Ветхий завет или Еврейский фильм ужасов

31 окт 2020

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ ИЛИ ЕВРЕЙСКИЙ ФИЛЬМ УЖАСОВ

В одной из полемических заруб в диалогах промелькнула тема Ветхого Завета. Вроде промелькнула и погасла, но тут же посыпались просьбы поговорить о Ветхом Завете. Понимаю, что тема неблагодарная и мало кому интересная, но также понимаю, что это большая проблема многих религиозных и не очень религиозных людей — устаканить в сознании кровавые дикости и благовестие любви и милосердия.
Мы не будем толковать Ветхий Завет. Толкований и без нас написан тяжёлый грузовик. Мы попробуем поискать ключи к его пониманию.
Для начала — зачем он нам нужен, этот еврейский фольклор, этот фильм ужасов маленького дикого пастушьего племени из далёкой Малой Азии? Понятно, зачем он был нужен Апостолам — в этих древних книгах более 300 указаний на пришествие машиаха, спасителя мира. Они тыкали пальцем в эти пророчества и говорили евреям — смотрите, вот же он, это наш плотник из Назарета. Кто-то из евреев верил, кто-то нет, ну а нам-то это зачем? Зачем нам знать, как правильно разрывать птичку на жертвеннике, чтобы накормить голодного бога?
Нам это тоже надо. Надо понимать исторический контекст и жизнь тех древних людей, надо искать среди всей этой кровищи, насилия, сказок и ужасов зёрна истинных откровений, надо понять природу древнего теизма — как человек от обожествления светил и стихий поднял взгляд своего разума к тому, кто всё это сотворил? Как человеческий разум пробился сквозь тварный мир и вышел за пределы вселенной? И кто, в конце концов, зашит в этих древних книгах — мелкий, злобный, ревнивый, мстительный племенной божок древних евреев или Творец Вселенной? Кроме того, без понимания исторического контекста, без знаний древнееврейской культуры нам многое будет непонятно из событий Евангелия, мы просто заблудимся среди всех этих древних дикостей.
У евреев хорошая память. Мало кто из нас знает свою родословную лет хотя бы на двести назад, а мне один еврейский перец показывал список всех своих предков за три тысячи лет, восходящий к таинственному племени голубых таласов, и объяснял, что на этом основании ему можно находиться в синагоге с непокрытой головой. Мы своих прадедов не знаем, а любой раввин расскажет вам, чем занимались его предки где-нибудь под Яффой четыре тысячи лет назад, какой тогда был климат, какие были налоги и что подавали к обеду.
Этой памятью не надо пренебрегать. Мир людей гораздо старше и интереснее, чем мы привыкли думать. Ветхий Завет писался пять тысяч лет, он сильно старше, чем и сам еврейский народ, там есть и месопотамские, и древнешумерские книги. В разных редакциях Ветхий Завет — это от двадцати двух до шестидесяти девяти книг, написанных разными авторами с разными целями, в нашей православной традиции их пятьдесят. Если одна только Книга Бытия навсегда рассорила науку и религию, то что говорить про остальные? Там ваще кино и немцы. О Книге Бытия тоже можно отдельно поговорить, еврейский миф о сотворении мира редко рассматривается под спокойным углом зрения, вечно у сциентистов и библейских буквалистов взаимно капает яд с клыков. Их тоже нужно мирить.

В общем, жду ваших мнений и предложений. Пожелаете — будем говорить о древнееврейском фольклоре, не пожелаете — мне оно нахрен не нужно. Я с религиозной матчастью давно всё себе устаканил, мне что водка, что пулемёт — лишь бы с ног сбивало.


1 ноя 2020

БЕЗ БОГА НАЦИЯ — ТОЛПА

Понятие Ветхий Завет — довольно свежее понятие, его ввёл в обиход Павел из Тарса. Так он назвал весь корпус еврейского Писания. Сами евреи разделяют свои религиозные документы (Танах) на три части — Пятикнижие (Тора), книги пророков (Невиим) и писания (Ктувим), у них в обиходе нет понятия Ветхий Завет, это для них и теперь живой, действующий Завет, только дополненный ещё и устной традицией — Талмудом. Современный талмудический иудаизм — это отдельная песня, мы сейчас об этом говорить не будем.
Ктувим — это исторические хроники. Книги пророков — очень неоднородные документы, в них надо разбираться лет десять примерно. Пророки разделяются на больших и малых. Великих пророков четыре, это книги Исайи, Иеремии, Иезикииля и Даниила. Малых пророков двенадцать, это книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Пятикнижие — это Книга Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

Впечатлительным натурам трудно читать Ветхий Завет. Кровища, грязища, говнище, бесконечные трупы, насилие, войны. И еврейский бог гуманизмом не отличается — вечно гневается, ревнует, наказывает, то реку отравит, то потребует сына себе в жертву, то в соляной столб обратит. Жутковатый бог, итить-разлетить. Нам трудно представить себе этого бога, мы воспитаны на Гимне Любви апостола Павла — любовь милосердствует, всё терпит, всё переносит, не ищет своего. А Иоанн Боаннергес нам сказал, что Бог есть Любовь.
Как быть? Что думать? Это другой бог? или мы стали другие? или кто-то что-то перепутал?
Нет, ребята. Бог, который Бог, а не бог, всегда один и тот же. Дело не в еврейском боге, дело в общих механизмах человеческой психики. Разве мы изменились? Разве мы не делаем из Творца Вселенной языческого божка?
Прыщ на жопе вскочил — бог наказал. Сын в институт поступил — бог помог. Мы все из себя духовные — над нами Покров Богородицы. Покров над нами, только над нами, над клятыми соседями нет Покрова.
До смешного доходит. Многие из нас очень любят Покров. Это русский национальный праздник, это тихий благоговейный праздник, на Покров часто выпадает снег — Покров Богородицы. А то, что это по сути антирусский праздник, мы вспоминать не любим. Праздник Покрова пошёл с осады русскими Константинополя. Когда буря разметала русские струги, греки сказали — ништяк, над нами Покров Богородицы.
Язычество начинается с позиции «здесь и сейчас». Здесь и сейчас мне нужно здоровье, благополучие, покой и безопасность. А кто там создал вселенную — мне похрену, и мне похрену, кому поклоняться, лишь бы помогло.
Это мы, здесь и сейчас, сытые и благополучные. Чего же нам требовать от древних людей? Их жизнь была в сотни раз труднее, они не жили, а выживали. Их жизнь была натурально кровища, говнище и грязища — бесконечные войны, эпидемии, голод. Поэтому не надо удивляться, когда бог у древних евреев выглядывал из каждой крынки с молоком, учил их обрезывать письку новорожденным мальчикам и запрещал есть свинину. Сакрализация любого события — это убеждение себя в правомерности действий и признание своей слабости, беспомощности, несамостоятельности, страха перед жизнью, перед смертью, страха перед стихиями. Поэтому так трудно продираться через всё это к тем жемчужинам Божиих откровений, которые в Ветхом Завете всё же есть.
Мир древнего человека был очень маленький. Каждый сосед — это лютый враг, любая стихия — это угроза, каждый день — это борьба за жизнь. И немудрено, что пророки, которые говорили евреям об истинном, единственном Боге, часто были не к месту.
Полезет Моисей на Синай, зависнет там в ожидании скрижалей Завета — смотришь, евреи уже выдернули себе золотые коронки и отлили золотого тельца. Поют и пляшут, иди теперь разбирайся. Нарушит пророк Захария установленный порядок в храме ради нужды человека — замочат Захарию. Замочат прямо у жертвенника. Разбуянится Илия, рассердится на евреев, что те опять возвратились к Ваалу, к тому же золотому быку — иди сюда, Илия. Илию спасёт только самоизоляция на небе. Заикнётся Исайя о милосердии — его вообще перепилят деревянной пилой. Станет укорять Иоанн царя в инцесте — отрубят голову прямо на банкете.
Станем ли мы укорять евреев в неверности Богу? Давайте не станем. Шибко бедовая была жизнь древнего человека, шибко трудная. Поклонюсь хоть ваалу, хоть нахалу, хоть чёрту лысому — лишь бы не трогали, лишь бы не убивали, лишь бы было чего пожрать. Поэтому не будем удивляться, что в иудейское сознание проникали то египетские, то персидские, то вавилонские, то шумерские боги. Соседи жируют, а у нас неурожай. Кому там соседи кланяются? Ваалу? Иди сюда, бычара. Нас взяли в плен египтяне? Стало быть, их боги сильнее нашего бога. Пойдём им поклонимся.
Жить захочешь — не так раскорячишься.
Особенно интересно, как евреи узнавали волю Бога. Во всех документах Ветхого Завета мы постоянно встречаемся с тем, что еврей без Бога не может и задницу почесать, Бог руководит любым процессом, от сватовства до военной кампании
Смотрим документы. Узнавать волю Бога было три способа — слова пророков, вещие сны и некие таинственные предметы урим и туммим.
С пророками понятно. Когда пророк помогает в быту, он приятен. Когда пророк говорит о нравственности, мы перепилим его деревянной пилой. \\Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе\\
Со снами тоже всё понятно, православная аскетика давно с этим разобралась.
А что такое урим и туммим?
Это неизвестно. То ли евреи темнят, то ли этот небесный смартфон действительно безвозвратно утерян, но нам важно знать главное — это были некие магические предметы. Еть много версий, от гадательных палочек до драгоценных камней на наперснике священника, которые сияли неким таинственным светом, чтобы ответить на вопрос.
К урим и туммим очень серьёзно относились две категории граждан — древние евреи и немецкие нацисты. Гитлер даже снаряжал экспедиции, чтобы найти урим и туммим — «камни всевластия».
Итак, слова пророков, сны и магические предметы. Комментарии нужны?
И почему же мы теперь удивляемся, что бог евреев такой мелочный, мстительный, злобный? это не Бог такой, это люди такие.
Когда в еврейское Писание прорывается истинный Бог, мы слышим и страшноватые, и великие слова.

\\ Не бойся, Израиль. Не оставлю тебя, пока не сокрушу либо кости твои, либо сердце твоё\\

\\ Не тот пост угоден Мне, когда согнётся либо выя твоя, либо когда иссохнут чресла твои. Тот пост угоден Мне, когда ты будешь милостив \\

\\ Милости хочу, а не жертвы\\

\\ Жертва Богу — дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит\\

\\ Утешайте, утешайте народ Мой\\

Как отличить слова Бога от фольклора? Очень просто. Слова Бога всегда относятся лично к тебе. Только к тебе.


3 ноя 2020

ЗАНОЧУЮ В СТОГУ

От зоркого глаза читателя не укрылось, что название статейки «Без Бога нация — толпа» — это строчка из стихов иеромонаха Романа Матюшина. Читатель спросил, люблю ли я песенки иеромонаха Романа.
Да, очень люблю. Песенки Романа очень меня утешали на заре моего православия. Роман исповедовал тот же русский дзен, что и я. Концепцию русского дзена я описывал в истории кота Падлы — бутыль самогону, антоновское яблоко, сеновал, телогреечка, звёзды и лошадь.
С печалью скажу, что речь о раннем Романе, когда его интересовали замёрзшие лужи, олени, небо и звёзды. Поздний Роман, когда он стал страдать за Родину, мне уже не столь интересен. Страдальцев за Родину у нас пруд пруди, а специалистов по русскому дзену — хрен да маленько. Но это не отменяет великой моей к нему любви и уважения.
 

3 ноя 2020

О КНИГЕ БЫТИЯ

Много в письмах печали, что мы не поговорили о Книге Бытия, о еврейском мифе о сотворении мира. На этот счёт есть старые добрые лекции мятежного диака нашего. Не пугайтесь, это старый наш добрый Кураев, ещё не изуродованный скандалами с патриархией о половых девиациях священства. Лекции очень умные, рекомендую.

Лекция "О Книге Бытия — протодьякон Андрей Кураев"


Рецензии