Катехизация, приватизация и насебетаскация

25 окт 2020

ИЗЛЕЧИТ ЛЮБЫЕ АМБИЦИИ СВЯЩЕННЫЙ КОСТЕР ИНКВИЗИЦИИ

Кого хочу я осчастливить, тому уже спасенья нет. В человеческой психике есть загадочный тумблер. Если меня вдруг угораздило узнать Божию правду, этот тумблер громко щёлкает, и у меня начинается миссионэрская чесотка. У меня будет всё чесаться, пока я эту правду всем не расскажу. А если меня не слушают, я помогу себе револьвером.
Есть на свете такое страшное слово — катехизация. По своему звучанию это слово напоминает скрежет бульдозера, который едет по человеческим черепам. Само занятие катехизацией очень гармонично своему названию.
Катехизация — это наука как верить, во что верить, и как себя при этом вести.
Вот уже две тысячи лет христианы бегают по белу свету, пытаясь найти — где бы кого бы половчее откатехизировать. Иногда они входят в такой ребячий азарт, что с потерями не считаются. Самый известный всенародный праздник катехизации — это Ночь Длинных Ножей, когда одни христианы так откатехизировали других христиан, что те долго плакали. Правда, потом эти вторые христианы маленько отдышались и так откатехизировали первых, что тех в Северной Европе и вовсе почти не осталось.
В общем главный лозунг катехизации — это делай всё что угодно, лишь бы тебе не было скушно. Мы рассказываем друг другу о христианской любви, устало вытирая об рукав кровь с ножа.
Когда приходит к тебе катехизатор — будь бдителен. Проверь, нет ли у него автомата под плащом или ножа в сапоге.
Иди сюда, падла. Я сказал — сюда ходи. Доложи, како веруеши, и если выяснится, что ты веруешь как-то не так, как-то неправильно — вот тебе правильная литература, правильный испанский сапожок, правильный костёр у ратуши и правильный сруб под Архангельском.

Ты скажешь — а как же «идите научите все народы»? Что же делать, как молчать, когда целые народы гибнут в пагубном заблуждении?
Прости, а чему ты можешь научить эти народы? Что ты умеешь такого, чего они не умеют?
Ты скажешь — да мне плевать, кто что умеет, но я весь такой духовный, моя вера правильная, а у них неправильная. Я типа спасаюсь, а они типа гибнут.
Хорошо. Ты правильный, ты спасённый, ты просветлённый. Другие не очень. Но скажи, почему они к тебе не торопятся? почему к тебе нет очереди, если ты такой молодец?
А патамушта работает только личный пример. Наши древние отцы говорили — христианство не рассказуется, а показуется. Отцы говорили — не спеши влезать на уши, ты живи так, чтобы люди сами спросили. Мы канонизируем во святых не тех, кто ловко ездил по ушам, а тех, кто жил по-людски. Человек, уверенный в вере своей, сначала организует пространство вокруг себя, а потом только рот открывает. И пока тебе нечего показать — рот закрой. Закрой рот и иди поучись у неверных. Поучись у чеченцев, как подбирать с улиц беспризорных детей. Поучись у швейцарцев, как возрождать убитые озёра. Поучись у канадцев, как должны приседать автобусы перед калекой в коляске. Поучись у китайцев работать. Поучись у финнов, как строить дороги за Полярным кругом. Поучись у белорусов, как учить власть уму-разуму.
Поучись жить по-людски. Не хочешь? Хочешь нести благую весть? Ладно, иди хотя бы посуду помой, помоги маме, а потом рассказывай мне о Христе. Только вынь нож из сапога, а палец из носа.

Бог сначала учил евреев, как делать лопатку, чтобы закапывать говно не в палаточном лагере, а на отшибе, и только потом рассказал им о творении мира. Вот я и думаю — может сначала прибраться в стране, а потом уже спорить до посинения об ипостасях? Кому нечего жрать и негде выдернуть зуб, тому как-то не до катехизации.
Почему мне хочется сказать каждому катехизатору «иди в дворники»?
Не знаю. Наверное, это что-то старческое.


27 окт 2020

КАТЕХИЗАЦИЯ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ И НАСЕБЕТАСКАЦИЯ

Много пришло очень любопытных ремарок на телегу о катехизации. Я уже говорил и никогда не устану повторять — я горжусь моим читателем. У меня вдумчивый умный читатель.
Пришло замечание, что я путаю фанатизм и христианское просвещение.
Не соглашусь. Перепутать их трудно. Фанатизм — это сублимация своей неуверенности. Фанатизм — это когда собачка лает на всякий случай или горилла бьёт себя в грудь, чтобы избежать драки — не покушайся на мою сакральную территорию. И пусть вас не вводит в заблуждение угрюмый молчаливый фанатизм — это из той же природы, что лай, только в своей высшей точке.
Катехизация же — это демонстрация позиции «я знаю как надо». Это, с позволения сказать, просвещение. Катехизатор находится на позиции «приди спроси, я рассажу». Это достойная, но уязвимая позиция. Всегда можно нарваться на вопрос Паниковского — «а кто ты такой»? Кто ты здесь такой, чтобы мне слова говорить?
Чаще всего у катехизатора будет бледный вид. Он покраснеет и скажет —
«я закончил катехизаторские курсы». Если последует вопрос «и чё?», думаю,
у него уже не будет ответа.
Поймите, ребята, я не против катехизации (прастихосспади), я не против христианского просвещения. Я против пластмассовых авторитетов.
Мы живём в мире придуманных искусственных авторитетов.
Кто такой, к примеру, патриарх? почему я должен к нему прислушиваться?
Я не знаю. Я знаю, почему я должен прислушиваться к батьке Сергию. Я знаю его дела. Он умел помирить поместных князей, этих тупых жадных агрессивных дебилов. Это дорого стоит, потому батьку Сергия и называют собирателем русских земель. Я знаю, почему я должен прислушиваться к Димитрию Смирнову, я знаю его дела. А за монахом Кириллом я не знаю дел. Никаких.
Ни хороших, ни плохих. Но мне говорят — слушай его, он у нас самый главный.
Я спрошу — почему? на каком основании? В лучшем случае мне скажут — так решил сходняк авторитетных людей. В худшем — просто по жопе дадут.
Но вопрос, на чём стоит авторитет этих авторитетных людей, мне просто задать не дадут.
Я всё понимаю, ребята. У нас большая страна, это беда любой большой популяции, на каждый чих не на здравствуешься. Демократия возможна только глаза в глаза, а когда от Кёнигсберга до Владивостока можно зачать и родить, тут уже типа не до разбору — кто плохой, кто хороший, кто дартаньян, кто пидарас. Жри что дают.
Кто-то жрёт, я не хочу. Это личное дело. Я же не претендую на истину в последней инстанции, я говорю только что думаю. Полагаю, на то нам и дана радость печатного слова. Главный посыл той моей телеги — я не верю, что оскудела земля русская реальными авторитетами. Дерево нам велено узнавать по плодам. Вот и весь мой пафос — покажи плоды, и только потом рот открывай.



28 окт 2020

КАТЕХИЗАТОРЫ

Ай, что у меня за читатель... Душа радуется. Пришла критическая ремарка на мой грубый текст о катехизаторах и катехизаторстве —
\\Катехизатору в наше время реально тяжело. Человек пришёл ребёнка крестить, ему часто до фонаря все догматы-постулаты, окрестите и всё, а зачем сам не знаю и знать не хочу. \\

Не стану спорить, катехизатору действительно нелегко. Пришёл какой-то гаврила ребёнка крестить. А что у него в голове? А зачем ему это? А не тупой ли это обряд для него, не простая ли дань непонятной традиции — а давайте посмотрим?
Скажи, друже, понимаешь ли ты, что ты делаешь?
Гаврила пожимает плечами и говорит — я так хочу. Ваши догматы-постулаты мне пофигу, мне просто нравится этот обряд. И ещё мне тёща сказала, что это нужно ребёнку для здоровья и счастливой судьбы.
Катехизатор хватается за голову. Что делать катехизатору? Ай-яй-яй, очередной тупорылый язычник, ничего не хочет, ничего не знает, за слово «трансцендентность» может дать в морду.
Скажи-ка, друже, а что такое Троица?
Гаврила мнётся, буксует, потом говорит — ну... наверное... Троица — это Христос, Богородица и Никола Угодник... Вроде так меня бабка в детстве учила...
Катехизатор падает в обморок. Позор, святотатство и полный пипец.
Что делать катехизатору? Встать шлагбаумом на пути гаврилы, лечь костьми на пути ко крестильной купели? Выгнать из храма? Или дать ему книжку — не приходи, пока не выучишь?
Гаврила уйдёт. И скорее всего не вернётся. Может быть, плюнет на это дело, может быть, найдёт попа посговорчивей.
Что делать катехизатору? Что ему думать? Один проводник благой вести будет собою горд — я молодец, я не допустил формальных языческих действий. Другой будет репу чесать — не напрасно ли я оттолкнул человека, обломал ему праздник и утешение?
Непростая история. За Христом ходили табуны зевак. Легко предположить, что не все ходили за Ним в поисках истины. Легко предположить, что большинство искало этих самых здоровья и лёгкой судьбы. Легко также предположить, что потом эти же люди кричали «распни».

Вопрос, мне кажется, неразрешимый. С одной стороны, нельзя плодить захожан, нельзя превращать Церковь Божию в комбинат ритуальных услуг. С другой стороны, нельзя не подумать в такой ситуации — не преградил ли я людям путь ко Христу? У большинства людей с этого и начинается путь — пришёл исполнить обряд, а потом заинтересовался, стал задавать вопросы. Вот тут уже и нужен просветитель, добрый участливый человек, который подскажет, куда обратиться и что прочитать.

Я не тщусь разрешить все вопросы и решить все проблемы. Мой посыл — думай. Десять раз подумай, прежде чем что-то сказать. А читательнице низкий мой поклон и великая благодарность за эту ремарку.



29 окт 2020

МАРКИОН, ОРИГЕН, ГУЛЛИВЕР И РАНЦЕВЫЙ ОГНЕМЁТ

Сдетонировала моя телега о катехизисе. Скажу честно — я для того её и писал, чтобы тараканы повылазили. Я люблю всякие мистические тараканы, я и сам мистик, у меня самого этих тараканов скока хошь.
Среди моих друзей и читателей есть атеисты, агностики, мусульмане, буддисты, йоги-осьминоги, православные традиционалисты, православные новаторы... обнаружились и последователи гнозиса.
Я этим горжусь. Если они читают меня, гаврилу с довольно привычными православными взглядами, стало быть, я им жить не мешаю. И они мне жить не мешают, а совсем наоборот — они меня зело обогащают в знаниях о человеческом разуме.
Я очень не люблю нашу пошлую некрасивую неофитскую агрессивность, нашу манеру рвать языки, пороть на конюшне, анафеме предавать, ноздри рвать. Убеждения на то и убеждения, чтобы в них УБЕЖДАТЬ, убеждать не кнутом и не окриком, а аргументом, примером, словом и логикой.
Богословы любят поржать — все наши святые писатели — еретики. У любого из наших отцев при желании можно найти ереси и заблуждения. Богословы хихикают — единственный из отцев, у которого не найти заблуждений — Григорий Богослов, да и то только потому, что человек был крайне аккуратен в формулировках. Если каждый из нас как следует покопается в своей голове — он сам удивится. Удивится и пойдёт сам себя сжигать на костре собственной инквизиции.
Слава Богу, мы пережили те времена, когда за ереси убивали, рвали языки и рубили руки. Очень хотелось бы не повторяться.
Очень обидно мне было всегда за «богопротивного» Оригена. У бедного Оригена, конечно, много всякой дичи, но его «Ориген против Цельса» до сих пор образец и настольная книга всех мужественных борцов со язычеством.
И анафематствовали Оригена спустя много лет после смерти. Кто не пинал мёртвого льва? Вы как хотите, ребята, но это некрасиво, такие вещи не делают чести православной традиции. Мало чести рубиться с покойником. Отсутствующий всегда неправ.
Есть у нас один известный поп. Он любопытный богослов и катехизатор. Написал книжку «Катехизис для катехизаторов». Этот поп в своих размышлениях на Шестоднев поженил Адама и обезьяну. Вот так просто взял и скрестил, Адам у него слепленный из праха земного красавец, а Ева у него обезьяна. Вот так этот поп путём блестящего мысленного эксперимента получил современного человека.
Заметим, это действующий благополучный поп, никто его от РПЦ не отлучал.
И слава Богу. Что нам теперь, ему голову резать? Ну не получается у человека по-другому. Ну вот такой у него антропогенез. Будем молиться, чтобы такой антропогенез не помешал его спасению.
Все видели в автомобилях известный триптих на магнитиках Христос-Матушка- Никола. Откуда такой коллектив? А это, ребята, отголоски русской Троицы. Уверяю вас — мы найдём и сейчас сотни тысяч людей, которые и сейчас уверены, что так и выглядит Троица. А если вы где-нибудь в глухой русской деревне заявите, что Христос был еврей — бегите. Сразу бегите и не оглядывайтесь. Если вас догонит с поленом русское деревенское богословие — может сильно прибавиться забот лицевому хирургу.

Влияет ли вся эта дичь на спасение человека? Я не знаю. Если кто знает — скажите. Только прошу — скажите спокойно, без передёргивания затвора пулемёта.

Убеждения — вещь очень ответственная. Разрушая убеждения оппонента, ты разрушаешь мир человека. Когда ты рушишь чужой мир, тебе надо сто раз подумать — что ты предложишь взамен? Человека нельзя оставлять на руинах павшего мира, надо что-то построить. И построить не по базару, а показать и объяснить. Убедить. А есть ли тебе что показать? Есть ли красота и гармония в твоей жизни? Есть ли любовь в твоей семье, в твоём окружении, греются ли люди об тебя как о батарею?
Здесь моя главная предъява катехизаторам. Языком шлёпать — не мешки таскать. Христианство только тогда христианство, когда ты всей жизнью за него отвечаешь, а втирать бедному гавриле догматы и постулаты — это дело копеешное. Ничего это не стОит.

Давайте уважать чужие заблуждения. Если ты не будешь уважать чужие заблуждения, никто не уважит твои.

 
29 окт 2020

ПАМЯТКА НОСИТЕЛЮ БОЖЕСТВЕННЫХ ИСТИН

Возникли некоторые недоумения — как это так, уважать чужие заблуждения? Ребята, нету здесь никакой зауми. Просто уважать. Уважать человека вместе с его заблуждениями. Если человек дурак, то он этого не понимает. Если человек понял, что он дурак, он уже не дурак. Если ты видишь, что человек городит всякую ахинею — во-первых не торопись считать её ахинеей. Подумай. Ты не истина в последней инстанции, ты тоже можешь ошибаться. Не ошибается только труп, именно поэтому от фанатиков всегда веет трупным холодом, какие бы правильные слова они ни говорили. Во-вторых, будь деликатен. Ты имеешь дело с больным, ты взял на себя роль врача.
Если ты впрягся лечить чужие заблуждения, отдавай себе отчёт — ты имеешь дело с чужими святынями. Это для тебя они мусор, а для собеседника, может быть, его заблуждения дороже жизни. Особенно это касается религиозных вопросов.
Не топчи чужие святыни, оперируй грамотно, ты хирург. Ты впрягся удалять чужие злокачественные новообразования, изволь быть спокоен и профессионален, соблюдай правила техники безопасности. Вымой руки, надень маску хирурга, улыбнись, сделай анестезию. Не раздражайся и не кричи — так из хирурга можно легко угодить в пациенты. На нерве операции не делаются, дрожащие руки хирурга — это профнепригодность. Если ты входишь в миссионэрский азарт, если ты начинаешь брызгать слюной, ты из ангела превращаешься в чёрта. Тебе надо закрыть рот, принять валерьянки и признать — это не твоё дело, лечить чужие недуги.
Ремесло просветителя, особенно с претензией на проводника божественных истин — это магическое ремесло, здесь правда и ложь могут поменяться местами. Правда, сказанная без любви, превращается в ложь. В этом есть уважение к чужим заблуждениям. Проповедник любви без любви — это обезьяна с гранатой, а кроме любви, собственно, больше и нечего нам проповедовать — всё остальное только мелкие брызги и пустое сотрясение воздуха.


--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии