В семье не без урода!

   Проснувшись утром, Татьяна взяла с тумбочки очки и мобильный телефон. На экране мелким шрифтом появилась дата: двадцать первое сентября, среда.  Переключив телефон на домашнюю страницу, она увидела время-девять часов, девять минут. 
- Проспала!- огорчённо сказала она вслух. Накануне вечером она собиралась сходить к заутрени, помолиться перед иконой Божьей Матери и поставить свечки за здравие себе и детям в день Рождества Пресвятой Богородицы или как в народе называют- Осенин.  Татьяна почитала этот праздник и ждала его. В детстве, когда были живы ее бабушка и мама, они всегда готовились заранее к этому празднику. В советские времена нельзя было детям в церковь ходить, но бабушка и мама были верующие и требовали послушания. Тайком, затемно выходили все трое из дома и поспешая, огородами шли до соседнего села, где была действующая церковь. Помнила Татьяна как она спешила за бабушкой и мамой, одетая в длинную до щиколоток юбку, путавшуюся между ног при быстрой ходьбе.  Как в груди стучало сердце от волнения, а вдруг, увидит кто и расскажет учителям. В церкви она всегда стояла в  самом темном уголке у клироса и после заутрени, зайдя к батюшке в сторожку, подвязывала свою юбку резинкой и подтягивала ее до колен, пряча и расправляя излишки под кофтой на поясе. Такое было время. На следующий день в школе она говорила, что нянчила младшего брата или помогала собирать урожай картошки. Враньем это не было, потому что по возвращении из церкви она этим и занималась.  Праздник Рождества Богородицы как раз совпадал со временем сбора урожая. Поскольку хозяйство у родителей было большое, работы хватало на всех.
- Вот сколько яблок-то в этом году! - Сказала вслух Татьяна, глядя в окно на мощную яблоню, усыпанную яблоками, - благословил тебя Господь, значит, на такой богатый урожай! Вон какие яблоки большие да румяные уродились! А нападало-то сколько! От ветра или червь постарался? Задумалась она и вспомнила вдруг старую историю о рождении Богородицы, которую рассказывал батюшка во время службы.  История эта была немного волшебной и правдоподобной одновременно. Самое важное из неё  запомнилось на всю жизнь. Давно-давно жили в Назарете христиане Иоаким и Анна и долгие годы были они бездетными. А в ту пору быть бездетным считалось карой Божией, не допускал, значит, Всевышний чтобы дети рождались.
- Знамо дело, грешники, раз Бог детей не даёт, - так говорили люди. Вот и ушёл однажды Иоаким в пустыню на целых сорок дней, чтобы провести там пост. Молился он там день и ночь. А Анна дома осталась и тоже молилась усердно, просила у Бога ребёнка. В это время им обоим одновременно явился посланник с вестью о скором рождении девочки.   Возрадовалась Анна. Иоаким вскоре вернулся домой, а через положенное время у них родилась дочь Мария.
- Какая хорошая история! - подумала Татьяна. Вспомнив, как в детстве она также сказала маме.
- Не зря, значит,  наша бабушка говорит, что по молитвам и вере Бог все посылает?
- Так и есть, ответила мама, - только не следует за каждый след Его просить. Надо и самому стараться. - Уж когда не получается никак дело какое важное, тогда только к Богу за вразумлением и помощью обращайся. Татьяна представила это сейчас и вспомнила, как неохотно она в детстве ходила в церковь. От долгого стояния ноги и спину ломило, воздуха свежего не хватало, толчея и сердитые старухи наводили на неё тоску. Но деваться было некуда, бабушка требовала следовать правилам семьи. Спустя несколько лет, когда перед выпускными школьными экзаменами она впервые отказалась идти в церковь, старая на неё сильно осерчала и в общении между ними образовалась невидимая трещина. А когда бабушка умерла, Татьяна сдавала экзамены в институте и отец по телефону ей сказал, что приезжать не обязательно, надо заниматься учёбой. Татьяна на похороны и не поехала. С тех пор прошло почти сорок лет и вот теперь, на пенсии, она стала чаще вспоминать своё детство и юность, за что-то корить себя, а за что-то и хвалить. Несколько месяцев назад, когда было объявлено о начале особой военной операции на территории соседнего государства, она, словно проснувшись от долгого сна, затянувшегося на долгие годы, вспомнила о важности и пользе молитвы и стала часто приходить в церковь на утренние и вечерние службы.
А тут вот проспала!
Зазвонивший телефон спугнул ее мысли.
- Доброе утро, дочка! Нет, не пошла, проспала, представляешь? Какой канал включить? Да, ты что! - взволнованно сказала она в трубку и схватив пульт, включила телевизор.
- Речь пойдёт о необходимых, неотложных шагах по защите суверенитета, безопасности и территориальной целостности России…- говорил Президент. Татьяна села на кровать и старалась не проронить ни одного слова, сказанного руководителем государства. Когда Президент сказал о частичной мобилизации, она почувствовала, как сердце ее сжалось в комок и жар ударил в лицо.
- Господи, Серёжа! - на выдохе прошептала она, представив своего сына, недавно женившегося и ожидавшего первенца. Сергей после окончания колледжа отслужив в армии и получив высшее образование, работал в крупной компании.
- Спаси и помилуй, Пресвятая Богородица, спаси и помилуй! Спаси, Матушка Богородица всех добрых людей от сатанинской напасти, от нацистов проклятых! Спаси и помилуй…- молилась Татьяна перед иконой Казанской Божьей Матери, стоявшей в шкафу на самом видном месте.
В это время в дверь позвонили. Татьяна поспешила в прихожую. Посмотрев в глазок, она увидела соседку Ольгу.
- Таня, я на минутку. Здравствуй! Слушай, одолжи мне денег до зарплаты.
- Ох, Оля, да я бы рада, да лекарство вот купила и холодильник новый, у меня осталось на еду только. Прости!
- Ну, ладно, извини! А, может, дашь мне тогда рюкзак у вас я видала дорожный? Ну, с которым твой покойный Борька на дачу ездил. Только мне без отдачи надо. - скороговоркой сказала соседка.
- Погоди, на антресолях должен быть, - кивнув головой, ответила Татьяна и поспешила на кухню за табуретом.
- Вот, держи, его протереть бы хорошенько, два года без дела лежал.
- Нормально, ну, спасибо, подруга, побегу я. - Потом посидим как-нибудь, щас времени совсем нет. Побегу искать взаймы. Может, Катька со второго сегодня дома, у неё попрошу.- Держась за перила и торопливо спускаясь вниз по лестнице, сказала Ольга.
Через два дня, встретившись с ней на улице, Татьяна с удивлением отметила изменения в ее поведении. Ольга прошла мимо не поздоровавшись, будто не видела и не слышала никого.
- Тань, слыхала, Ольгин-то Вовка в Финляндию от мобилизации удрал на днях. От армии прятался все где-то столько лет, а щас вот совсем сбежал. Вот тебе и «мужики-защитники» выросли! - С досадой и пренебрежением говорила Наталья - соседка с третьего этажа.
- Да, что ты! А у них там родня что ли? - не веря ее словам спросила Татьяна.
- Ой, да какая там родня! Так сбежал, как этот, как уж их, а, оппозиционер. Мне вчера так Колька- дружок его сказал. Он же, ну ты помнишь, когда в институте учился, с белой ленточкой все ходил, умничал, что мы- идиоты все и нас обманывают, обворовывают. А потом поутих, я думала остепенился. Ан нет! Горбатого - могила правит! Прости, Господи!- Молодо-зелено, башку молодёжи хорошо промывает эта западная сволота либеральная! - негодуя добавила соседка.
- А я смотрю, не видно его эти дни. Да и Ольга мимо меня прошла как чужая…- задумчиво сказала Татьяна.
- Вот теперь пусть ходит, сына-предателя Родины воспитала! С червоточиной оказался человек!- язвительно сказала Наталья. Мой с марта долг исполняет, горжусь им! А эти, тьфу! Один вид мужичий, а дух крысиный!
- Наташа, ну, что уж ты так на неё? Она - мать, кривая душа! Сына так слепо любит… Да ты не нервничай, тебе же нельзя! Как здоровье-то твоё?  - переводя разговор в другое русло спросила Татьяна.
- Нормально, хожу вот потихоньку.  Бог даст, скоро получше будет.
- Ну, ты заходи как-нибудь или звони,- предложила Татьяна.
- Позвоню, Таня, спасибо! Твой-то Серега как, не готовится ещё туда?
- Пока отсрочку дали на работе по ходатайству руководства, а там видно будет.
- Твой, Таня, не опозорит тебя, не сбежит! Твой настоящий мужик, не трус, у него характер сильный.
- Спасибо, Наташа! Храни Христос! А как же иначе? Родина велит, значит, надо идти долг с честью исполнять. По-другому нельзя! - ну, пойду я, выздоравливай!
- Иди, подруга, Господь наших сыновей  с рук не сбросит, а мы молиться за них будем и ждать с победой.
- Да, Наташа, за всех наших воинов-защитников молиться надо. Господь поможет, а они не оплошают. Не в кого предателями-то быть! Деды воевали и отцы честно трудились всю жизнь. Бог смелых и преданных Родине любит! Ну, пойду я.- Сказала Татьяна, перекладывая сумку с продуктами из одной руки в другую. Хорошего тебе вечера, Наташа!
- Доброго, Таня!- отозвалась Наталья.
  Запел замок и заскрипела ему в ответ железная дверь подъезда, хлопнула тяжело и словно невидимая тяжесть опустилась на плечи Татьяны. - Рюкзак-то, значит, для этого брала! - прошептала Татьяна, покачав головой. Сбежал как трус! А мать помогла. Незря говорят, что в семье не без урода! И на сильной яблоне слабые  и червивые яблоки бывают. Прости его, Господи неразумного! А в детстве таким был послушным… Вот не зря говорят, что в тихом омуте черти водятся
Как такое случилось, что здоровый, молодой парень сбежал из родной страны, оставив свою мать и Родину в такое опасное время, понять она не могла.

28.09.2022 Санкт-Петербург


Рецензии