления на нейронах. Появляются высокоразвитые и сложные инстинкты и условные рефлексы. Возрастает роль научения.
Появляется чувственное в психике.
Отношение к окружающему и себе выражается чувствами. То есть, это уже не реакция на непосредственное раздражение (ощущение), это устойчивое состояние психики, выражающее готовность к возможным действиям. Оно не требует немедленного ответа, но оно заставляет помнить хорошее и плохое, то что не отвечено, не до делано и т. п., а если потребуется "закрыть вопрос", т. е. забыть.
Далее стадия интеллекта (высшие животные). Появляется способность отражать меж предметные связи и отношения.
(Интеллект – совокупность познавательных и рассудочных способностей для решения тех или иных задач на основе нескольких уровней памяти и мышления).
Особенности поведения на данной стадии:
а) исследовательские;
б) способность решать задачу разными способами;
в) способность переноса найденного решения в новые условия (приспособление).
Роль врожденных программ поведения минимальна. Преимущественна роль индивидуального опыта (научение, условные рефлексы).
И, наконец, стадия сознания.
До развития сознательности у организмов имеет место т. н. бессознательное функционирование, пред сознание, подсознание.
На стадии же сознания окружающий мир отражается в голове человека на много шире, глубже и обобщённо, и это благодаря развитию второй сигнальной системы на основе членораздельной понятийной речи (т. к. каждое слово языка общения это уже целое понятие). Общение становится преимущественно словесным, и это позволяет передавать и получать на много больше информации, чем только используя эмоции и междометия. При этом с понятийной речью обретается способность к абстрактно-логическому мышлению (рассудок оперирует понятиями).
Речь и рассуждение процесс неразрывный: говоря мыслим, а думая (рассуждая) разговариваем вслух или про себя.
Далее: означивание словом делает отношение к миру и к своим переживаниям, поступкам, также к результатам своих деяний осознанным (осмысленным). Это понуждает человеку давать себе отчёт о своих поступках и корректировать их, что есть уже обратная связь в процессе само регуляции своих действий и выводов.
Осознанным становится всё то, что сумел означить словом и в таком виде зафиксировал в памяти. Это позволяет зафиксировать в памяти происходящее и анализировать прошедшее задним числом, словесно моделировать варианты будущего, планировать его. На этой основе появляются способности к целенаправленной осмысленной (логически выстроенной) деятельности, фантазировать и воображать такое, чего не было, что помогает не только приспосабливаться к среде, но и приспосабливать среду под себя, в общем, творить. Обретается способность накапливать знания о мире и о себе, углублять их из поколения в поколение.
Всё перечисленное означает, что в психике "завелось" полноценное сознание.
Сознание это высшая интегративная форма психического отражения действительности, присущая только человеку.
Но способность эта не наследуема, и формируется только при в коллективном общении и овладения при этом понятийной речью, а следом, овладении на этой основе абстрактно-логическим мышлением. (При потере речи: вошёл в ступор, отключился, заснул - сознание утрачивается.
В общем, сознание это состояние, способность и процесс одновременно.
Состояние это когда у человека в состоянии бодрствования имеет место трезвость ума и твёрдая память, или вменяемость, позволяющая осознание себя и своего места в окружающем мире.
Процесс, когда адекватно воспринимается действительность и совершаются обдуманные (разумные, значит) поступки.
Способность - умение отдавать себе отчёт о своих действиях и переживаниях, разговаривать и рассуждать логически, фантазировать, исследовать.
Каждая последующая стадия психизма, развивалась на основе предыдущей, при этом не исключала наработанное. В результате низшие ступени психизма у нас сохраняются и добросовестно работают, подстраховывая высшие так, что сознательного в поведении нормального человека имеет место всего лишь порядка 30%, и этого достаточно.
У человека после рождения (до семи лет) последовательно формируются все формы психизма, и поэтому человека можно рассматривать как три в одном, минимум.
Формы психизма, соседствующие в человеке, по-своему проявляются в поведении, а именно: поведение инстинктивное, эмоциональное, подсознательное (машинальное), сознательное (пассивное или волевое, и т. д.). Это всё в зависимости от состояния психики, которое бывает разным: сон, опьянённость, подавленное состояние от страха или немощи (болезнь), психические расстройства.
Из этого следует, что у человека, обладающего сознательным психизмом, состояние полноценного сознания (нахождение в здравом уме и твёрдой памяти) бывает не всегда. То есть, способность в принципе есть, только не всегда работает. В таких случаях человече опускается до разной степени животности и даже состояния овоща, когда психика отключается и остаётся только хеморегуляция (химическая), как у растений и простейших.
В общем, человек это минимум три в одном.
Свидетельство о публикации №222092800927
Нина Степановна Маслова1 03.06.2024 10:54 Заявить о нарушении