Кронштадтские мотивы. Поход в Ломоносов
Купеческая гавань. Дивизион рейдовых тральщиков.
Конец лета, девяностые годы…
В самом конце утреннего доклада, командира дежурного корабля старшего лейтенанта Сергея Петрова вызвали к телефону.
- Так, Петров, быстро готовь свой тральщик к походу, - бесцеремонно поставил задачу оперативный дежурный дивизии, - пойдешь в Ломоносов.
И бросил трубку.
…Через три с половиной часа ошвартовались в гавани города Ломоносов. Стояли долго – ждали команду на возвращение.
Ветер восточных направлений усилился не на шутку – белая пенная барашка на волне уже отчётливо играет. Тучи носятся по небу, как бешеные скакуны. Белоснежные чайки неподвижно висят и радостно кричат над самой мачтой «корунда».
- От оперативного дежурного приказание – возвращаться в Кронштадт, - поднялся радист на мостик к командиру.
- Понятно, …забыли, - невесело отзывается старлей, - штабы «едрена вошь».
Уже через пятнадцать минут дежурный корабль снялся со швартовов.
- Надо поторопиться, - рассуждает командир, напряженно вглядываясь в разгулявшуюся волну.
Строительные работы южной дамбы который год не ведутся. «Стройка века» уперлась в смутные времена «перестройки».
Комсомольские бригады разъехались, как оказалось, навсегда.
Вода вдоль южного берега беспрепятственно наступает на Питер.
- «Омик» с курса влево уходит, - тревожно закричал сигнальщик в рубку, когда «корунд» проходил буи «десять – девять».
Петров напряженно всматривается вперед. Действительно, пассажирский ОМ-356 резко забирает влево и до посадки на мель ему остается минут десять, не больше.
- Радист, послушай частоту гражданских судов, - Сергей не сводит глаз с «омика»,
- что-то случилось.
Тем временем, короткая морская волна уже лупит в левый борт, но рулевой и без команды курс поправил.
«Сапфир» Серёги Толошова, что часом ранее вышел из Ломоносова, тоже неладное заметил. Он уже к военному углу Кронштадта подходил. Однако отчетливо видно, как Серёга разворот начал и скорость прибавляет.
- Товарищ командир, ОМ-356 «топляк» носом поймал, - носовые отсеки заливает водой, капитан доложил - принял решение нос судна в отмель воткнуть, - это радист Юрка Лещёв, на ходовой прибежал и, смущаясь, добавляет, - а вот куда я не понял.
- Я понял, Юра, связь с оперативным дежурным сюда на мостик подавай, - старлей внутренне собирается с мыслями, - Плахинин, добавляй на главных обороты до максимума! Рулевой, Рома, на левую кромку фарватера выходи, но дальше не лезь, там гряда.
- Есть, … знаю про гряду … до третьей пары буёв влево нельзя, - отзывается рулевой.
«Людей на пассажире человек сто - сто двадцать … сейчас работа компаса ох! как пригодится …», - обрывки мыслей не дают сосредоточиться командиру.
- Баковым на бак, ютовым на ют, - командует Петров.
В радиомикрофоне на мостике отчетливо послышался голос Серёги Толокшова. Это он с оперативным дежурным обстановку уточняет.
- Я, 595-й, следую из Ломоносова, наблюдаю проблемы с ОМ – 356, - докладывает Петров, улучшив момент затишья в эфире, - готов оказывать помощь.
- Петрович, ты! Вот здорово! - забыв о всех правилах радиосвязи кричит помощник оперативного бригады старлей Саня Любимцев, дивизионный связист, - «омик», понимаешь … тонет на фарватере, спасательный отряд уже готовится, но пока прибудут … час точно пройдет.
- 595-й, вам следовать к аварийному судну, основная задача – спасти людей … в остальном действуйте по обстановке, - это уже оперативный бригады каптри Колосов, флагманский минер.
- Понял, судно наблюдаю, расчетное время двадцать минут, задача ясна, - фальцетом отвечает Сергей, а сам пристально наблюдает за маневром аварийного судна.
На этом «омике» два сменных капитана.
Одного Сергей знает – Кузмич, его все так зовут. Ни первую навигацию на фарватерах встречаются. Кузмич всегда по радиосвязи командиров встречных военных кораблей приветствует, советом нужным «угостит». Знает «морской волк», что командиры тральщиков молодые ребята. Вот и не скупится подсказать, что - да как.
Тем временем, «омик» заметно просел на нос – того и гляди волна по палубе побежит. Пассажиры на корме толпятся, кто-то на мачту полез … суматоха и толчея на палубе.
Через пару минут «омик» утыкается носом в каменную гряду Ленинградского створного знака и, продолжая работать машинами вперед, заметно приподнимает нос судна.
- Толково! – восхищается Сергей, - Рома, держи курс на корму «омика». Метрист, данные с эхолота постоянно докладывать.
«Сапфир» Толошова уже подходит к корме «омика».
- Первыми идут женщины и дети … мужики ждут, настоящие мужики помогают! - громкий возглас по верхней палубе судна в ГГС (громкоговорящая связь) остановил толпу ринувшихся было к рейдовому тральщику.
- Точно! Кузмич! – улыбается старлей, голос не перепутаешь.
Порою лица командиры и капитаны друг друга не знают, а вот голоса по многочисленным радиопереговорам узнают сразу.
- На этот тральщик пойдет сорок человек, - снова звучит зычный голос Кузмича, - Василий, проследи – ровно сорок.
Казалось, еще минуту назад суматоха и паника на тонущем судне. А теперь, Василий, видимо, помощник капитана, и еще несколько парней помогают перейти на борт тральщика назначенным пассажирам.
- На следующий «корунд» пойдут тридцать пять человек, - снова твердо командует Кузмич, - остальные пройдите в салон. Буксиры к нам идут … все будут дома ... не волнуйтесь.
«Кузмич ещё и в проектах понимает», - подумал Сергей, наблюдая как идет пересадка людей, - «знает, что у нас места меньше».
Закончил погрузку пассажиров «сапфир».
Корабль Сергея осторожно подошел к корме «омика» так же, как это сделал Толошов.
Морская волна почти не бьёт – Кузмич и здесь отработал «на пять».
Он успел поднять «омик» севернее по фарватеру и направил курс в отмель по траверзу волны.
И теперь каменная гряда прикрывает корабль Сергея от волны.
- Какая ещё помощь нужна? - крикнул Сергей на ют «омика» после швартовки.
Василий показал на мостик, мол, спрашивай там. Сергей посмотрел на мостик «омика» и встретился взглядом с капитаном.
Невысокий, полноватый мужчина, лет шестидесяти или около того, уверенно стоял на мостике своего «крейсера». Брюки клёш, белая рубаха навыпуск с коротким рукавом, фуражка черная, не по сезону, но сидит отменно.
Капитан то ли услышал вопрос, то ли понял вопрос Сергея – отрицательно покачал головой.
После чего Кузмич жестом рук изобразил рукопожатие и произнес: «Благодарю!».
Сергей не услышал, а скорее угадал слово капитана.
В ответ старлей резко подбросил правую руку к околышу черной, ещё отцовской пилотки. И, махнув на прощание рукой, помчался на ют корабля.
- Командир … тридцать пять, всё! – кричит Василий с «омика», утираясь рукавом.
Да, тридцать пять, ни больше ни меньше, именно столько можно разместить на юте «корунда» - как оказалось!
Человек двенадцать сидят на стульях и баночках (так на флоте сборные лавки называют), остальные держатся за леера.
«Минеры молодцы - ют подготовили» - успевает отметить Петров.
- Товарищи пассажиры! На фарватере волна, нас немного побросает, держаться крепко. Мужчины помогают женщинам, - громко говорит Сергей, невольно подражая Кузмичу, - по всем вопросам обращаться к командиру отделения минеров - старшине второй статьи Дроздову. Он здесь старший!
- Отдать кормовой, отдать носовой, - взлетая по трапу на мостик, командует Петров.
…Через сорок минут ошвартовались у парадного причала Петровского парка.
Пассажиры обыденно, как ни в чём не бывало, сошли на гранит и поспешили по своим делам.
«Аварийная ситуация … катастрофа … жизни людей» уже где-то далеко в прошлом.
Сергей получил команду следовать к своему причалу в Купеческую гавань.
К «омику» уже подошли пять или шесть спасательных буксиров.
…Поздно вечером, когда треволнения дня уходили в историю. В историю дивизиона тральщиков, кронштадтско-ломоносовской паромной переправы … в историю Сергея Петрова.
Старлей, заварив себе крепкий чай, размышлял о силе командирского голоса. Не громкость, а уверенность, твердость и что-то ещё неуловимое сумели «уничтожить» аварию, суматоху, панику - вернули спокойствие и организованность.
«Вот качества, которыми должен обладать настоящий командир. На дороге их не найти и в магазине не купишь…», - засыпая, продолжал размышлять молодой офицер.
«27» апреля 2022 года
Свидетельство о публикации №222092901279