О маркетологах и юристах
Чтобы клятвы выглядели правдоподобнее, приведут ссылки на статьи законов — благо, их множество. Не каждый клиент в курсе, что можно найти другие, которые сведут действие первых к нулю. Зато всем знакомо выражение «закон что дышло» — отражение многовековой правоприменительной практики.
Почему так случилось? Думается, утрачено понятие духа закона, всё давно свелось лишь к поклонению его букве. Если выяснится, что казнили невиновного, скорее можно получить нахлобучку не за то, что повесили, а за то, что на «неправильной» верёвке, не того размера. И именно это обстоятельство может иметь большее значение при вынесении решения об отмене приговора (хотя повешенному оно уже вряд ли поможет). Главенствует процедура — священная корова юриспруденции. Кстати: касается не только юриспруденции, но и, например, религиозных объединений с их сомнительными обрядами и догмами.
При этом напрочь игнорируется, что как ни напрягай казуистическую языковую фантазию, она не сможет охватить все возможные случаи из жизни. Можно в юридическом документе описать конкретные слова или действия, но как вы передадите в нём интонацию или мимику, которые радикально меняют смысл сказанного? Поэтому не зря порой говорят: если факты не укладываются в созданную модель, тем хуже для фактов. Они при рассмотрении дела будут просто проигнорированы, поскольку не соответствуют установленным правилам их учёта.
Но если юристы свои материальные интересы стараются хотя бы прикрыть наукообразием, маркетологам и этот фиговый листок ни к чему. Здесь задача ставится прямо: обеспечение максимальной прибыли и как можно дольше. А там, господа маркетологи, проявляйте фантазию. И они проявляют, примеров тому тьма.
Классикой стал случай с овощерезками. Для увеличения объёма продаж было найдено поистине гениальное решение: делать ручки цвета овощной кожуры. Тогда растёт вероятность, что невнимательные домохозяйки вместе с очистками выбросят и овощерезку и, соответственно, взамен купят новую.
Как вы понимаете, среди маркетологов не все — гении, а потому многие корпорации пошли более простыми, но не менее результативными путями. В частности, вместе с товаром догадались продавать некоторый набор услуг, причём не обошлось без принуждения и жульничества.
Возьмём, к примеру, продажу сложной бытовой техники. Теперь в каждой инструкции к ней перечислены регламентные работы, которые должны выполняться только авторизованными центрами. Нарушение этого требования автоматически снимает не только право на гарантийный ремонт, но и вообще всякую ответственность с изготовителя за возможные последствия. Причём (отдельное спасибо «грамотным» юристам!) вне зависимости от причины. И как это старинные агрегаты могли работать десятилетиями без участия всяких авторизованных центров? Уму непостижимо! А ещё учтите, что они зачастую находятся вне пределов разумной удалённости. Потребителю остаётся либо проигнорировать это требование, либо сразу закладываться на значительные эксплуатационные расходы.
Есть и другой оригинальный приём — так называемая дополнительная гарантия. За отдельную плату вам оформляют более продолжительный гарантийный срок работы изделия.
А теперь включите внимание и сообразительность. В аппарате заменены какие-нибудь узлы или добавлены новые элементы? Нет. То есть с технической стороны не изменилось ничего. Тогда, спрашивается, с чего вдруг увеличился гарантийный срок работы? А с того, что с вас фактически взяли деньги не за улучшение технических параметров устройства, а за его страховку от поломки в течение продлённого гарантийного срока. Но (опять же спасибо «грамотным» юристам!) кто будет докапываться, что имеет место совершенно иной вид бизнеса — страховой, со своими правилами, лицензиями и прочими особенностями?
Однако на первое место претендуют сами инструкции и описания. С тех пор как полиграфия достигла небывалых высот в части микропечати, маркетологам на пару с юристами лишь остаётся потирать руки. Закон требует указания ряда обязательных параметров? Будьте любезны, получите! Ах, вам ничего не понять и не прочитать, слишком мелко? А это уже не наша забота! В законе прописана только необходимая информация, но ничего не говорится о способе её предоставления. Так что, дорогие, идите лесом. Или к своим депутатам, которые, как говорят, и занимаются законотворчеством. Может, когда-нибудь у них и до этого вопроса руки дойдут.
Выше упоминался маркетинг как способ обеспечения притока денег на длительном отрезке времени (а лучше на постоянной основе). В связи с этим нельзя пройти мимо такого замечательного изобретения, каким является программный продукт Windows. В короткие сроки этот удобный пакет программ завоевал мир ещё в конце прошлого века, и всё — коготок увяз! Разработчики программ тесно скооперировались во имя общих интересов с изготовителями процессоров, и понеслось! С завидной регулярностью стали выходить новые версии Windows, обладающие дополнительными возможностями, но... требующие при этом и обновления компьютерного парка!
Но и это ещё не всё! Появление очередной версии Windows однажды поставило пользователей в тупик кардинально изменившейся панелью управления. Исчезли или переместились в какие-то потаённые места привычные кнопки, зато появилась масса новых весьма сомнительной необходимости. На первый взгляд, зачем нужно создавать потребителю дополнительные неудобства? Разве не логично, наоборот, стремиться обеспечить ему наиболее комфортную работу? Логично. Только при взгляде с обычного бытового потребительского уровня, но не с точки зрения маркетинга. Потому как теперь, помимо приобретения программного продукта, вы будете вынуждены ещё потратиться на дополнительное обучение персонала. Представляете, сколько для этого в мире понадобится «коучей», которых, в свою очередь, тоже сперва надо обучить! Не зря же долгое время Билл Гейтс числился самым богатым человеком на планете, причём с большим отрывом.
Мохнатая лапа маркетинга дотянулась и до разнообразного творчества: литературы, кинематографа, музыки... С тех пор как масс-медиа обрели столь заметное влияние, большее значение стало иметь не содержание произведения, а частота упоминания его и имени автора в публичном пространстве. Какая разница, что рекламировать: мыло, средство от пота или книжку или конкретного художника? Если изо дня в день на протяжении долгого времени уверять, что перед вами гениальный автор шедевра, массы поверят в это и запомнят имя — «брэнд», говоря современным языком. Потом под этот раскрученный брэнд можно подсовывать всё что угодно — «пипл схавает».
Появись сейчас Шекспир, Пушкин, Римский-Корсаков — кому они были бы интересны без мощной пиар-кампании? Зато можно перечислить не один десяток творческих работников, приобрётших колоссальную известность не в последнюю очередь благодаря именно этому фактору. Целенаправленно формируется мода и, соответственно, армия потребителей. «Разумное, доброе, вечное» повышенным спросом не пользуются, зато всегда в цене эпатаж. Потому уже давно вместо «произведения искусства» в ходу термин «проект». Забывают только добавить слово «бизнес»...
VIII.2021, VII.2022
Свидетельство о публикации №222092900001
За полгода, пока я занимался продажей своей квартиры и покупкой дома, мне пришлось, как говорится, нос к носу столкнуться с этими разбойниками. Лесть, наглая ложь, нахрапистость - их главное оружие. Не буду вдаваться в подробности, но об этой братии можно писать тома и в каждом томе будет не одна а многие тысячи обманутых и облапошенных клиентов.
Когда-то моя дочь, счищая жвачку прилипшую к лапам её собаки, в сердцах бросила: "Всем, кто выплёвывает на асфальт жвачку - гореть в аду!" Пожалуй, это перебор. Но если говорить об армии узаконенных разбойников, то их место точно в аду.
Так что, Андрей, как потерпевший, я этот текст поддерживаю.
С уважением и пожеланием всего наилучшего. Владимир.
Владимир Пастернак 08.10.2022 10:18 Заявить о нарушении
Несть числа разнообразным мошенникам, в их числе и перечисленные тобой. Я же ограничился лишь двумя указанными отрядами, поскольку остальные используют их наработки и методики, ибо главное в таком мошенничестве — оно должно осуществляться "по закону"! Сам изрядно натерпелся и понёс значительный ущерб в результате вынужденного общения с этими прохвостами.
Не причисляю себя к экстремистам, но ничуть не удивлюсь, если когда-нибудь некоторые из особо одиозных представителей этого сословия повиснут на фонарях.
Спасибо за визит и отзыв! Всегда рад видеть тебя среди посетителей моих авторских страниц.
Мои наилучшие пожелания!
Андрей Девин 08.10.2022 10:34 Заявить о нарушении