Совок

1 дек 2020

Литературку писать пока не с руки, а потрепаться хоцца. Вижу, публика в комментариях вовсю тележит за совок. Обижают совок. Как говорил мой пулемётчик Васька Качашвили — «это нэспрауэдливо». Мы делаем ту же ошибку, которую делал совок. Как совок пытался вырезать из памяти историю царской России, так теперь мы пытаемся вырезать совок. Зачем?
Совок был хорошим проектом. Совок не виноват, что мы не потянули проект модерна. Совок не виноват, что мы сами себя загнали в стойло государства-корпорации. Совок не виноват, что мы сами себе надоели.
Совков, вообще-то, было несколько. Первый совок, большевистско-ленинский, был массовой галлюцинацией, что на земле бывает справедливость. Пошли сын на отца, брат на брата, залили землю кровью, и сами себя испугались.
Возник второй совок — реакция, контрреволюция, реставрация империи, только вместо династической аристократии, уже либо сбежавшей, либо отстрелянной, пришла новая элитка, элитка мелких уголовников во главе с мелким уголовником Кобой. Уголовники быстренько отстреляли большевиков и занялись индустриализацией. Уголовники провели ударную индустриализацию силами рабского труда и вернулись к крепостному праву, уничтожив фермерство и казачество, отняв у крестьян паспорта и загнав их в колхозы. По-другому уголовники не умеют, уголовники не экономисты. Феномен ГУЛАГа — это феномен не политический, а экономический. Формула «полстраны сидит — полстраны охраняет» — это не формула политики, это формула экономики уголовников, которые здраво рассудили — зачем платить, если можно посадить и заставить вкалывать за похлёбку? Железная логика.
Моё поколение, послевоенное, застало уже третий совок, уже совсем тухлый. Народ надорвался на войне, народ устал. А у элитки кончились идеи. Все эти визги Хрущёва типа «коммунизм к 1980 году», «в 1980 году я покажу вам последнего попа», «догоним и перегоним Америку» — это была уже болтовня ради болтовни. К концу эпохи Брежнева уже и болтовня поутихла. Наверху стали лихорадочно высасывать идеи из пальца. Всё, что высосали — это моральный кодекс строителя коммунизма, нагло переписанный из Нагорной проповеди, и формулу «социализм с человеческим лицом». Очень хочется спросить автора формулы — с чьим же тогда лицом был социализм до дедушки Брежнева? Но как-то я робею спросить. Страшно услышать, с какой звериной мордой был раньше социализм.
Согласитесь, насосали небогато. Однако надо ли непременно высасывать национальные идеи? Надо ли непременно вешать на палке морковку перед осликом? Позвольте усомниться. Сдаётся мне, что сама потребность в национальной идее возникает тогда, когда человек теряет космические смыслы, онтологические смыслы жизни.
Как-то раз, ещё на заре perestroyка, сидели мы выпивали с другом моим, датчанином Свеном Эриком Йесперсеном. И спросил я Свен-Эрика, а есть ли в Дании национальная идея? Какая идея движет датчанами?
Свен-Эрик долго думал. Ничего не придумал. Потом сказал —
— Да просто живём как-то...

Великий поэт и мыслитель Василий Андреевич Жуковский говорил —
— Нам не нужна никакая национальная идея. У нас есть Нагорная Проповедь.

Ну и не надо глумиться над совком. Когда кончились идеи модерна, стала видна голая жопа, с которой было как-то неловко перегонять Америку. И совок рухнул сам собой, никто его не убивал, а если кто его и добил — то сами идеологи совка, которым самим всё это смертельно надоело. Я таки думаю, что если бы удались реформы Косыгина, а Суслов разрешил бы Бога, совок бы не рухнул. Вполне было себе социальное государствие, вполне себе уютное. Не задушила бы жаба провести очень даже симпатичные реформы Косыгина, и отпустили бы Церковь на свободу — всё было бы путём. Хотя... глядя на сегодняшних церковных министров, очень хочется церковь опять запретить.
Сейчас, когда власть в стране взяла Тайная Канцелярия, она шибко затосковала по совку, и у нас тоже хочет вызвать ностальгию, напоминая нам о бесплатных школах и отсутствии уличной преступности. Меня опять терзают смутные сомненья. Если пред осликом опять вешают морковку, то пожрать опять не дадут. Если нам опять жаждут придумать национальную идею, то стало быть, опять жрать будет нечего. Тайная Канцелярия занялась реставрацией совка, она вовсю мастырит совок № 4, только теперь без социального государства. Тайная Канцелярия боится здоровых людей, а потому перво-наперво убила социалку, образование и медицину, исправляя ошибки совка. Посмотрим, что у них получится.
Я опять сомневаюсь. Тайная Канцелярия, получившая власть, стала очень похожа на элитку мелких уголовников Кобы.

На изобретение самого термина «совок» претендует музыкант Александр Борисович Градский. Он утверждает, что это он нечаянно придумал символ нашей жизни. Он говорит, что однажды они с его музыкантами шли с репетиции, и выпить им захотелось. Они купили портвейну и расположились в детской песочнице. А стакана у них не было. Они нашли в песочнице детский совочек и пили портвейн из совочка. И Борисыч, якобы посмотрев на этот совочек, якобы сказал —
— Вот так и вся наша жизнь. Голимый совок.

Я не знаю, правда это или нет. За что купил — за то продаю.


Видео: "Александр Градский — Антиперестроечный блюз"



2 дек 2020

ОПЯТЬ СОВОК

Началось в колхозе утро. Много гневных писем и от любителей совка, и от нелюбителей совка. Ещё прислали зачем-то в личку фильм «Начальник Чукотки». Ещё много вопросов, что же такое по сути совок.
По порядку. Когда тебя пинают радикалы, это всегда радует. Значит, ты на правильном пути. Один плотник из Назарета называл это царским путём. Сатана всегда в крайностях. Когда я был религиозен, меня пинали и церковные либералы, и поборники древнего благочестия. Когда теперь меня пинают слева и справа поборники совка и ненавистники совка, я знаю — я вместе с Плотником.
Я не враг совку, я не друг совку. За всё хорошее я совку благодарен, за всё плохое зла не держу.
Прислали мне «Начальника Чукотки» в издёвку или в одобрение — того не ведаю. Фильму эту зело люблю. Фильма очаровательная, хотя и не имеет ничего общего с реальностью.
Что такое совок? Совок — это очень просто. Совок — это государство-корпорация. По Жванецкому совок — это принцип «кто что охраняет, тот то и имеет». Совок — это когда не государство для человека, а человек для государства. Когда ты не личность, а винтик в механизме. Функция.
Главные мировоззренческие принципы совка мы слышали в каждом дворе —

ТЫ ЧЁ, САМЫЙ УМНЫЙ?

ТЕ ЧЁ, БОЛЬШЕ ВСЕХ НАДО?

Главный социальный принцип совка —

ТЫ НАЧАЛЬНИК — Я ДУРАК. Я НАЧАЛЬНИК — ТЫ ДУРАК.

Главный принцип социальных лифтов совка — наверх проползает не самый умный, способный и профессионально состоятельный, а самый преданный и лояльный. Совок — государство не профессионалов, а жополизов. Важно не уметь делать дело, важно лизнуть нужную жопу.
Все принципы совка сформулированы в «Горе от ума» Александра Сергеича Грибоедова и «Истории одного города» Михаила Евграфыча Салтыкова-Щедрина. У кого остались вопросы — ответы все там.

Надеюсь, на этом закончим скорбеть о судьбах Родины. Ещё маленько подрыхнем и станем писать себе литературку.




--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии