Богу должно быть интересно

27 дек 2020

Несколько невнятных похмельных мыслей на ночь. Я вчерась таки нарезался с братьями католиками, греками, греко-католиками, и всякими прочими клятыми пиндосами, которые не умеют правильно выбрать календарь, а живут в состоянии преступного легкомыслия.
Но я не похмеляюсь, я держусь, я не лечу подобное подобным, я наказан.
И пребывая в сумеречном состоянии подчерепного пространства, думаю мысль. Мысль извивается и жалобно пищит, но я всё равно её думаю. Мысль о случайностях, прозвучавшую ранее.
Умные люди говорят, что случайность есть непознанная закономерность. Умные люди на то и умные люди, что хорошо учились в школе, слушались маму и знают, что говорят. Случайность есть некоторое звено цепочки причинно-следственных связей, остальных звеньев которой мы не знаем. Потому и страдаем, как завещал нам великий Татхагата. Только Бог это знает. Бог в отличии от нас знает все причинно-следственные связи, только Бог знает, сколько надо выпить портвейну из открытого бассейну, чтобы открыть теорию относительности. Только Он знает, в какое время и под какую яблоню надо сесть в вечерний час, если твоя фамилия Ньютон. Только Он знает, какую бабочку нельзя раздавить, чтобы получилось человечество.
Потому отцы утверждают, что Бог всемогущ и всеведущ. Это бесспорно. Только Бог знает, за какую верёвочку надо дёрнуть в Ухрюпинске, чтобы открылась нужная дверь в Катманду. Но правильно ли мы понимаем всеведущесть Бога?
Да, мы не знаем, да и никогда не узнаем, каково это — смотреть в круг времени из круга вечности. Может быть, это интересно, а может быть, и не очень. Мы иногда представляем себе, будто бы Бог смотрит жизнь задом наперёд, из конца в начало, чтобы узнать, чем дело кончится прежде, чем оно началось. Таков, например, сюжет гениальной иконы Андрея Рублёва «Предвечный совет» — Троица грустно склонилась над Чашей, Отец, Дух и Логос печалятся, что мы выберем смерть, одному их них тоже придётся умереть от нашей руки.
А нас ещё нет. Мы только в проекте.
У одного писателя спросили, зачем Бог создал мир. Писатель почесал свою мудрую репу и сказал — чтобы Ему было что почитать. Забавно, но логично. Есть большая категория писателей, которые пишут для Бога.
Вот я и подумал — наверное, распутывать бесконечные причинно-следственные связи гораздо интереснее, чем крутить плёнку из конца в начало. Наверное, искать закономерности там, где мы видим только случайности — это гораздо интереснее, чем смотреть финальные титры, а потом начинать снимать кино.
При таком раскладе многое становится понятно. Становится понятным бунт слова по отношению к тексту — слово кричит автору — зачеркни меня, я не желаю ничего означать. Так получается нирвана.
Другое слово само себя перечёркивает, самоубийцы тоже не желают или не имеют сил быть. Так мы понимаем глупость самоубийства. Слово написано, но делает вид, что оно не написано.
Так становится понятной глупость концепции майи — Бог не спящий лентяй, а творческая Личность, он Художник. Против концепции спящего безразличного Абсолюта сильно протестует хрупкий и ранимый мир похмелья.
Так становится понятной концепция Дао. Ход вещей — это текст, а из песни слова не выкинешь.
Так начинают оформляться в формулы наши интуиции, что мир — это не результат, это процесс, и жизнь — это не результат, это процесс. Так становится понятной бесконечность жизни, так становится понятным наш подсознательный бунт против смерти. Мы чувствуем неестественность смерти, хотя очевидность нам говорит об обратном. Так становится понятной бесконечная космическая мудрость нашего учителя физкультуры, который говорил, что движение — жизнь.
Бог вместе с Брэдбери охраняет ту бабочку, на которую нельзя наступить, иначе не получится человек. Бог вместе с Гёте и Булгаковым смотрит, что будет, если отдать этот мир сатане. Бог вместе с Шаламовым смотрит, до каких мрачных бездн должен пасть человек, чтобы человека стошнило самого от от себя. Бог вместе с Пушкиным смотрит, как народ умеет безмолвствовать, когда надо кричать.
Бог нас читает. Ему интересно. Параллельно Он отслеживает все причинно-следственные связи — какой червячок должен подгрызть черенок того яблока, которое должно ударить по голове Ньютона, из какого созвездия должен прилететь тот фотон, который поселится в мозге Эйнштейна, и который щёлкнет в нужный момент правильной нейронно-синаптической связью, и какая погода должна быть завтра в долине Евфрата, чтобы Авраам предположил, что есть что-то выше солнца и выше луны...
Богу интересно. Богу должно быть интересно. Может быть, поэтому так непредсказуем и нелогичен был Христос. Может быть, поэтому Христос так смеялся над нашей логикой. Наверное, поэтому мы не понимаем главенство милосердия над справедливостью, а любви над законом. Мы ещё маленькие. Наша логика, которую мы почитаем как вершину нашего разума, наверное, очень примитивна своею линейностью. Но мир нелинеен. Физика и биология начинают отходить от концепций линейных процессов. У них пока от этого люто сносит башни, но мы это переживём.

Будем же нелинейны и нелогичны. Не станем похмеляться, будем пить иван-чай, подаренный старому чукче заботливыми руками его издателей Ани и Вари.
Иван-чай и мужчина Зиновий всё знают о Дао.



--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии